ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1064/2023 от 02.08.2023 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1064/2023 (УИД 50RS0050-01-2023-001294-92)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области 02 августа 2023 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Анисимовой П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области к Примкуловой Светлане Николаевне о взыскании штрафа за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 10 по Московской области обратилась в суд с указанным административным иском к Примкуловой С.Н., в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующее.

Департамент экономической политики и развития г. Москвы сообщил, что на основании акта от 27.04.2020 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором Примкулова С.Н. ведет деятельность без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, что является нарушением абз. 2 п. 2 ст. 416 НК РФ, за которое установлена ответственность в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.

Совершение правонарушения установлено актом от 15.12.2021 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, составленным инспекцией и направленным Примкуловой С.Н. 20.12.2021 по почте заказным письмом с уведомлением по месту регистрации.

Решением от 08.02.2022 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ, Примкулова С.Н. привлечена к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ – ведение деятельности без постановки на учет, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.

Налоговая инспекция выставила и направила в адрес административного ответчика требование по состоянию на 04.05.2022, которое осталось без исполнения.

Мировым судьей судебного участка № 271 Шатурского судебного района Московской области 20.07.2022 был вынесен судебный приказ о взыскании с Примкуловой С.Н. задолженности, однако в установленный срок от налогоплательщика поступило возражение относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем определением мирового судьи от 22.11.2022 он был отменен.

Просит взыскать с Примкуловой С.Н. задолженность в размере 40000 руб., восстановить пропущенный процессуальный срок.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Примкулова С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного слушания в силу положений п. п. 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» извещена надлежащим образом.

С учетом ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62, ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 346.28 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта). Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной настоящей главой, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей на основании п. 5 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Сообщением Департамента экономической политики и развития г. Москвы установлено, что на основании акта от 27.04.2020 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором Примкулова С.Н. ведет деятельность без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, что является нарушением абз. 2 п. 2 ст. 416 НК РФ, за которое установлена ответственность в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.

Совершение правонарушения установлено актом от 15.12.2021 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, составленным инспекцией и направленным Примкуловой С.Н. 20.12.2021 по месту регистрации заказным письмом с уведомлением.

Решением от 08.02.2022 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ, Примкулова С.Н. привлечена к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ – ведение деятельности без постановки на учет, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб. (л.д. 23-25)

В соответствии с п. 3 ст. 101.3 Налогового кодекса РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

В силу прямого указания закона (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ) соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

В соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налоговая инспекция выставила и направила в адрес административного ответчика требование по состоянию на 04.05.2022, которое осталось без исполнения (л.д. 16-17, 18-21).

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции на дату направления требования) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В свою очередь в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебный приказ вынесен мировым судьей судебного участка N 271 Шатурского судебного района Московской области 20.07.2022 и в последующем - 22.11.2022 отменен ввиду возражений Примкуловой С.Н. (л.д. 11).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Рассматриваемое административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области направлено в суд 06.06.2023, т.е. за пределами установленного законом срока.

Вместе с тем, как следует из разъяснения, изложенного в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Таким образом, при пропуске любого из установленных сроков для судебной защиты судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

При изложенных выше обстоятельствах на дату обращения с исковым заявлением в суд налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы штрафа в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.

Указанный срок административный истец просит восстановить.

Разрешая ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с иском в суд, суд находит его не подлежащим удовлетворению.

Перечень уважительных причин, которые являются основанием для восстановления пропущенного налоговым органом срока на обращение в суд, положениями налогового законодательства не определен, в связи, с чем в каждом конкретном случае, исходя из оценки представленных налоговым органом доказательств, суд определяет, являются ли причины пропуска срока на обращение в суд уважительными, т.е. объективно препятствующие налоговому органу реализовать, представленное законодательством полномочия, направленные на поступление в бюджет соответствующих сумм налогов, пени, штрафов.

Вместе с тем, приведенные административным истцом доводы в обоснование заявленного ходатайства, материалами дела не подтверждены, доказательств наличия уважительных причин в обоснование пропуска на обращение в суд с настоящими требованиями не представлено.

В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В этой связи основания для удовлетворения административного искового заявления у суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области к Примкуловой Светлане Николаевне о взыскании штрафа за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Н.А. Грошева