ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-105/2021 от 08.02.2021 Верещагинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-105/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 февраля 2021 года УИД 59RS0014-01-2020-001737-10

Верещагинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Файзрахмановой Л.А., при секретаре Швецовой Д.С, с участием старшего помощника прокурора Верещагинского района Тетеновой И.В., представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино дело по административному иску Администрации Верещагинского городского округа Пермского края к Отделу судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю об уменьшении исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Верещагинского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю об уменьшении исполнительского сбора, установленного постановлением от 30.11.2018 до 37500 рублей.

Требования мотивированы тем, что решением Верещагинского районного суда по делу № 2-95/2017 иск прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, удовлетворены. На администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение одного года после вступления решения суда в законную силу принять меры по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, путем выполнения следующих работ:

-разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки;

-паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Так же возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в течение одного года после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в срок до 01.06.2018 разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения.

На основании решения суда 20.04.2018 возбуждено исполнительное производство (номер). В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения 30.11.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установления нового срока для исполнения требований. Определением Верещагинского районного суда от 28.08.2020 произведена замена должника администрации МО «Зюкайское сельское поселение» на правопреемника администрацию Верещагинского городского округа. В соответствии с Законом Пермского края от 23.02.2019 №355-ПК «Об образовании нового муниципального образования Верещагинский городской округ Пермского края» был образован Верещагинский городской округ Пермского края. Органы местного самоуправления Верещагинского городского округа сформированы только 01.01.2020. Таким образом, администрации Верещагинского городского округа необходимо обеспечить выполнение 23 решений судов неимущественного характера за счет средств Верещагинского городского округа Пермского края. В бюджете Верещагинского городского округа отсутствует возможность обеспечить выполнение всех решений единовременно. Бюджет Верещагинского городского округа на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. утвержден решением Думы (дата), бюджетные ассигнования распределены получателями средств бюджета в разрезе расходных обязательств и одновременно приняты бюджетные обязательства для исполнения их в текущем финансовом году. В связи с отсутствием свободных денежных средств в бюджете, оплатить исполнительский сбор является затруднительным, просит снизить его размер.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала, доводы, изложенные в административном иске, подтвердила.

Представитель административного ответчика Отдела судебный пристав-исполнитель ОСП по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещался надлежаще о дне и месте рассмотрения административного дела.

Представитель административного ответчика Управления ФССП по Пермскому краю уведомлен о разбирательстве дела в установленном законом порядке, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, выразил возражения относительно заявленных требований.

Исследовав письменные доказательства, материалы исполнительного производства (номер), заслушав прокурора Тетенову И.В., которая не возражала против удовлетворения заявленных требований, суд считает административное исковое заявление Администрации Верещагинского городского округа подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 358 КАС РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на должника налагается денежное взыскание - исполнительский сбор.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации)(пункт 75 названного Пленума).

В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельства отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Из приведенных норм права следует, что для удовлетворения заявления об уменьшении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Судом установлено, что решением Верещагинского районного суда от 13.02.2017 по делу № 2-95/2017 исковые требования прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, удовлетворены. На администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение одного года после вступления решения суда в законную силу принять меры по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, путем выполнения следующих работ:-разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и разметки; -паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Так же возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в течение одного года после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края в срок до 01.06.2018 разработать и утвердить программу комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения.

Отделом судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (дата) возбуждено исполнительное производство (номер)

Поскольку требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения должником не исполнено, (дата) судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлении нового срока исполнения.

Определением Верещагинского районного суда от 28.08.2020 произведена замена должника администрации МО «Зюкайское сельское поселение» Верещагинского муниципального района на правопреемника администрацию Верещагинского городского округа.

В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

(дата) Администрация Верещагинского городского округа обратилась в суд с требованием об уменьшении исполнительского сбора, установленного постановлением от (дата) до 37500 рублей, указывая на дефицит бюджета Верещагинского городского округа.

К доводам о снижении размера исполнительского сбора административным истцом предоставлены документы о бюджете Верещагинского городского округа Пермского края.

Суд полагает, что в действиях администрации Верещагинского городского округа отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда.

С учетом изложенного, степени вины административного истца, суд приходит к выводу о возможном снижении размера исполнительского сбора до 37 500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179, 180, 177 КАС РФ, удопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации Верещагинского городского округа к Отделу судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому района УФССП России по Пермскому краю об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного, постановлением судебного пристава-исполнителя по Очерскому и Верещагинскому района УФССП России по Пермскому краю от 30.11.2018 по исполнительному производству (номер) от (дата), до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья Л.А.Файзрахманова