ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-105/2021 от 28.01.2021 Беляевского районного суда (Оренбургская область)

56RS0006-01-2021-000055-42 № 2а-105/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2021 года с.Беляевка

Беляевский районный суд Оренбургской области

в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В.

при секретаре Лотоцкой Т.В.,

с участием: заместителя прокурора Беляевского района Киясова А.А.,

представителя административного истца Людиженского А.С.

административного ответчика Антоненко В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области к Антоненко В.Н. о продлении срока временного помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области (далее - УМВД России по Оренбургской области) обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику Антоненко В.Н. (далее - Антоненко В.Н., административный ответчик), указав, приговором Новотроицкого городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. Антоненко В.Н. осужден к <данные изъяты> лишения свободы.

Распоряжением Минюста России -рн от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ. УМВД России по Оренбургской области вынесено решение о депортации административного ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ. Антоненко В.Н. освобожден из ФКУ ИК<данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области по отбытию наказания.

Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу, Антоненко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывает административный истец, для исполнения решения о депортации административного ответчика УМВД России по Оренбургской области необходимо приобрести проездные документы в бюджетном ценовом диапазоне, в связи с чем, срок нахождения административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району должен быть продлен.

В связи с изложенным, административный истец УМВД России по Оренбургской с учетом изменения требований, просит суд:

вынести решение о продлении срока временного помещения в Центр временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес>, Антоненко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики <данные изъяты>, подлежащего депортации, до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель УМВД России по Оренбургской области по доверенности Людиженский А.С. изменил требования административного иска, пояснил, что для исполнения решения о депортации Антоненко В.Н., последнему приобретен электронный билет на 06.02.2021г., просил подлить срок временного содержания Антоненко В.Н. до ДД.ММ.ГГГГ

Административный ответчик Антоненко В.Н. возражал в удовлетворении измененных исковых требований, указав, что он был незаконно помещен в Центр, процедура депортации в отношении него не была исполнена административным истцом до настоящего времени, несмотря на наличие билетов на самолет в Республику Беларусь; решение о депортации он не оспаривал, т.к. о нем не знал.

Заслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения измененных требований административного искового заявления, исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела суд приходит к следующему.

Согласно части 4 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".

Пунктом 11 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

В силу статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 ст.31 Федерального закона N 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно пункту 9 ст.31 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В силу ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Статьей 10 Федерального закона N 115-ФЗ определено, что документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

Согласно ч.1 ст.269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Согласно ч.2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В судебном заседании на основании решения Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу, по делу установлено, что Антоненко В.Н. является гражданином Республики <данные изъяты> имеется действительный паспорт иностранного гражданина , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Приговором Новотроицкого городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. Антоненко В.Н. осужден к <данные изъяты> лишения свободы за совершение в ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ преступлений по <данные изъяты> УК РФ, т.е. особо тяжкое преступление против жизни и здоровья человека и преступление средней тяжести против собственности при отягчающих обстоятельствах, указанных в приговоре.

В связи с чем, по запросу Генеральной прокуратуры РФ Антоненко В.Н. был выдан РФ на основании решения Генеральной прокуратуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Минюста России -рн от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Антоненко В.Н. принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ. УМВД России по Оренбургской области вынесено решение о депортации административного ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ. Антоненко В.Н. освобожден из ФКУ ИК<данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области по отбытию наказания.

На момент вынесения настоящего решения вышеуказанное распоряжение о нежелательности пребывания и решение о депортации не изменены и не отменены.

Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., Антоненко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес> (далее- Центр) до 27.01.2021г.

При принятии настоящего административного иска ДД.ММ.ГГГГ. на основании ч.3 ст. 267 КАС РФ и ст. 268 КАС РФ срок пребывания административного ответчика в Центре был продлен на период рассмотрения настоящего административного дела, но не более 5 дней.

Как указано в иске представителем административного истца, до настоящего времени исполнить решение о депортации не представилось возможным, поскольку отсутствовала возможность приобрести проездные документы для Антоненко В.Н. в бюджетном ценовом диапазоне.

Для исполнения решения о депортации УМВД России по Оренбургской области и для возвращения Антоненко В.Н. на родину приобретен проездной документ - билет на вылет самолетом из г.Москвы аэропорт Шереметьево ДД.ММ.ГГГГ год в Республику <данные изъяты>

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что необходимость в исполнении решения о депортации административного ответчика, установленная вышеуказанным решением Беляевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения о депортации административного ответчика от 27.11.2020г., не изменилась и не отпала.

При этом суд отклоняет за необоснованностью доводы административного ответчика о том, что он не обжаловал решение о депортации, поскольку о нем не знал, которые опровергаются многочисленными доказательствами.

Как следует из административного дела Антоненко В.Н. присутствовал на судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. при рассмотрении дела, где был поставлен в известность судьей устно о наличии решения от ДД.ММ.ГГГГ. о его депортации при исследовании материалов дела. Более того, при получении административного иска, ДД.ММ.ГГГГ. Антоненко В.Н. получил вместе с иском копии прилагаемых документов, в т.ч. решение о его депортации от ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует его подпись в расписке о получении всех документов, поставленная без возражений. Возражений устных в судебном заседании в отношении того, что он не получил решение о своей депортации от ДД.ММ.ГГГГ. он не высказывал. ДД.ММ.ГГГГ. Антоненко В.Н., также, получил решение Беляевского районного суда по вышеуказанному дела, которое содержит подробные сведения о принятом компетентным органом решения о депортации административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд также отклоняет доводы административного ответчика о нарушении его прав Российской Федерацией, которая ввиду его экстрадиции должна была предоставить ему право беспрепятственно покинуть территорию РФ немедленно после отбытия наказания, как основанное на неправильном понимании и применении норм международного и национального права РФ.

Экстрадиция - это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

В настоящее время действует "Европейская конвенция о выдаче", заключенная в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированная РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ с оговорками и заявлениями.

Статья 1 указанной Конвенции закрепляет, что договаривающиеся Стороны обязуются выдавать друг другу при соблюдении положений и условий, изложенных в этой Конвенции, всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей Стороны осуществляют судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте.

Кроме того, вопросы выдачи регулируются и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в силу ДД.ММ.ГГГГ, для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Однако указанные правовые акты не регулируют порядок депортации экстрадированного лица, отбывшего наказание.

В силу вышеуказанных федеральных законов №114-ФЗ и №115-ФЗ лицо, в отношении которого компетентным органом РФ принято решение о его нежелательности нахождения в Российской Федерации, подлежит депортации, понятие которого указано выше.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации, и не влечет нарушение прав иностранного гражданина, вызванного его депортацией и не может рассматриваться, как ограничение права на свободу, которое предусмотрено международными нормами, национальным законодательством РФ: Конституцией РФ, частью 2 статьи 32.2, ст. 35 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которые предусматривают ограничение прав иностранного гражданина в целях обеспечения прав и законных интересов других лиц.

Как следует из вышеуказанных документов пребывание административного ответчика на территории РФ создает реальную угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся на ее территории; доказательств, свидетельствующих о законности пребывания на территории РФ административным ответчиком, также не представлено, в связи с чем применение к административному ответчику мер в виде помещения в специальное учреждение носит обеспечительный характер для исполнения процедуры депортации иностранного гражданина и ограничивает его право на передвижение в той мере, которая предусмотрена международным и национальным законодательством РФ.

Доказательств, свидетельствующих о неэффективности процедуры депортации, осуществляемой административным истцом, невозможности содержания административного ответчика в Центре по состоянию здоровья, или невозможности исполнения решения о депортации ввиду отказа страны гражданской принадлежности Антоненко В.Н.в принятии своего гражданина, а следовательно, невозможности исполнения решения о депортации, суду не представлено.

Согласно ч.1 ст.269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

С учетом приведенных правовых норм, а также представленных доказательств по настоящему административному делу, принимая во внимание, что в отношении административного ответчика федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции принято решение о депортации, а материалами дела подтверждается необходимость обеспечения исполнения данного решения, суд считает необходимым продлить срок помещения Антоненко В.Н. в Центре временного содержания иностранных граждан.

При обсуждении вопроса о сроке нахождения Антоненко В.Н. в Центре, суд исходит из того, что Антоненко В.Н. находится в Центре с ДД.ММ.ГГГГ., т.е. более 3-х месяцев с момента отбытия наказания, учитывая необходимость соблюдения разумных сроков исполнения решения о депортации, суд считает возможным продлить срок пребывания административного ответчика в Центре до исполнения решения о депортации, но не более даты его вылета, которая согласно электронному билету на имя Антоненко В.Н. назначена на ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, административное исковое заявление УФМС России по Оренбургской области обосновано и подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ст. 269 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области удовлетворить частично.

Продлить срок пребывания гражданина Республики <данные изъяты>, Антоненко В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помещенного в Центр временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес>, до исполнения решения о депортации, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнение решения суда возложить на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области- отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Беляевский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья К.В. Занездрова