ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1066/20 от 18.06.2020 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1066/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 18 июня 2020 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ениной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю обратилась в Шпаковский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени, судебных расходов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН и в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 400 НК РФ от 19.07.2000г. №117-ФЗ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно ст. 409 НК РФ данный налог ежегодно уплачивают собственники не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В соответствии со ст. 388 НК РФ ответчик, также является плательщиком Земельного налога. Согласно ст. 397 НК РФ данный налог ежегодно уплачивают собственники не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Согласно п.1, п.2 ст. 408 НК РФ сумма имущественного налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, если иное не предусмотрено кодексом.

Налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 391 кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 4 статьи 391 Кодекса определено, что, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено кодексом.

Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю произведено начисление, по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. - 91.00 руб. (налог), и земельному налог с физических лиц за 2017г. - 7 061.00 руб. (налог), за 2016г.- 6 590.00 руб. (налог), за 2017г. - 99.56руб. (пеня).

В соответствии с п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации РФ уведомление направлено по почте заказной корреспонденцией.

На момент подачи заявления обязанность налогоплательщика по уплате налога в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового Кодекса РФ не прекращена, что подтверждается учетными данными, а также справкой о состоянии расчетов по налогам и сборам, приложенными к настоящему заявлению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Согласно данным технической инвентаризации, налогоплательщик с ДД.ММ.ГГГГ является собственником имущественного объекта расположенного по <адрес>, налоговая база 1 013 642, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения за 2017 год 12/12.

Согласно данным технической инвентаризации, налогоплательщик с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, налоговая база 2 353 638, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения за 2017 год 12/12.

За неуплату сумм налога в срок, установленный законодательством, в порядке статьи 75 Налогового Кодекса РФ налогоплательщику начислена пеня.

Административному ответчику в порядке досудебного урегулирования направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного и имущественного налога, где предлагалось в добровольном порядке оплатить суммы налога и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные требования в соответствии с и.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации РФ направлено по почте заказной корреспонденцией.

ДД.ММ.ГГГГ было мировым судьей судебного участка № 1 Шпаковского района вынесено определение об отмене судебного приказа.

До настоящего момента в добровольном порядке задолженность по налогам не оплачена.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с ФИО1, ИНН , задолженность в размере 13 935.77руб., в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. - 91.00 руб. (налог), и земельному налог с физических лиц за 2017г. - 7 061.00 руб. (налог), за 2016г.- 6 590.00 руб. (налог), за 2017г. - 99.56руб. (пеня); Все расходы по настоящему делу возложить на административного ответчика.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, а также административный ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца и административного ответчика, уведомленных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из материалов дела установлено, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН и в соответствии с п.1 ст.23, ст.400, 388 НК РФ, обязана уплачивать законно установленные налоги.

Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю произведено начисление, по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. - 91.00 руб. (налог), и земельному налог с физических лиц за 2017г. - 7 061.00 руб. (налог), за 2016г.- 6 590.00 руб. (налог), за 2017г. - 99.56руб. (пеня).

Согласно данным технической инвентаризации, налогоплательщик с ДД.ММ.ГГГГ является собственником имущественного объекта расположенного по <адрес> налоговая база 1 013 642, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения за 2017 год 12/12.

Согласно данным технической инвентаризации, налогоплательщик с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, налоговая база 2 353 638, налоговая ставка 0.30, количество месяцев владения за 2017 год 12/12.

За неуплату сумм налога в срок, установленный законодательством, в порядке статьи 75 Налогового Кодекса РФ налогоплательщику начислена пеня.

ФИО1 в порядке досудебного урегулирования направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного и имущественного налога, где предлагалось в добровольном порядке оплатить суммы налога и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 Шпаковского района был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в ползу МИФНС России по Ставропольскому краю задолженность по налогам в размере 13 935, 77 рублей и государственной пошлины в размере 278,72 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ было мировым судьей судебного участка № 1 Шпаковского района вынесено определение об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С административным иском в Шпаковский районный суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Частью 5 ст. 138 КАС Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.

Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

С учетом вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований, ввиду пропуска срока.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени, судебных расходов – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2020 года.

Судья Е.В. Гладских