РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киренск 23 июня 2021 года
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Саая М.С., при секретаре Ворониной В.А., с участием административного истца прокурора Киренского района Иркутской области Макеева С.В., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-105/2021 по административному исковому заявлению прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Киренского муниципального района об обязании организовать круглогодичную бесперебойную беспрепятственную транспортную доступность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Киренского района Иркутской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности проведена проверка исполнения администрацией Киренского муниципального района полномочий по осуществлению дорожной деятельности на территории Киренского района. В ходе проведенной проверки установлено, что до с. Коршуново Киренского района отсутствует круглогодичная транспортная доступность для беспрепятственного проезда до данного населенного пункта. Кроме того, прокуратурой района проведена проверка по обращению депутата Думы Киренского муниципального района ФИО2 от 18.12.2020 по вопросу законности установки шлагбаума в п. Давыдова Киренского района.
Ранее 28.02.2020 администрацией района обследована территория спорного земельного участка, на котором ООО «Витим-Лес» в декабре 2019 года был установлен шлагбаум. В связи с наличием препятствий на территории, прилегающей к б.н.п. Давыдова, арендатору даны устные разъяснения о недопустимости ограничения пользования земельным участком населения, осуществляющему проезд по территории, находящейся в пользовании ООО «Витим-Лес» по договору аренды № 13-юл/12.
Из ответа администрации Киренского муниципального района от 14.02.2020 года следует, что принято решение об установлении публичного сервитута в границах арендуемого земельного участка в целях недопущения ограничения проезда к населенным пунктам. Сервитут до настоящего времени не установлен. Также администрацией района указано на начало строительства дороги в обход производственных объектов б.н.п. Давыдова, которая на сегодняшний день не обустроена.
Ранее прокуратурой района проводилась проверка по аналогичному обращению, в ходе которой установлено, что до с. Коршуново Киренского района отсутствует дорога с твёрдым покрытием для беспрепятственного проезда жителей населенного пункта.
Постановление мэра Киренского района от 21.02.2021 № 38 утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в который включена дорога от д. Орлова до с. Коршуново, а до д. Орлова имеется один технологический проезд с ледовой переправой через р. Пилюда, открытого для всех видов транспорта ООО «ВитимЛес». Иная транспортная доступность от г. Киренска до с. Коршуново отсутствует.
Согласно п. 11 с. 9 Устава Киренского муниципального образования к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В с. Коршуново проживает 124 гражданина, а также находятся социальные объекты: СОШ с. Коршуново, детский сад с. Коршуново, ФАП, здание Почты России, СКДЦ «Созвездие», здание администрации, магазины.
При наличии граждан, постоянно зарегистрированных по месту жительства в с. Коршуново органы местного самоуправления не могут быть освобождены обязанности обеспечивать их жизнедеятельность.
Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Киренского муниципального района полномочий по обеспечению жизнедеятельности жителей с. Коршуново в части исполнения законодательства в области автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения.
Кроме того, согласно заявлениям главы Коршуновского муниципального образования в зимний период 2020-2021 из-за отсутствия дорожного сообщения до с. Коршуново отсутствовало дизельное топливо для дизельных электростанций, от которых обеспечивается электроснабжение в данном населенном пункте. В связи с этим на территории Коршуновского муниципального образования постановлением мэра Киренского района от 20.01.2021 года № 34 был объявлен режим повышенной готовности.
Отсутствие дорожного сообщения до с. Коршуново не позволило ООО «Киренскэнергосервис», обеспечивающего электроснабжением населения с. Коршуново, осуществить доставку дизельного топлива до населенного пункта и создало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Непринятие со стороны администрации Киренского муниципального района мер по организации дорожной деятельности и беспрепятственному проезду до Коршуновского муниципального образования может привести к прерыванию процесса электроснабжения с последующим причинением значительного материального ущерба муниципальному имуществу, а также частной собственности, нарушению прав граждан на получение качественных коммунальных услуг, продуктов питания в необходимых объемах.
Киренский район, в состав которого входит Коршуновское муниципальное образование, в соответствии с Постановлением СССР от 10.11.1967 № 1029 входит в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и отсутствие круглогодичной транспортной доступности в условиях проживания в районе, приравненному к Крайнему Северу, может привести к отсутствию продуктов питания, своевременному оказанию медицинской помощи и как следствие к возникновению чрезвычайной ситуации.
Количество граждан, права которых могут быть нарушены, не является постоянным, в силу различных причин меняется. Индивидуализировать указанных лиц не представляется возможным, в связи с чем прокурор в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц, просит обязать администрацию Киренского муниципального района организовать круглогодичную бесперебойную беспрепятственную транспортную доступность до с. Коршуново, установить срок исполнения требований до 31.12.2021 года.
В судебном заседании прокурор Киренского района Иркутской области Макеев С.В. на заявленных требованиях настаивал, поддержав доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Киренского муниципального района – ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленный административный иск не признала, пояснила, что администрацией Киренского муниципального района организована транспортная доступность до с. Коршуново Киренского района посредством воздушного сообщения в зимний период (вертолет), речным транспортом в летний период, таким образом, местное население имеет возможность быть связанным с районным центром для решения всех возникающих вопросов жизнедеятельности. При этом количество рейсов транспорта устанавливается с учетом мнения проживающих на данной территории граждан.
Представитель заинтересованного лица глава администрации Коршуновского сельского поселения ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Дорожная служба Иркутской области» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица, а также представили письменные пояснения, из которых следует, что рассмотрение искового заявления прокурора Киренского района не затрагивает и не может затрагивать прав, обязанностей и законных интересов АО «ДСИО», фактически они не являются заинтересованным лицом, поскольку автомобильная дорога Орлово – Коршуново отсутствует в перечне автомобильных дорог, переданных на содержание АО «ДСИО».
Представитель заинтересованного лица ООО «Витим-Лес» ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица, суду представили возражения.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит административные исковые требования прокурора Киренского района подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
На основании ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.
В силу ч.1 ст. 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ч. 5 ст. 9 Устава Киренского муниципального района к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных) мест, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В случае неисполнения требований закона, возникает угроза нарушения прав и законных интересов граждан на обеспечение бесперебойным предоставлением коммунальных услуг, соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим нормам, а также возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на объектах жизнеобеспечения.
В соответствии с п.п. «в», «г», «д» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственником и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее-Правил), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В силу п. 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальных услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Киренского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности проведена проверка исполнения администрацией Киренского муниципального района полномочий по осуществлению дорожной деятельности на территории Киренского района, по результатам которой установлено, что до с. Коршуново Киренского района отсутствует круглогодичная транспортная доступность для беспрепятственного проезда до данного населенного пункта.
Кроме того, прокуратурой района проведена проверка по обращению депутата Думы Киренского муниципального района ФИО2 от 18.12.2020 по вопросу законности установки шлагбаума в п. Давыдова Киренского района.
Из ответа администрации Киренского муниципального района от 14.02.2020 года следует, что принято решение об установлении публичного сервитута в границах арендуемого земельного участка в целях недопущения ограничения проезда к населенным пунктам. Сервитут до настоящего времени не установлен. Также администрацией района указано на начало строительства дороги в обход производственных объектов б.н.п. Давыдова, которая на сегодняшний день не обустроена.
Ранее прокуратурой района проводилась проверка по аналогичному обращению, в ходе которой также установлено, что до с. Коршуново Киренского района отсутствует дорога с твёрдым покрытием для беспрепятственного проезда жителей населенного пункта.
Постановление мэра Киренского района от 21.02.2021 № 38 утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в который включена дорога от д. Орлова до с. Коршуново, а до д. Орлова имеется один технологический проезд с ледовой переправой через р. Пилюда, открытого для всех видов транспорта ООО «ВитимЛес». Иная транспортная доступность от г. Киренска до с. Коршуново отсутствует.
На территории Коршуновского муниципального образования постановлением мэра Киренского района от 20.01.2021 года № 34 также был объявлен режим повышенной готовности. Отсутствие дорожного сообщения до с. Коршуново не позволило ООО «Киренскэнергосервис», обеспечивающего электроснабжением населения с. Коршуново, осуществить доставку дизельного топлива до населенного пункта и создало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
И.о. прокурора Киренского района в адрес и.о. главы Киренского муниципального образования также направлено предостережение от 26.10.2020 и представление от 29.10.2020 о недопустимости нарушения федерального законодательства в области безопасности дорожного движения и необходимости принятия мер к обеспечению прохождения зимнего периода.
В нарушение требований федеральных законов № 196-ФЗ от 10.12.1994,, № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 68-ФЗ от 21.12.1994, до настоящего времени указанные нарушения в сфере безопасности дорожного движения администрацией Киренского городского поселения не устранены.
Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку законом и Уставом Киренского муниципального района на ответчика как на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией Киренского муниципального района организована транспортная доступность до с. Коршуново Киренского района посредством воздушного сообщения в зимний период (вертолетом) 2 раза в месяц, речным транспортом в летний период, а также об отсутствии в настоящее время у ответчика денежных средств на строительство дороги, не могут быть приняты во внимание, поскольку нерегулярное воздушное и транспортное сообщение в определённый период времени не обеспечивает круглогодичную бесперебойную беспрепятственную транспортную доступность до с. Коршуново Киренского района, а отсутствие и недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Несоблюдение и ненадлежащее исполнение администрацией Киренского муниципального района требований вышеуказанных федеральных законов по обеспечению жизнедеятельности жителей с. Коршуново в части исполнения законодательства в области автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации в области автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, непринятие мер по организации дорожной деятельности и беспрепятственному проезду до Коршуновского муниципального образования нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, к дезорганизации работы учреждений социального обеспечения и других потребителей. Отсутствие круглогодичной транспортной доступности в условиях проживания населения в районе, приравненному к Крайнему Северу, может привести к отсутствию продуктов питания, своевременному оказанию медицинской помощи и как следствие к возникновению чрезвычайной ситуации, а также к прерыванию процесса электроснабжения с последующим причинением значительного материального ущерба муниципальному имуществу, а также частной собственности, нарушению прав граждан на получение качественных коммунальных услуг, продуктов питания в необходимых объемах.
Кроме этого, учитывая, что бездействие администрации Киренского муниципального района по не организации круглогодичной бесперебойной беспрепятственной транспортной доступности до с. Коршуново Киренского района является длящимся и не связано с моментом принятия мер реагирования со стороны прокуратуры в виде предписания, то суд приходит к выводу, о том, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Согласно п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом
С учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц и объема необходимых мероприятий, а также требований законодательства, суд считает разумным установить срок для исполнения требований административного истца до 31.12.2021.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Киренского муниципального района об обязании организовать круглогодичную бесперебойную беспрепятственную транспортную доступность - удовлетворить.
Обязать администрацию Киренского муниципального района в срок до 31 декабря 2021 года организовать круглогодичную бесперебойную беспрепятственную транспортную доступность до с. Коршуново Киренского района Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.С. Саая
Мотивированное решение суда составлено 07 июля 20212 года.
Судья М.С. Саая