Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2021 года г. Бежецк
Бежецкий межрайонный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Михайловой М.Ю.
при секретаре судебного заседания Садиковой В.С.,
с участием помощника Бежецкого межрайонного прокурора Окуловой А.А.,
представителя административного ответчика администрации Бежецкого района Тверской области Лихачевой Т.В.,
представителя административного ответчика МБУ Бежецкого района Тверской области «Чистый город» Кокорева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора, поданному в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Бежецкого района Тверской области, муниципальному бюджетному учреждению Бежецкого района Тверской области «Чистый город» о возложении обязанности на администрацию Бежецкого района Тверской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки и возложении обязанности на МБУ Бежецкого района Тверской области «Чистый город» ликвидировать несанкционированную свалку,
у с т а н о в и л:
Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Бежецкого района Тверской области, МБУ Бежецкого района Тверской области «Чистый город» об обязании администрации Бежецкого района Тверской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки, находящейся в 20 метрах от дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Бежецк, ул. Шишкова, д. 42, на земельном участке с кадастровым №; обязании МБУ Бежецкого района Тверской области «Чистый город» в срок до 01.06.2021 г. ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в 20 метрах от дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Бежецк, ул. Шишкова, д. 42, на земельном участке с кадастровым №. Требования мотивированы тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с п.20 ст.8 Устава муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк» Бежецкого района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения - г. Бежецк Бежецкого района Тверской области от 17.03.2006 г. №21, к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии с подп. 16, 18 п.1 Решения Совета депутатов городского поселения - г. Бежецк от 28.08.2014 г. №46 «О передаче осуществления полномочий органами местного самоуправления муниципального образования городское поселение - г. Бежецк Тверской области» МО «Бежецкий район», Решением Собрания депутатов Бежецкого района от 29.08.2014 г. №85 «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления полномочий от органов местного самоуправления муниципальное образование городское поселение - г. Бежецк Тверской области» приняло с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 г. осуществление полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Решением Собрания депутатов Бежецкого района от 19.12.2017 г. №339 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Бежецкого района от 29.08.2014 г. №85 «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления полномочий от органов местного самоуправления муниципальное образование городское поселение - г. Бежецк Тверской области» период принятия полномочий муниципальным районом от городского поселения - г. Бежецк увеличен до 31.12.2023 г. Таким образом, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора населения, осуществлению муниципального земельного контроля возложена на администрацию Бежецкого района. В ходе проведенной проверки установлено, что в 20 метрах от дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Бежецк, ул. Шишкова, д. 42, на земельном участке с кадастровым №, относящимся к землям населенных пунктов, расположена свалка отходов производства и потребления. Указанная свалка является несанкционированной. МБУ «Чистый город» на основании муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2021 год, выданного администрацией Бежецкого района, осуществляет уборку несанкционированных навалов мусора. Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о ненадлежащем выполнении МБУ «Чистый город» муниципального задания. Кроме того, наличие несанкционированной свалки нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. Прокурор в силу ст.39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Административное исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, т.к. точный круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела – невозможно.
Определением судьи от 12.02.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского поселения – г. Бежецк Тверской области.
В судебном заседании помощник Бежецкого межрайонного прокурора Окулова А.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представители административных ответчиков администрации Бежецкого района Тверской области Лихачева Т.В., МБУ Бежецкого района Тверской области «Чистый город» Кокарев А.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований прокурора.
Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Выслушав помощника Бежецкого межрайонного прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Главой 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Статьей 51 главы 7 названного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В статье 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из ч.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу положений ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу п. 1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 20 ст. 8 Устава муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк Бежецкого района Тверской области» определено, что к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из п.16 ст.1 решения Совета депутатов городского поселения город Бежецк от 28.08.2014 г. №46 следует, что осуществление полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления МО городское поселение – г. Бежецк передано органам местного самоуправления МО «Бежецкий район» по решению, в том числе вопросов местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.16 ст.1 решения Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области №85 от 29.08.2014 г. (в редакции решения Собрания депутатов Бежецкого района №339 от 19.12.2017 г.) осуществление полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приняты органами местного самоуправления МО «Бежецкий район» на период с 01.01.2015 г. по 31.12.2023 г. от органов местного самоуправления МО «Городское поселение - г. Бежецк».
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а обязанность по организации сбора и вывоза мусора с территорий несанкционированных свалок в городских поселениях, в частности в г. Бежецк, лежит на органах местного самоуправления – МО «Бежецкий район» в лице ее администрации.
Из Устава Муниципального бюджетного учреждения Бежецкого района Тверской области «Чистый город» следует, что данное учреждение создано в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории г. Бежецк и Бежецкого района Тверской области. Учредителем и собственником имущества учреждения является МО «Бежецкий район» Тверской области. Полномочия учредителя учреждения от имени МО «Бежецкий район» осуществляет администрация Бежецкого района Тверской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, Уставом путем выполнения работ, оказания услуг в сфере деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории г. Бежецк и Бежецкого района Тверской области на основе муниципального задания, утвержденного соответствующим органом. Одним из основных видов деятельности учреждения является уборка территории и вывоз ТКО, снега, твердых и жидких отходов из жилищного фонда, с предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, а также несанкционированных свалок (п.п. 1.1, 1.8, 1.9, 2.2, 2.5 Устава).
Из муниципального задания на оказание муниципальных услуг МБУ «Чистый город» на 2021 г., утвержденного распоряжением администрации Бежецкого района от 29.12.2020 г. №801-р следует, что МБУ «Чистый город» обязано убирать несанкционированные навалы. При этом основанием для досрочного прекращения исполнения муниципального задания является ликвидация или реорганизация МБУ «Чистый город», исключение данного вида работ из базового (отраслевого) перечня услуг (работ).
Из акта осмотра от 11.12.2020 г. следует, что помощником Бежецкого межрайонного прокурора произведен осмотр несанкционированной свалки, находящейся в г. Бежецке около дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Бежецк, ул. Шишкова, д. 42. В ходе осмотра установлено, что несанкционированная свалка находится около дома, расположенного по адресу: Тверская область, г. Бежецк, ул. Шишкова, д. 42, на земельном участке с кадастровым №. Несанкционированная свалка представляет собой навал твердых коммунальных отходов.
Наличие несанкционированной свалки подтверждается фотографиями, приложенными к акту осмотра, не отрицалось это и представителями административных ответчиков в судебном заседании.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
Из вышеперечисленных требований действующего законодательства следует, что запрещено захламлять, загрязнять, допускать деградацию и ухудшение плодородия почвы, а в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Таким образом, установленный факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов на указанной территории городского поселения свидетельствует о непринятии администрацией Бежецкого района и созданного ею в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления МБУ «Чистый город» должных мер по организации сбора и вывоза несанкционированных навалов мусора, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку наличие несанкционированной свалки нарушает права граждан на охрану здоровья и поддержание благоприятной окружающей среды, заявленные Бежецким межрайонным прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Административное исковое заявление Бежецкого межрайонного прокурора, поданное в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Бежецкого района Тверской области, муниципальному бюджетному учреждению Бежецкого района Тверской области «Чистый город» удовлетворить.
Обязать администрацию Бежецкого района Тверской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки, находящейся в 20 метрах от дома №42 по ул. Шишкова г. Бежецк Тверской области, на земельном участке с кадастровым №.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение Бежецкого района Тверской области «Чистый город» в срок до 01.06.2021 г. ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в 20 метрах от дома №42 по ул. Шишкова г. Бежецк Тверской области, на земельном участке с кадастровым №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 05 марта 2021 года.
1версия для печатиДело № 2а-105/2021 ~ М-54/2021 (Решения)