ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1062/2021 от 27.12.2021 Лебедянского районного суда (Липецкая область)

Дело 2а-1062/2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2021 года город Лебедянь Липецкая область

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Шабановой Е.А.,

при секретаре Крыловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Лебедянь административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам за 2019 год и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ли­пецкой области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 89 802 руб. и пени в размере 279 руб. 88 коп.

Заявленные требования мотивирует свои требования тем, что ФИО1 в 2019 г. являлся собственником строения (помещения, сооружения) с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем, ему был начислен налог на имущество физических лиц за 2019 г., что подтверждается налоговым уведомлением 288423 от 03.08.2020 г. Однако, налог в установленные законом сроки, ответчиком уплачен не был, в связи с чем, ФИО1 выставлено требование № 24636 по состоянию на 24.12.2020 г., которое добровольно ответчиком в установленный срок не исполнено.

04.05.2021 г. мировым судьей Лебедянского судебного участка № 1 Лебедянского судебного района Липецкой области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 89 802 руб. и пени в размере 279 руб. 88 коп., который определением мирового судьи Лебедянского судебного участка № 1 Лебедянского судебного района Липецкой области от 09.07.2021 г. был отменен по письменному заявлению ФИО1

В связи с тем, что до настоящего времени не погашена задолженность по транспортному налогу на имущество физических лиц за 2019 год, просит в судебном порядке взыскать с ФИО1 указанную недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год.

В судебное заседание административный истец представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился. В адресованном суду письменном заявлении представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области по доверенности ФИО2 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, исковые требования поддерживает в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования, объяснила, что в Межрайонную ИФНС России № 4 по Липецкой области передаются сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, исходя из которой производится расчет налога, подлежащего уплате.

В судебное заседание административный ответчик ФИО1, представитель административного ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3, будучи надлежащим образом извещенными о вре­мени и месте судебного разбирательства, не явились. Представитель административного ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3 в адресованном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, причины неявки административного ответчика ФИО1 не известны.

В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3 с заявленными требованиями не согласился, объяснил, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости меньше чем его рыночная стоимость, кадастровая стоимость административным истцом ранее не оспаривалась. В настоящее время он обратился в ОБУ «<данные изъяты> с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

В соответствии с требованиями ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца – Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области, административного ответчика ФИО1, представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового Кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно требованиям ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения ус­тановленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных за­конодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчис­лению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на нало­говый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган на­правляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно положениям п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не преду­смотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику тре­бования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога на­правляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежа­щее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4 статьи 69).

В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст.ст.400, 401 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество - жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные го­сударственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделен­ные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обяза­тельных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с админи­стративным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном по­рядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных пла­тежей и санкций.

Согласно со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлага­ется на административного истца.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2021 г. ФИО1 является собственником здания с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес><адрес>.

Пунктом 6 статьи 57 Кодекса установлено, что в случаях, когда расчет нало­говой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возника­ет не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан упла­тить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.

03.08.2020 года налоговым органом в целях взыскания недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, в соответствии с положениями ст. 52 Налогового кодекса РФ, направлено налогопла­тельщику ФИО1 налоговое уведомление № 288423 об уплате в срок до 01.12.2020 года налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 89802 руб.

Указанное налоговое уведомление от 03.08.2020 года отправлено ответчи­ку филиалом ФКУ «<данные изъяты> за­казным письмом, что подтверждается имеющимся в материалах дела списком почтовых отправлений.

Судом установлено, что в связи с неоплатой налогоплательщиком ФИО1 транспортного налога Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области в адрес ФИО1 направлялось требование № 24636 об уплате налога, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и соответствует положениям ст.ст. 69, 70, 75 КАС РФ.

Указанные выше доказательства в их совокупности, подтверждают соблюде­ние налоговым органом процедуры вручения налогоплательщику налогового уве­домления, что свидетельствует о надлежащем извещении ответчика о необходимости уплаты налога за 2019 год, о сумме налога и сроке его уплаты.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

04.05.2021 г. мировым судьей Лебедянского судебного участка № 1 Лебедянского судебного района Липецкой области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 89 802 руб. и пени в размере 279 руб. 88 коп., который определением мирового судьи Лебедянского судебного участка № 1 Лебедянского судебного района Липецкой области от 09.07.2021 г. был отменен по письменному заявлению ФИО1

Межрайонная ИФНС России № 4 по Липецкой об­ласти обратилась с настоящим иском 08.11.2021 года, то есть в течение установ­ленного законом срока.

Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год составляет 89 802 руб., которые административный ответчик ФИО1 в установленный срок не заплатил.

Карточкой налогоплательщика ФИО1 подтверждает­ся, что по состоянию на 08.11.2021 года требование об уплате налога не испол­нено. Обязанность по уплате налогов в бюджет налогоплательщик самостоятельно не исполнил, доказательств обратного суду не представлено.

Налоговая база и налоговая ставка, расчет ответчиком не оспаривались.

Оценивая представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, суд находит доказанным наличие у ответчика ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 89 802 руб.

Налоговым органом были надлежащим образом исполнены возложенные на него законодателем обязанности по исчислению налоговой базы, извещению налого­плательщика о размере и сроках уплаты налога, тогда как ответчик обязанность по уплате налога за 2019 год не исполнил до настоящего времени, в связи с чем, требования о взыскании указанного платежа в при­нудительном порядке являются законными и обоснованными.

В соответствии с ч.1-3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Поскольку требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки по налогу, то при предъявлении самостоятельных требований о взыскании пени проверке подлежит не только соблюдение порядка направления требования о взыскании пени (п. 8 ст. 69, п. 3 ст. 70 НК РФ) и срока обращения в суд о взыскании пени (ст. 48 НК РФ), но и следующие обстоятельства: была ли произведена уплата недоимки по налогу и когда; был ли соблюден порядок взыскания недоимки налоговым органом в случае ее неуплаты налогоплательщиком, и предъявлялись ли требования о взыскании недоимки в суд (ст. ст. 48, 52, 69,70 НК РФ).

В связи с тем, что в установленный законом срок ответчик ФИО1 не исполнил обязанность по выплате налога на имущество физических лиц за 2019 г. ему начислена пени в размере 279 руб. 88 коп. Указанный размер пени подлежит взысканию в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика в доход бюджета Лебедянского муниципального района Липецкой области подлежит взысканию госу­дарственная пошлина в размере 2 894 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 89802 руб. пени в размере 279 руб. 88 коп., с перечислением по следующим реквизитам: УФК по <адрес>, БИК 014206212, счет , счет , получатель УФК по <адрес> (Межрайонная ИФНС России по <адрес>) ИНН <***>, КПП 481101001, КБК налог на имущество физических лиц 18, КБК пени 18, ОКТМО 42633412.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Лебедянского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 2 894 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий обла­стной суд в течение одного месяца со дня его принятия, пу­тём подачи жалобы через Лебедянский районный суд Липецкой области.

Судья Е.А.Шабанова