Дело 2а-1060/17
Поступило в суд 10.07.2017года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2017года г. Куйбышев, НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Силкиной Р.И.
при секретаре Чистяковой Н.А.
представителя административного истца ФИО1
административного ответчика Кудрявцева С.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области к прокурору Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об оспаривании протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокурору Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными протеста прокурора С.В. Кудрявцева от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области, и его отмене.
В обоснование заявления административный истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях советником юстиции Кудрявцевым С.В. внесен протест №в-2017 на приказ ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании добровольной пожарной дружины из числа сотрудников», в соответствии с которым прокурор требует отменить указанный приказ по тем основаниям, что создание добровольной пожарной дружины в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> приказом начальника учреждения не возможно и противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Считает данный протест незаконным, необоснованным, создающим препятствия в осуществлении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> деятельности по исполнению приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также в профилактике пожаров на объектах ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН, России по <адрес>, поскольку указанным протестом незаконно возложена обязанность по отмене приказа ФКУ СИЗО- ГУ ФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании добровольной пожарной дружины из числа сотрудников».
Указывая в протесте на порядок создания добровольной пожарной дружины только путем учреждения общественного объединения, а также, что учредителем объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации, прокурор ссылается на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», которым установлены правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии данных общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных.
Тогда как, предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.
Приказом ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании добровольной пожарной дружины из числа сотрудников» создана добровольная пожарная дружина, на основании п. 157 приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№, которая не является общественным объединением добровольной пожарной охраны. Данным приказом не определен порядок создания добровольной пожарной дружины путем образования общественного объединения, на которое указывает прокурор в абзаце 1 листа 2 протеста №в-2017.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» «добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, оснащенное первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств».
Согласно п. 5 ст. 2 названного закона работником добровольной пожарной охраны является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны.
В состав добровольной пожарной дружины, созданной приказом ФКУ СИЗО- 2 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, входят сотрудники ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>, то есть не являются работниками общественного объединения пожарной охраны.
Таким образом, протест прокурора Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях советника юстиции Кудрявцева С.В. от ДД.ММ.ГГГГ 7 №в-2017 создает препятствия в осуществлении деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; в частности деятельности группы пожарной профилактики отдела режима ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>, регламентированной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ прокурору Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направлен ответ № на протест № с просьбой отменить протест, как внесенный с нарушением действующего законодательства. Однако протест до настоящего времени прокурором не отменен и ответ от прокурора в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> не поступил.
Просит признать незаконным и отменить протест прокурора Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях советника юстиции С.В. Кудрявцева от ДД.ММ.ГГГГ№в-2017, внесенный в отношении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик - прокурор Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>Кудрявцев С.В. исковые требования не признал, просил оставить административное исковое заявление без удовлетворения.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и это установлено в судебном заседании Куйбышевской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводилась проверка приказов и распоряжений начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> по вопросам основной деятельности.
В рамках проведенной проверки установлено, что приказом начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>№ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы добровольной пожарной дружины из числа сотрудников» в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> создана добровольная пожарная дружина из числа сотрудников учреждения (л.д.10, 13-14). Считая, что указанный приказ не соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», прокурор ДД.ММ.ГГГГ внес протест с требованием об его отмене (л.д. 6-7).
Доводы представителя административного истца о том, что указанный протест прокурора Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях советника юстиции Кудрявцева С.В. создает препятствия в осуществлении деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; в частности деятельности группы пожарной профилактики отдела режима ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>, регламентированной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а потому подлежит отмене, суд считает несостоятельными. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Таким образом, нормативные акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принимаются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и не могут противоречить его положениям.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статья 13 данного закона устанавливает, что добровольная пожарная охрана создается, а также осуществляет свою деятельность согласно законодательству Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно определению пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» добровольная пожарная охрана - это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, оснащенное первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств (п. 3 ст. 2 ФЗ «О добровольной пожарной охране»).
Таким образом, добровольная пожарная дружина является подразделением добровольной пожарной охраны, которая может существовать только в форме общественных объединений.
Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ (п. 1 ст. 6 ФЗ «О добровольной пожарной охране»).
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.
Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации или руководителя организации (пункт 7).
Участниками объектовой добровольной пожарной команды или объектовой пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации (пункт 8).
Управление объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность или освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей) (пункт 9).
Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась) (пункт 11).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно- спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Исходя из текста оспариваемого приказа и приложения к нему, добровольная пожарная дружина в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> создана для указанных выше целей.
Статья 10 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» установлено, что основой личного состава добровольной пожарной охраны являются добровольные пожарные. Их составляют граждане РФ, которые в добровольном порядке вступили в общественное объединение.
Положениями части 1 статьи 13 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» закреплено, что статус добровольного пожарного присваивается физическому лицу только после регистрации этого лица в таком качестве в специальном реестре.
Указанным федеральным законом, а также законами субъектов Российской Федерации для лиц, имеющих статус добровольных пожарных, предусмотрены компенсации, льготы, личное страхование, а также иные меры государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований.
Указанные в приложении к приказу начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации работы добровольной пожарной дружины ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>» работники учреждения в реестре добровольных пожарных не зарегистрированы и воспользоваться указанными мерами государственной поддержки не смогут в связи с нарушениями федерального законодательства, допущенными руководством ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> при создании добровольной пожарной дружины.
Указанный факт в суде представитель истца не оспаривал.
Кроме того, как обоснованно ссылался в суде представитель административного ответчика, на лиц, перечисленных в приказе, не будет распространяться требование пункта 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», согласно которому не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, как работников учреждения, так и контингента осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы.
Из ответа на протест № ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/4-6-2755 следует, что основания для отмены приказа ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> «О создании добровольной пожарной дружины из числа сотрудников» отсутствуют (л.д. 8-9).
Доводы истца о том, что в данном споре необходимо руководствоваться положениями пункта 157 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», основаны на неверном толковании порядка применения правовых норм, поскольку по смыслу закона, в таких случаях необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права, согласно которым применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее и имеющего наибольшую юридическую силу.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Судом достоверно установлено то обстоятельство, что приказ начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Прокурор внес протест с требованием об отмене данного приказа обоснованно, а потому оснований для признания оспариваемого протеста недействительным и его отмене не имеется.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области к прокурору Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконным протеста прокурора С.В. Кудрявцева от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области и его отмене оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд, в течение одного месяца
Судья подпись Р.И. Силкина