ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1063/19 от 26.08.2019 Донской городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2019 г. город Донской

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Пасечниковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеенковой Е.В.,

с участием

пом. прокурора города Донского Тульской области Косинова И.С.,

административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1063/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № <...> по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва о признании незаконным отказа в нумерации листов документов, переданных им в территориальную избирательную комиссию г. Донского Тульской области, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № <...>,

установил:

истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии города Донского Тульской области ( далее по тексту ТИК г.Донского Тульской области), исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № <...> по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва, о признании незаконным отказа в нумерации листов, содержащей документы ФИО1

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2019 году обратился в территориальную избирательную комиссию г.Донского Тульской области с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального образования город Донской шестого созыва местного представительного органа.

Ввиду отсутствия информационного стенда, он обратился за разъяснением перечня документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва к председателю избирательной комиссии города Донского Тульской области ФИО2, которая в даче консультации отказала и рекомендовала получить необходимую информацию в сети Интернет, газетах, на телевидении.

Отмечает, что уже на следующий день он привез дополнительные документы и получил справку для открытия избирательного счета, и был уверен, что выполнил все требования избирательного закона, однако, председатель избирательной комиссии города Донского Тульской области ФИО2, сообщила ему о необходимости предоставления ряда документов не названных ранее.

Ввиду неоднократных нарушений избирательного законодательства он, административный истец, неоднократно обращался с жалобами в избирательную комиссию Тульской области, прокуратуру и в суд, при рассмотрении которых председатель территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области предоставляла, оформленные по его убеждению, ненадлежащим образом документы.

С целью пресечения данных нарушений в действиях председателя территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области он 05.08.2019 и 06.08.2019 обратился в ТИК г.Донского Тульской области с заявлением о предоставлении ему подшитых и пронумерованных документов по его попытке выдвижения в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу №<...>», по результату рассмотрения которого председатель избирательной комиссии по г.Донскому Тульской области ФИО2 ознакомила его с отдельными документами, не выпуская последние из своих рук, но пронумеровать данные документы она отказалась.

Посредством электронной почты он получил от председателя избирательной комиссии по г.Донскому Тульской области ФИО2 ответ за исх.№<...>, из которого следует, что она отказывает в нумерации представленных им, ФИО1, документов на основании Инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области, утвержденной постановлением территориальной избирательной комиссией г.Донского Тульскй области от 11.02.2016 г. № 2-4, которую он в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не нашел.

Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право, предоставленное ст.24 Конституции РФ на достоверную информацию, возможности в жалобах ссылаться на конкретные листы материалов, нарушение общепринятых норм документооборота, а также норм Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», Закона Тульской области от 08.07.2008 г. № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные административные требования и доводы в их обоснование в полном объеме, просит суд удовлетворить их. Не отрицал, что при предоставлении в территориальную избирательную комиссию г.Донского Тульской области документов для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва ему в подтверждении их получения представители территориальной избирательной комиссии по г.Донскому Тульской области выдавали одноименное подтверждение. Подлога, переданных в ТИК по г.Донскому Тульской области документов, при ознакомлении с последними 06.08.2019 г. и в последующем в ходе судебного разбирательства в Донском городском суде Тульской области 14.08.2019 г. по административному делу №№ 2а-1027/2019, он не усматривает.

Отмечает, что согласно п.9.1. и 9.4 Постановления территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области от 11.02.2016 г. №2-4 «Об Инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области» предусмотрена обязанность нумерации листов дела.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии города Донского Тульской области в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания председатель ТИК г.Донского Тульской области ФИО2 уведомлена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика. Предоставила письменный отзыв с возражениями против удовлетворения заявленных административных исковых требований и пояснила, что в соответствии со ст.70 Федерального закона № 67-ФЗ порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссий Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Отмечает, что избирательная комиссия Тульской области приняла постановление №88-8 от 17.08.2005 «О порядке хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления на территории Тульской области, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления на территории Тульской области» (далее по тексту Порядок), в которую постановлением Избирательной комиссии Тульской области от 19.03.2010 № 90-2 внесены изменения.

Обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 указанного Порядка в течение года со дня официального опубликования результатов выборов в избирательной комиссии муниципального образования хранятся, а затем передаются в архивы муниципальных образований следующие документы постоянного хранения: документы, предоставляемые в избирательную комиссию муниципального образования при самовыдвижения кандидатов, выдвижении кандидатов избирательными объединениями: уведомления граждан о самовыдвижении, копии документов, удостоверяющих личность кандидатов, заявления кандидатов об их согласии баллотироваться, документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидатов сведения о себе; копии протоколов (выписки из протоколов) съездов (общих собраний, конференций) избирательных объединений с решениями о выдвижении кандидатов, касающиеся регистрации кандидатов, в том числе сведения об изменениях в данных о кандидатах, представленных ранее.

Пунктом 10.2 указанной инструкции установлено, что законченные делопроизводством дела оформляются в соответствии с требованиями Инструкции.

Тем же пунктом установлено, что дела, находящиеся на текущем хранении, подлежат учету. Перед подачей документов в архив проводится проверка наличия и состояния документов и дел.

Пунктом 10.4 примерной инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской федерации 20.10.2011 № 48\408-6 установлено, что дела, подлежащие передаче на хранение в архив должны быть оформлены соответствующим образом. Дела постоянного хранения подлежат полному оформлению, которое, в том числе, включает в себя нумерацию листов.

Отмечает, что документы, переданные ФИО1 при выдвижении в ТИК г.Донского Тульской области, будут передаваться в архив после истечения срока их хранения в ТИК г.Донского Тульской области и будет надлежащим образом оформлены, в том числе пронумерованы.

Учитывая требования части 3 статьи 243 КАС РФ, суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав позицию и доводы административного истца ФИО1 исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение пом. прокурора города Донского Тульской области Косинова И.С., полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 и ч. 2 ст. 32); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 1 ст. 17; ч.1 и ч.2 ст. 19).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 8 июля 2008 г. № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».

На основании п. 5 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

Статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидата, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для его регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же Закона.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.10.2011 г. № 48\406-6 «О примерной инструкции по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования утверждена Примерная инструкция по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования, пунктом 2 которой территориальным и муниципальным избирательным комиссиям было рекомендовано в срок до 1 января 2012 года переработать с учетом одобренной Примерной инструкции по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования и согласовать с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела инструкции по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования.

Инструкция по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования (далее – Инструкция) устанавливает порядок работы с документами, основные правила их подготовки и оформления в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии Инструкция разработана на основании федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», законов субъекта Российской Федерации, Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 477, с учетом Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 года № 76, постановлений и иных нормативных актов ЦИК России, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, регламента территориальной комиссии, с использованием ГОСТа Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», ГОСТа Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Обязанность нумерации листов предусмотрена только при оформлении дел, порядок оформление которых предусмотрен пунктом 10.4 данной инструкции.

Так, оформление дела включает в себя проверку систематизации документов внутри дела, нумерацию листов, составление внутренней описи документов дела (приложение № 15), листа-заверителя дела (приложение № 16), оформление реквизитов обложки, подшивку (переплетение) дела.

В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел.

Дела постоянного хранения подлежат полному оформлению. Полное оформление дела предусматривает проверку систематизации документов внутри дела, правильности их оформления (наличие необходимых подписей, виз, отметок о регистрации и исполнении, приложений), нумерацию листов, составление внутренней описи документов дела, составление листа-заверителя дела, оформление реквизитов обложки, подшивку (переплетение) дела.

Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат частичному оформлению: допускается не проводить систематизацию документов в деле, листы дела не нумеровать, заверительные надписи не составлять.

Аналогичный порядок оформления дел с нумерацией листов документов предусмотрен разделом 9 Инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области, утвержденной Постановлением территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области «Об Инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области» от 11.02.2016 г. № 2-4.

Судом установлено, что согласно постановлению избирательной комиссии Тульской области от 02.12.2015 № <...> «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области», ФИО2 назначена председателем территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области срока полномочий 2015-2020 гг. с ДД.ММ.ГГГГ

12.04.2018 постановлением избирательной комиссии Тульской области № 32-9 на территориальную избирательную комиссию г. Донского Тульской области были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Донской.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской Тульской области шестого созыва от 17.06.2019 № <...> назначены выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва на 08.09.2019.

17 июня 2019 г. постановлением территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области № <...> на территориальную избирательную комиссию г. Донского Тульской области были возложены полномочия окружных избирательных комиссий округов №№ <...> при проведении выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва.

23.07.2019 в 15 час. 25 мин. ФИО1, выдвинутым в порядке самовыдвижения, в территориальную избирательную комиссию г. Донского были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской по многомандатному избирательному округу № <...>, а именно: копия паспорта на двух листах, копия диплома об образовании на одном листе, о чем ему выдано подтверждение получения представленных документов.

24.07.2019 в 13 час. 21 мин. ФИО1 в территориальную избирательную комиссию г. Донского были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской по многомандатному избирательному округу № <...>, а именно: выписка из лицевого счета, о чем ему выдано подтверждение получения представленных документов.

24.07.2019 в 16 час. 57 мин. ФИО1 в территориальную избирательную комиссию г. Донского были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской по многомандатному избирательному округу № <...>, а именно: копия паспорта на пяти листах, копия диплома об образовании на 1 листе, выписка из лицевого счета, о чем ему выдано подтверждение получения представленных документов.

25.07.2019 в 15 час.13 мин. ФИО1 в территориальную избирательную комиссию г. Донского были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской по многомандатному избирательному округу № <...>, а именно: справка об открытии счета, договор специального избирательного счета кандидата от ДД.ММ.ГГГГ, справка по остаткам на счете, о чем ему выдано подтверждение получения представленных документов.

30.07.2019 кандидат ФИО1 был уведомлен территориальной избирательной комиссией города Донского Тульской области, осуществляющая полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № <...>, о выявлении неполноты сведений о кандидате, несоблюдения требований закона к оформлению документов, о выявлении отсутствия документов, представление которых предусмотрено законом путем направления одноименного извещения за исх.№ <...> по электронной почте, о чем, кандидат ФИО1 собственноручно заверил на данном документе.

01.08.2019 в 16 час.40 мин. ФИО1 в территориальную избирательную комиссию г. Донского были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской по многомандатному избирательному округу № <...>, а именно: заявление о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу №<...> со сведениями, копия СНИЛС и пенсионного удостоверения, о чем ему выдано подтверждение получения представленных документов.

05.08.2019 г. ФИО1 обратился в территориальную избирательную комиссию г.Донского Тульской области с письменным заявлением о предоставлении ему подшитых и пронумерованных документов, поданных для регистрации в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской по многомандатному избирательному округу № <...>, выдвинутым в порядке самовыдвижения, по результату рассмотрения которого письменным ответом от 08.07.2019 г. за исх. №<...> в удовлетворении которых ему было отказано с разъяснением Инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области о невозможности пронумеровать «подшивку» административного истца документов отдельно от других документов (других кандидатов).

Суд считает данный отказ основан на требованиях Инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области, поскольку только исполненные документы формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. Дело считает законченным с момента включения в него первого исполненного документа.

Порядком хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и поведением выборов в органы местного самоуправления на территории Тульской области, утвержденным Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 19 марта 2010 года №90-2 определен перечень документов постоянного и временного срока хранения при проведении выборов в органы местного самоуправления.

Документы, представляемые в избирательную комиссию муниципального образования при самовыдвижении кандидатов, выдвижении кандидатов избирательными объединениями, уведомления граждан о самовыдвижении, копии документов, удостоверяющих личность кандидатов, заявления кандидатов об их согласии баллотироваться документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидатов сведения о себе, копии протоколов (выписки из протоколов) съезда (общих собраний, конференций) избирательных объединений с решениями о выдвижении кандидатов составляют целое одно дело (не превышающее 250 листов).

Суд не усматривает нарушение избирательных прав административного истца ФИО1 данным отказом в нумерации, поскольку все документы, переданные им административному ответчику для регистрации в качестве депутата, находятся в территориальной избирательной комиссии г.Донского Тульской области, в чем он убедился при ознакомлении с ними 06.08.2019 г. с использованием фотосъемки.

По тем же основаниям суд не находит нарушений прав административного истца ФИО1, предоставленных ему ст.24 Конституции РФ на достоверную информацию, возможности в жалобах ссылаться на конкретные листы материалов, нарушение общепринятых норм документооборота, а также прав, предоставленных ему Федеральным законом от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральным законом РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Тульской области от 08.07.2008 г. № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, а также, проанализировав изложенные сторонами доводы и установленные в ходе рассмотрения административного дела фактические обстоятельства с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд не находит нарушений в действиях территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № <...>, в виде отказа ФИО1 в нумерации листов документов, переданных им для регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу , и приходит к выводу о том, что данный отказ является законным и обоснованным, а заявленные требования ФИО1 к территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № <...>, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 КАС РФ, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № <...> по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва о признании незаконным отказа в нумерации листов документов, переданных им в территориальную избирательную комиссию г. Донского Тульской области, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № <...>, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Решение в окончательной форме принято 26.08.2019.

Председательствующий Е.В.Пасечникова