ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1063/20 от 26.08.2020 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-1063/2020

76RS0022-01-2020-000914-78

Решение

Именем Российской Федерации

26 августа 2020 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Русинова Д.М.,

при секретаре Слепцовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному иску Мельник Марины Алексеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, Управлению по молодежной политике мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля, Департаменту по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области о признании незаконными распоряжения, приказов, обязании устранения допущенных нарушений,

у с т а н о в и л:

Мельник М.А. обратилась в суд с указанным административным иском к административным ответчикам. В обоснование сослалась на то, что распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 07.05.2018г. (с учетом распоряжения от 12.12.2018г. в отношении несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.) семья административного истца (Мельник А.Ю. – супруг, Мельник М.А. – супруга, ФИО2 – дочь, ФИО3 – дочь, ФИО4 - сын) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». На тот период и до настоящего времени семья истца имеет регистрацию по месту жительства в квартире общей площадью 63,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в которой в общей сложности на момент вынесения данного распоряжения было зарегистрировано по месту жительства 10 человек, в том числе Мельник О.М., свекровь административного истца, собственник данного жилого помещения. Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 молодая семья Мельник (Мельник А.Ю. – супруг, Мельник М.А. – супруга, ФИО2 – дочь, ФИО3 – дочь, ФИО4 - сын) исключена из числа нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий в рамках данной программы. Основанием для принятия указанного решения послужил вывод о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Мельник составляет – 14,4 кв.м., что более учетной нормы – 12,0 кв.м. При расчете данного показателя административный ответчик необоснованно отнес к членам молодой семьи Мельник О.М., неправомерно учел площадь жилого <адрес>,6 кв.м., зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в ее собственность, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> Мельник О.М. не является участником программы по обеспечению жильем молодых семей и не включена в состав молодой семьи Мельник. У супругов Мельник – членов молодой семьи, отсутствовала возможность влиять на действия лица, не являющегося участником муниципальной программы, жилищные условия и обеспеченность общей площадью жилого помещения у членов молодой семьи Мельник не изменились. С учетом вышеуказанного незаконного распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 вынесены сначала приказ начальника Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от 27.03.2020 №9-ж об исключении молодой семьи Мельник из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, а в последующем, приказ директора Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи Мельник из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, которые также являются незаконными. В связи с изложенным, с учетом уточнения, административный истец просит: - признать незаконными распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 об исключении молодой семьи Мельник, состоящей из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4, из числа нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», приказ начальника Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ-ж в части исключения из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году молодой семьи Мельник, приказ директора Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области от 13.04.2020 №111 в части исключения из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году молодой семьи Мельник; - обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля восстановить семью Мельник в числе нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», исходя из времени подачи заявления о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях; - обязать Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля восстановить семью Мельник в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году; - обязать Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области восстановить семью Мельник в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году.

В судебном заседании административный истец Мельник М.А., ее представитель (по ордеру) Бровкина Н.Ю. требования поддержали, просила административный иск удовлетворить, дали пояснения согласно заявленного.

Представители территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля (по доверенности) Осипова О.А., Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля (по доверенности) Новикова О.М. просили в удовлетворении административного иска отказать, дали пояснения согласно предоставленным в материалы дела отзывам, сослались на законность и обоснованность оспариваемых распоряжения, приказов.

Заинтересованные лица Мельник А.Ю., Мельник О.М. против удовлетворения административного иска не возражали, поддержали позицию стороны административного истца по делу, подтвердили изложенные данной стороной обстоятельства.

Административные ответчики мэрия г. Ярославля, Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Суд с согласия явившихся в судебное заседание лиц определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу изложенного, возможность удовлетворения заявленных требований поставлена в зависимость от установления судом одновременно нескольких условий, а именно: несоответствия оспариваемых распоряжения, приказов закону и нарушения этими актами прав и законных интересов административного истца.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае совокупность вышеуказанных условий, необходимая для удовлетворения административного иска, имеет место.

Из материалов дела следует, что распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 07.05.2018г. №197 (с учетом распоряжения от 12.12.2018г. в отношении несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.) семья административного истца (Мельник А.Ю. – супруг, Мельник М.А. – супруга, ФИО2 – дочь, ФИО3 – дочь, ФИО4 - сын) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». На тот период и до настоящего времени семья административного истца имеет регистрацию по месту жительства в квартире общей площадью 63,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в которой в общей сложности на момент вынесения данного распоряжения было зарегистрировано по месту жительства 10 человек, в том числе Мельник О.М., свекровь административного истца, собственник данного жилого помещения.

Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 молодая семья Мельник (Мельник А.Ю. – супруг, Мельник М.А. – супруга, ФИО2 – дочь, ФИО3 – дочь, ФИО4 - сын) исключена из числа нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» в связи с утратой оснований, дающих право на улучшение жилищных условий в рамках данной программы.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Мельник составляет – 14,4 кв.м., что более учетной нормы – 12,0 кв.м. При расчете данного показателя территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля ответчик отнесла к членам молодой семьи Мельник О.М., учла площадь жилого <адрес>,6 кв.м., адресным расположением: <адрес> зарегистрированного согласно сведениям ЕГРН 18.09.2019г. в собственность Мельник О.М.

С учетом вышеуказанного распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 вынесен приказ начальника Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от 27.03.2020 №9-ж, которым, в том числе, молодая семья Мельник исключена из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году. В последующем, на основании данного приказа вынесен приказ директора Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области от 13.04.2020 №111, которым, в том числе, семья Мельник исключена из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, утвержденного приказом директора Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области от 03.12.2019г. №348/2.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 утверждены Особенности реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включая Основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» указанной Государственной программы.

Исходя из раздела I Основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» подпрограмма направлена на поддержку молодых семей при решении жилищной проблемы.

В силу положений Особенностей реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», механизм реализации Программы на уровне органов местного самоуправления включает разработку и реализацию муниципальных программ.

Постановлением мэрии города Ярославля от 14 ноября 2013 года №2664 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на 2014-2020 годы». Целью программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 22 июня 2017 года), участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.5 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2011 года №171-п.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частями 3,5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы» пункт 7 указанных выше Правил дополнен абзацем, согласно которому, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Аналогичного содержания норма изложена в абзаце 6 пункта 1.5 указанного выше Положения, которым Положение было дополнено на основании постановления Правительства Ярославской области от 21 октября 2016 года № 1116-п.

В силу постановления мэрии г. Ярославля от 17 ноября 2011 года № 3112 постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют территориальные администрации мэрии г. Ярославля. Постановлением мэрии г. Ярославля от 04 сентября 2014 года № 2203 полномочиями по признанию молодых семей нуждающимися в жилых помещениях наделены территориальные администрации мэрии г. Ярославля. Постановлением мэрии г. Ярославля от 24 июня 2013 года № 1435 полномочия по признанию молодых семей участниками муниципальной Программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» находятся в компетенции управления по молодежной политике г. Ярославля.

Делая вывод о том, что молодая семья Мельник М.А. обеспечена жилым помещением общей площадью на каждого члена семьи больше учетной нормы, административный орган не учел, что предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальными нормативными правовыми актами. В этой связи, при определении уровня обеспеченности жилым помещением молодой семьи необходимо руководствоваться указанными выше специальными нормами, которые, в отличие от ст. 51 ЖК РФ, не предусматривают необходимости учета жилых помещений, принадлежащих членам семьи нанимателя жилого помещения, не являющимся членами молодой семьи.

Исходя из изложенного, в состав молодой семьи Мельник М.А. для целей участия в Программе входят сама Мельник М.А., ее супруг Мельник А.Ю., их несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО3, ФИО4 Уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

Наличие других жилых помещений в собственности не входящего в состав молодой семьи лица, совместно с которым зарегистрированы по месту жительства члены молодой семьи, не может быть расценено как основание, лишающее молодую семью права на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий в рамках Подпрограммы. Обратная оценка указанного обстоятельства не соответствовала бы целям и задачам Подпрограммы.

Постановлением мэрии г. Ярославля от 28 февраля 2005 года №761 «О мерах по реализации ЖК РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Как указано ранее, Мельник М.А. с супругом и несовершеннолетними детьми с момента постановки на учет и до настоящего времени зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого является Мельник О.М., свекровь Мельник М.А. До настоящего времени в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства в общей сложности 9 человек (помимо членов молодой семьи Мельник М.А. зарегистрированы по месту жительства в качестве членов семьи собственника Сибагатулин А.М. – сын, Ланко Е.М. – дочь, Сибагатулина О.Г. – невестка, Ланко Е.И. – внучка). На момент издания оспариваемого распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 в квартире было зарегистрировано по месту жительства 10 человек (Мельник О.М. снята с регистрационного учета по данному месту жительства, зарегистрирована по месту жительства 25.05.2020г. по адресу: <адрес>, д. Алексеевское, терр. ДНТ Алексеевское, <адрес>).

При этом, по смыслу Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, как собственник квартиры Мельник О.М., так и Сибагатулин А.Ю., Ланко Е.М., Сибагатулина О.Г., Ланко Е.И. членами молодой семьи Мельник М.А. не являются.

Следовательно, учет при расчете обеспеченности молодой семьи Мельник М.А., произведенный территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, площади жилого дома, зарегистрированного 18.09.2019г. в собственность Мельник О.М., противоречит требованиям закона.

Помимо квартиры по адресу: <адрес>, какие-либо иные жилые помещения, занимаемые членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилые помещения и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащие членам молодой семьи на праве собственности, у административного истца Мельник М.А., ее супруга и несовершеннолетних детей отсутствуют, а потому как на момент издания оспариваемого распоряжения так и до настоящего времени они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы.

В связи с изложенным, распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 об исключении молодой семьи Мельник, состоящей из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4, из числа нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», является незаконным и подлежит отмене.

Признание незаконным распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от 19.03.2020 № 113 влечет признание незаконными вынесенных на основании его приказов от 27.03.2020 №9-ж, от 13.04.2020 №111 в оспариваемой части.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Применительно к изложенному, в целях восстановления нарушенных прав административного истца подлежит возложению обязанность: на территориальную администрацию <адрес> мэрии <адрес> - восстановить семью Мельник, состоящую из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4, в числе нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», исходя из времени подачи заявления о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях (05.04.2018г. в 14 час. 25 мин.); на Управление по молодежной политике мэрии <адрес> - восстановить данную молодую семью Мельник в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году; на Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике <адрес> восстановить данную семью Мельник в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году.

Во исполнение п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ для устранения указанных нарушений и уведомления об исполнении решения суд устанавливает срок десять дней со дня вступления решения в законную силу, который является разумным и достаточным.

В связи с этим, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

Административный иск Мельник Марины Алексеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи Мельник, состоящей из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4, из числа нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».

Обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить семью Мельник, состоящую из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4, в числе нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», исходя из времени подачи заявления о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях (05.04.2018г. в 14 час. 25 мин.). Об устранении допущенных нарушений прав административного истца в указанный срок сообщить суду и ФИО7.

Признать незаконным приказ начальника Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ-ж в части исключения из числа участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году молодой семьи Мельник, состоящей из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4.

Обязать Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить семью Мельник, состоящую из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4, в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» и в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году. Об устранении допущенных нарушений прав административного истца в указанный срок сообщить суду и ФИО7.

Признать незаконным приказ директора Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году молодой семьи Мельник, состоящей из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4.

Обязать Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить семью Мельник, состоящую из пяти человек: супруг - Мельник Андрей Юрьевич, супруга - Мельник Марина Андреевна, дети - ФИО2, Мельник Яна Андреевна, ФИО4, в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году. Об устранении допущенных нарушений прав административного истца в указанный срок сообщить суду и ФИО7.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Д.М. Русинов

м.р. 10.09.2020