Дело № 2а-1064/2021 УИД 76RS0017-01-2021-000100-85 | Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «07» мая 2021 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Данчук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации Ярославского муниципального района о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,
установил:
Согласно выписке из ЕГРН (л.д.10-12) ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 458 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (далее по тексту – ЗУ:68), расположенный по адресу: <адрес>. Границы ЗУ:68 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
23.03.2018 ФИО2 выдан градостроительный план ЗУ:68 (л.д.13-20), согласно которому ЗУ:68 имеет место допустимого размещения объектов капитального строительства - 828,43 кв.м, находится в территориальной зоне Ж3 «Усадебная застройка».
19.08.2020 ФИО2 обратился в администрацию ЯМР с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) или садового дома (далее по тексту – Уведомление о планируемом строительстве - л.д. 21-24), в котором указал на планируемое строительство на ЗУ:68 двухэтажного индивидуального жилого дома.
02.09.2020 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР в адрес ФИО2 направлено Уведомление №RU 76-517000-648-2020 о соответствии указанных в Уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (далее по тексту – Уведомлении о соответствии – л.д. 25)
16.01.2021 истец через ГАУ ЯО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился в Администрацию ЯМР с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, в котором указал на окончание строительства двухэтажного жилого дома. К уведомлению приложил (л.д.26) технический план объекта (на диске и в бумажном виде), копию паспорта, чек об уплате пошлины.
27.01.2021 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР в адрес ФИО2 направлено Уведомление №08-23-107-2021 о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее по тексту – Уведомление о несоответствии - л.д. 28-29). Указано, что в соответствии с представленным техническим планом на вышеуказанном объекте отсутствует санузел и кухня, что в свою очередь противоречит ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СНиП31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные». Исходя из вышеуказанных норм и сведений об объекте недвижимости заявленное строение не является индивидуальным жилым домом. Градостроительным кодексом РФ (далее по тексту – ГрК РФ) не предусматривается выдача уведомлений о соответствии построенного нежилого объекта капитального строительства требованиям законодательства РФ.
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации Ярославского муниципального района. Просил:
- признать незаконным Уведомление о несоответствии;
- обязать Администрацию ЯМР повторно рассмотреть уведомление истца об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома от 16.01.2021, зарегистрированное 18.01.2021 за №123.
В обоснование требований ссылался на вышеизложенные обстоятельства. Также указал, что Уведомление о несоответствии не соответствует действующему законодательству, в частности, ст. 55 ГрК РФ. Истцом была представлена техническая документация, содержащая сведения о плане объекта, планах 1 и 2 этажа, из которой следует, что на 1 этаже имеется 3 помещения (в т.ч. кухня-гостиная), на 2 этаже - 3 помещения. Техническое описание здания свидетельствует о наличии канализации - выгребной яме. Истцом выполнены все необходимые условия и представлены все необходимые документы, предусмотренные ч. 16 ст. 55 ГрК РФ. Ответчиком в нарушение ч. 19 ст. 55 ГрК РФ в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления истца об окончании строительства не произведена проверка объекта. Основания, приведенные в Уведомлении о несоответствии, не включены в перечень оснований, предусмотренных ч. 20 ст. 55 ГрК РФ, по которым могло быть вынесено Уведомление о несоответствии. Возведенный объект является индивидуальным жилым домом.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – ФИО3 заявление требования поддержал в полном объеме по указанным основаниям. Дополнительно пояснил, что в настоящее время изменена нормативная база, предусматривающая требования к составлению технических планов в отношении жилых домов. Исключена необходимость описывать все помещения в жилом доме. Ответчик не вправе был требовать документы, подтверждающие состав помещений в доме.
В судебное заседание не явились: административный истец; административный ответчик; заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Ярославской области. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в иске отказать. Ранее в судебном заседании 15.04.2021 указывала, что оспариваемое Уведомление о несоответствии является законным. Указала, что на представленном техническом плане отсутствуют кухня и санузел. Выезд на объект истца ответчиком не осуществлялся, так как не хватает времени, сотрудников. Какие конкретно нормы СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СНиП31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» нарушены - пояснить затруднилась.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из ч. 11 ст. 226 КАС РФ, пп. 3,4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ следует, что на административного ответчика возложена обязанность доказать наличие оснований для принятия оспариваемого решения, а также соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства ответчиком не доказаны.
В соответствии с ч. 16 ст. 55 ГрК РФ «в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: 1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; 2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора».
Судом установлено, что к уведомлению истца об окончании строительства объекта ИЖС был приложен Технический план здания от 09.11.2020, выполненный кадастровым инженером ФИО1 (далее по тексту – Технический план). Техническая документация, выполненная кадастровым инженером ФИО1 25.06.2019 (ООО «АКС) (далее по тексту – Техническая документация - л.д. 30- 39) приложена не была, ее предоставление положениями ч. 16 ст. 55 ГрК РФ не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в техническом плане указываются:
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены, в том числе, форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений. В соответствии с пп. 4 п. 5 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (прил. №2 в указанному приказу) (далее по тексту – Требования) к графической части технического плана относятся следующие разделы: 4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, сооружения, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей - план здания, сооружения или части здания, сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения или машино-места (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения). Согласно п. 59 Требований на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости отображаются в масштабе в соответствии с размерами на поэтажном плане, являющемся частью проектной документации, в графической части технического паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или чертеже: стены и перегородки, в том числе внутренние; окна и двери; лестницы, балконы; внутренние выступы стен; необходимые условные обозначения, в том числе для указания местоположения образованной или существующей части здания, сооружения.
Указанными Требованиями не предусмотрено указание на назначение помещений в индивидуальном жилом доме, в том случае, если помещения не являются самостоятельными объектами права. В оспариваемом Уведомлении о несоответствии не указаны какие-либо положения Требований, иных нормативных актов, которым не соответствует представленный в материалы дела Технический план.
Суд приходит к выводу, что по одному только Техническому плану, в котором назначение здания кадастровым инженером указано как «жилое», ответчик не мог сделать вывод о том, что дом не является индивидуальным жилым домом.
Ответчик не является ни кадастровым инженером, ни организацией, уполномоченной и фактически проводившей исследования по вопросу соответствия/несоответствия жилого помещения установленным санитарным/строительным нормам и требованиям.
Уведомление о несоответствии голословно, в нем не содержится указания на конкретные положения СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СНиП31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», которые нарушены. Ссылка на ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в которой лишь закрепляется обязательность соблюдения санитарных правил, сама по себе нарушение каких-либо санитарных норм и правил не подтверждает.
В соответствии с ч. 19 ст. 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Суд соглашается с доводами истца о том, что ответчик имел возможность осуществить не только документальную проверку вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства, но и провести в указанных целях осмотр объекта, чего сделано не было.
Ни на момент вынесения Уведомления о несоответствии, ни в ходе судебного разбирательства ответчик в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, пп. 3,4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ не располагал (не предоставил) доказательствами того, что объект не является индивидуальным жилым домом. В то же время истцом представлены доказательства наличия в построенном доме кухни-гостиной и выгребной ямы на ЗУ:68 (что подтверждается Технической документацией, фотоматериалами).
С доводами стороны истца о том, что не указаны конкретные положения ч. 20 ст. 55 ГРК РФ, которые являются основанием для вынесения Уведомления о несоответствии, суд не соглашается. Исчерпывающий перечень случаев, когда направляется Уведомление о несоответствии, предусмотрен пунктами 1-4 ч. 20 ст. 55 ГрК РФ. Приложением N 7 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр утверждена форма уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; оспариваемое Уведомление о несоответствии данной форме соответствует. Типовая форма уведомления предусматривает 4 основания для вынесения Уведомления о несоответствии, соответствующие пунктам 1-4 ч. 20 ст. 55 ГРК РФ. Из Уведомления о несоответствии следует, что оно вынесено на основании п. 1 ч. 20 ст. 55 ГрК РФ, согласно которой «уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях: 1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами».
Таким образом, основание для вынесения Уведомления о несоответствии в указанном Уведомлении о несоответствии указано, однако, суд не соглашается с его фактическим наличием.
В соответствии с п. 39 ст. 1 ГрК РФ «39) объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации». В Уведомлении о несоответствии ответчиком не указаны какие конкретные параметры (высота, этажность или др.) построенного объекта ИЖС не соответствуют предельным параметрам, установленным п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ. Несоответствия параметров построенного истцом объекта ИЖС предельным параметрам, установленным п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного, оспариваемое Уведомление о несоответствии надлежит признать незаконным.
Из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что если суд признает решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, то по результатам рассмотрения административного дела принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Способом устранения нарушения прав истца суд считает возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомление истца об окончании строительства от 16.01.2021 (вх. №123 от 18.01.2021) в течение месяца с момента вступления его в законную силу и уведомить истца и суд в тот же срок об исполнении решения суда.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., понесенные истцом при подаче иска (л.д. 6).
Руководствуясь ст. ст. 174- 178, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района №08-23-107-2021 от 27.01.2021 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Обязать Администрацию Ярославского муниципального района повторно рассмотреть уведомление ФИО2 об окончании строительства от 16.01.2021 (вх. №123 от 18.01.2021) в течение месяца с момента вступления его в законную силу и уведомить ФИО2 и Ярославский районный суд Ярославской области в тот же срок об исполнении настоящего решения суда.
Взыскать с Администрации Ярославского муниципального района в пользу ФИО2 государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.