ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1065/2018 от 17.04.2018 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2018г.

Советский районный суд г. Владивостока в составе

председательствующего судьи Склизковой Е.Л.,

с участием прокурора Миронова С.А.,

при секретаре Щербаковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. ФИО1 в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурора г. ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что прокуратурой г. ФИО1 в ходе мониторинга сети Интернет на сайтах http://www.youtube.com/watch?v=vMsGW6dL8 и http://www.sam0delka.ru/topic/6998/page_pid_13033#entry13033 выявлен факт размещения информационных материалов – подробной инструкции, позволяющей в домашних условиях собрать пневматическое оружие калибра 4,5 мм. «Мак-14». Страница http://www.youtube.com/watch?v=vMsGW6dL8 представлена в виде записи с видеорядом и аудио сопровождением, где демонстрируются испытания самодельного оружия; страница http://www.sam0delka.ru/topic/6998/page_pid_13033#entry13033 представлена в виде подробной инструкции с фото и текстовыми пояснениями по сбору пневматического оружия.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», прокурор просит признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресом: http://www.youtube.com/watch?v=vMsGW6dL8 и http://www.sam0delka.ru/topic/6998/page_pid_13033#entry13033 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца помощник прокурора Советского района г. Владивостока Миронов С.А. требования поддержал по основаниям административного иска.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В письменных возражениях на административное исковое заявление Управление полагает себя ненадлежащим административным ответчиком, полагает возможным признание указанной в заявлении информации запрещенной к распространению на территории России.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю.

Выслушав объяснения помощника прокурора Миронова С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Применение способов изготовления пневматического оружия калибра 4,5 мм, описанных в указанных информационных материалах, создает опасность для жизни и здоровья людей, в связи с чем распространение данной информации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, распространение в сети «Интернет» подобной информации влечет деструктивное идеологическое воздействие на население, чем способствует совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, а следовательно, и нарушению интересов государства и общества в сфере борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма.

Распространение в национальных сегментах «Интернета» подобной информации, включая идеи терроризма, информации, используемой для обучения основам диверсионно-террористической деятельности, наносит политический ущерб Российской Федерации, и в соответствии с п. 4 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 05.10.2009 (далее - Концепция) является одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма.

Согласно п. 15 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма предполагает противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации.

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению оружия, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечен административную ответственность, предусмотренную ст. 29.10 КоАП РФ, а именно за незаконные изготовление, продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа.

Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Статьей 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.

Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.Предоставление возможности доступа к информации о способах изготовления пневматического оружия с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.

В силу статьи 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие экстремистской деятельности и терроризму основывается на принципах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности и терроризма, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничества государства с организациями, гражданами в противодействии терроризму и иных.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

Согласно ст. 9 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресом: http://www.youtube.com/watch?v=vMsGW6dL8 и http://www.sam0delka.ru/topic/6998/page_pid_13033#entry13033.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в единый реестр:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных «Постановлением Правительства Российской Федерации от 26октября 2012 г. №1101 г. (далее Правил) в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Судом установлено, что на страницах сайтов с URL-адресом: http://www.youtube.com/watch?v=vMsGW6dL8 и http://www.sam0delka.ru/topic/6998/page_pid_13033#entry13033 в свободном доступе размещена информация, содержащая сведения о порядке сбора пневматического оружия калибра 4,5 мм.

Таким образом, имеются предусмотренные ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основания для признания вышеуказанной информации запрещенной на территории РФ.

В связи с этим суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании ст. 39 КАС РФ, ст.ст. 10, 15.1 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Руководствуясь ст.ст. 16, 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора г. ФИО1 удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL с адресом: http://www.youtube.com/watch?v=vMsGW6dL8 и http://www.sam0delka.ru/topic/6998/page_pid_13033#entry13033 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца.

Судья Склизкова Е.Л.