ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1066/2016 от 16.05.2016 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2016 года, в г. Усть-Куте

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе судьи Ещенко А.Н. (единолично), при секретаре Шкверовой А.Н.,

с участием:

помощника прокурора Осетровской транспортной прокуратуры Коношановой Я.А.,

представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области П. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела №2а-1066/16 по административному исковому заявлению Осетровского транспортного прокурора Васильева Д.А. о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области» в части необеспечения Усть-Кутского инспекторского участка специальным оборудованием и приборами,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование административного искового заявления о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (в дальнейшем ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области») в части необеспечения Усть-Кутского инспекторского участка специальным оборудованием и приборами, обязывании ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в срок установленный судом, обеспечить Усть-Кутский инспекторский участок приборами: динамометром (ПДУ 0,1-2), динамометром (ПДУ 2-20), кренометром, шумометром- виброанализатором прокурор указал следующее.

В ходе проведенной Осетровской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности плавания, об осуществлении технического надзора за маломерными судами были выявлены нарушения Кодекса внутреннего водного транспорта, Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в Усть-Кутском инспекторском участке ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», Правил технического надзора за маломерными судами МЧС России, базами для их стоянок, пляжей и другими местами массового отдыха на водоемах, перепевами и наплавными мостами, Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», приказа МЧС РФ от 09.08.2005г.№618, которым утверждены типовые нормы обеспечения государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, в части необеспечения Усть-Кутского инспекторского участка специальным оборудованием и приборами.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пп. 4 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года N 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В п. 6 данного Положения закреплено, что государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие технический надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.

Приказом МЧС РФ от 29.06.2005г. №501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами МЧС России, базами для их стоянок, пляжей и другими местами массового отдыха на водоемах, перепевами и наплавными мостами.

Согласно п. 2.2. Правил, Технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе «их пользования, в том числе, проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также, проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.

В соответствии с п. 2.7. Правил, оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.

Пунктом 2.2 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» определено, что учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по проведению технического освидетельствования маломерных судов.

Одной из задач инспекторских участков, согласно Положению об инспекторских участках, является осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами.

Приказом МЧС РФ от 09.08.2005г.№618. утверждены типовые нормы обеспечения государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, согласно которым предусмотрено наличие оборудования, снаряжения и его количество, необходимое для проведения технического освидетельствования маломерных судов - кренометр, динамометр (ПДУ 0,1-2;2-20), шумометр-виброанализатор.

В ходе проверки установлено, что Усть-Кутский инспекторский участок не в полной мере оснащен вышеперечисленным оборудованием и приборами, что так же подтверждается ответом ст.государственного инспектора по маломерным судам Усть-Кутского инспекторского участка.

Таким образом, отсутствие вышеуказанных приборов приводит к тому, что технические осмотры маломерных судов проводятся не в полном объеме.

Указанные нарушения требований законодательства существенно нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в соответствии со ст.39 КАС РФ.

Предъявление данного заявления обусловлено защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация маломерных судов без надлежащего технического освидетельствования может явиться причиной крушения судна, причинения вреда жизни и здоровью лиц, определить круг которых невозможно.

В судебном заседании прокурор требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика П. иск прокурора не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Обосновывая свою позицию о непризнании требований административного искового заявления прокурора, представитель административного ответчика указал, что ФКУ ««Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в настоящее время обеспечен всем необходимым оборудованием, снаряжением и имуществом, позволяющим выполнять все возложенные на учреждение задачи в полном объеме. Доказательств того, что отсутствие у ответчика того или иного имущества само по себе не может свидетельствовать о совершении неправомерных действий и не позволяет говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Кроме этого представитель административного ответчика просит суд обратить внимание на то, что ФКУ ««Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» не является самостоятельным распорядителем бюджетных средств, использование которых определяется и лимитируется МЧС России как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности организаций, входящих в систему МЧС России. Это обстоятельство лишает возможности административного ответчика использовать выделенные бюджетные средства на иные нужды, в том числе и на приобретение оборудования и инструментов при отсутствии в бюджетной смете расходов на эти цели. Указывает, что в течение 2015 года и уже в 2016 году ответчиком неоднократно направлялись заявки о необходимости выделения специального оборудования и спецсредств. По всем направленным запросам 16 февраля 2016 года поступил общий ответ заместителя начальника Сибирского регионального центра, согласно которого было рекомендовано в целях организации освидетельствования маломерных судов в инспекторских участках, необеспеченных оборудованием для технического надзора за маломерными судами, сформировать подвижную группу специалистов, и укомплектовать её всем необходимым оборудованием и имуществом. На основании этого указания и во исполнение решения селекторного совещания Сибирского регионального центра МЧС России от 18 февраля 2016 года, исходя из имеющихся технических средств оснащения, в целях оптимизации предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов Иркутской области был издан приказ ФКУ ««Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» №73 от 3 марта 2016 года «О создании передвижных групп освидетельствования маломерных судов Иркутской области».

Заслушав доводы административного истца и возражения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абзац 2 пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона).

Судом установлено, что по результатам проведенной Осетровской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности плавания, об осуществлении технического надзора за маломерными судами были выявлены нарушения федерального законодательства и подзаконных актов в Усть-Кутском инспекторском участке ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в части необеспечения Усть-Кутского инспекторского участка специальным оборудованием и приборами, необходимыми для проведения технического освидетельствования маломерных судов - кренометром, динамометром (ПДУ 0,1-2;2-20), шумометром-виброанализатором.

Отсутствие этих приборов в Усть-Кутском инспекторском участке подтверждается материалами дела и объяснениями представителя административного ответчика.

Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 35 Федерального закона №24-ФЗ от 1 марта 2001 года, - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Согласно действующему законодательству освидетельствование маломерных судов является государственной услугой, предоставление которой осуществляется МЧС России, реализующей свои полномочия в указанной области через подразделения ГИМС МЧС России.

Основой административной процедуры по освидетельствованию является тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества для оценки технического состояния корпуса, оборудования и устройств маломерного судна, определение его мореходных качеств.

Согласно подпункта 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года №835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

В пункте 6 данного Положения закреплено, что государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие технический надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.

Приказом МЧС РФ от 29.06.2005г. №501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами МЧС России, базами для их стоянок, пляжей и другими местами массового отдыха на водоемах, перепевами и наплавными мостами.

Согласно п. 2.2. Правил, Технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе «их пользования, в том числе, проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также, проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.

В соответствии с п. 2.7. Правил, оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.

Пунктом 2.2 Устава ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» определено, что учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по проведению технического освидетельствования маломерных судов.

Одной из задач инспекторских участков, согласно Положению об инспекторских участках, является осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами.

Приказом МЧС РФ от 09.08.2005г.№618. утверждены Типовые нормы обеспечения государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, согласно которым предусмотрено наличие оборудования, снаряжения и его количество, необходимое для проведения технического освидетельствования маломерных судов.

Согласно раздела III Типовых норм обеспечения государственной инспекции по маломерным судам МЧС России каждый инспекторский участок ГИМС МЧС России должен быть оснащен кренометром, динамометром ПДУ 0,1-2, динамометром ПДУ 2-20.

Кроме этого, ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний», регулирующий процедуру проверки остойчивости, непотопляемости, минимальной высоты надводного борта, скорости хода судна с помощью специальных средств измерения и оборудования, а также нормы оснащения для пунктов технического освидетельствования маломерных судов, утвержденных зам. министра МЧС 27 января 2007 года, предусматривают оборудование, снаряжение и имущество, необходимое для проведения технического освидетельствования, в том числе кренометры, динамометры (ПДУ 0,1-2), динамометры (ПДУ 2-20), шумометры-виброанализаторы.

Из Информационного письма старшего государственного инспектора ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» П. и его объяснений в судебном заседании следует, что на Усть-Кутском инспекторском участке отсутствуют кренометры, динамометры (ПДУ 0,1-2), динамометры (ПДУ 2-20), шумометры-виброанализаторы.

Отсутствие на Усть-Кутском инспекторском участке ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» кренометра, динамометра (ПДУ 0,1-2), динамометра (ПДУ 2-20), шумометра-виброанализатора свидетельствует о том, что в отсутствие этих приборов и оборудования проведение надлежащего технического освидетельствования маломерных судов, в том числе тестирование вместимости судна, остойчивости, непотопляемости, плавучести, запаса плавучести, что существенно влияет на безопасность эксплуатации маломерных судов, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, что опровергает доводы представителя административного истца о том, что отсутствие этих приборов и оборудования не влияет на выполнение ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» возложенных задач в полном объеме и не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Отсутствие финансирования в 2016 году на приобретение кренометра, динамометра (ПДУ 0,1-2), динамометра (ПДУ 2-20), шумометра-виброанализатора не может быть принято во внимание, так как это обстоятельство при обязательности обеспечения инспекторских участков ГИМС МЧС России указанными приборами и оборудованием не может быть положено в обоснование освобождения административного ответчика от исполнения этой обязанности с учетом того, что эти приборы и оборудование необходимы для контроля за техническим состоянием маломерных судов с целью обеспечения безопасности судоходства, сохранения здоровья и жизни граждан, а также их имущества.

При таких обстоятельствах, поскольку имеют место нарушения требований законодательства об осуществлении технического надзора за маломерными судами, при этом обязанность по его осуществлению возложена в силу закона на учреждения ГИМС МЧС России, каковым в рассматриваемом случае является ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», административный иск Осетровского транспортного прокурора подлежат удовлетворению полностью.

Удовлетворяя иск, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ при вынесения решения в резолютивной части необходимо указать на признание оспоренных действий (бездействия) незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц, со ссылками на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», допустившего незаконные действия (бездействие), и на существо незаконных действий (бездействия), а также о необходимости принятия решения и совершения определенных действий по обеспечению Усть-Кутского инспекторского участка приборами и оборудованием в определенный срок со дня вступления решения суда в законную силу, с уведомлением суда о его исполнении.

Согласно ст. 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину согласно п.7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса в размере 2 тысяч рублей в доход бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области» по необеспечению Усть-Кутского инспекторского участка динамометром ПДУ 0,1-2, динамометром ПДУ 2-20, кренометром, шумометром-виброанализатором и не соответствующим Федеральному закону от 7 марта 2001 года №24-ФЗ, - Кодексу внутреннего водного транспорта, Положению о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года №835, Правилам технического надзора за маломерными судами, утв. Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. №501, Типовым нормам обеспечения государственной инспекции по маломерным судам, утв. Приказом МЧС России от 9 августа 2005 года №618, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области» устранить нарушения требований Федерального закона от 7 марта 2001 года №24-ФЗ, - Кодекса внутреннего водного транспорта, Положения о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года №835, Правил технического надзора за маломерными судами, утв. Приказом МЧС России от 29 июня 205 г. №501, Типовых норм обеспечения государственной инспекции по маломерным судам, утв. Приказом МЧС России от 9 августа 2005 года №618 в части обеспечения Усть-Кутского инспекторского участка динамометром ПДУ 0,1-2, динамометром ПДУ 2-20, кренометром, шумометром-виброанализатором в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, и сообщить суду об исполнении решения суда в течении сорока дней со дня вступления его в законную силу.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области» в доход бюджета государственную пошлину в размере две тысячи рублей.

Законность и обоснованность решения может быть проверена сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Ещенко.