ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1067/2015 от 11.11.2015 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего судьи ФИО7., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя административного истца – ФИО4, рассмотрев административное дело по административному исковому военнослужащего <данные изъяты>ФИО1 об оспаривании действий начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел), связанных с невключением в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, изъявивших желание получить целевой жилищный заем,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:

- признать незаконными действия (бездействие) начальника 1-го отдела, выразившиеся в невключении ее в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений;

- обязать начальника 1-го отдела принять решение о включении ее в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений.

Представитель административного истца в судебном заседании указанные требования поддержал и пояснил, что ФИО1 поступила на военную службу по контракту в 2005 году, и ей было присвоено воинское звание прапорщик. Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ей было присвоено воинское звание лейтенанта медицинской службы, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с рапортом о включении ее в реестр участников НИС. Но в удовлетворении ее рапорта регистрирующим органом, которым в тот период являлся УНСИТОиР ВВС, было отказано на том основании, что она, как заключившая контракт в звании прапорщика, будет включена в данный реестр, когда общая продолжительности ее военной службы составит три года. По истечению указанного срока ФИО1 повторно обратилась с рапортом, но ей было разъяснено, что для включения в реестр участников НИС ее рапорта не требуется. ДД.ММ.ГГГГ административный истец получила уведомление о включении ее в указанный реестр. В 2015 году ФИО1 представила документы на получение целевого жилищного займа, однако письмом 1 отдела от ДД.ММ.ГГГГ ей было фактически отказано в получении целевого жилищного займа на том основании, что она необоснованно включена в реестр участников НИС.

Административный истец и административные ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

В представленных в суд письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ представитель начальника 1 отдела – ФИО5 возражала против удовлетворения требований ФИО1, поскольку при проверке ее документов на получение целевого жилищного займа было установлено, что указанная военнослужащая включена в реестр участников НИС с октября 2008 года по 03 категории, к которой относятся прапорщики и мичманы. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГФИО1 присвоено звание «лейтенант», что свидетельствует о необоснованности включения ее в реестр участников НИС по указанной категории. По этой причине, права на получение целевого жилищного займа она не имеет. Основания для включения административного истца в реестр НИС в соответствии с категорией, к которой она относится, возникает со дня регистрации рапорта. В этой связи командованию ФИО1 было направлено письмо с разъяснением действующего законодательства. До настоящего времени документы на присвоение значения «00» - ошибочно включенный признаку категории, по которой включена в реестр НИС ФИО1, или иных документов от начальника 300 Лаборатории авиационной медицины ВВС в 1-й отдел не поступало.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из копии послужного списка ФИО1, первый контракт о прохождении военной службы заключен административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в Военно-воздушной академии им. ФИО6 и тогда же ей присвоено воинское звание «прапорщик». ДД.ММ.ГГГГ она назначена на воинскую должность – врач (специалист по изучению летного состава – врач факультета) и ей присвоено воинское звание «лейтенант».

Из копии личной карточки участника НИС и уведомления о включении военнослужащего в реестр, полученного ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, следует, что основанием для включения ее в реестр участников НИС является приказ начальника Военно-воздушной академии им. ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, датой возникновения оснований для включения в данный реестр – ДД.ММ.ГГГГ.

Копией рапорта административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, копией сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем по 300 Лаборатории авиационной медицины ВВС и копией сопроводительного письма врио начальника данной лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 изъявила желание получить целевой жилищный заем, и указанные документы были представлены в 1 отдел.

Как усматривается из копии письма начальника 1 отдела от ДД.ММ.ГГГГ, начальнику 300 Лаборатории авиационной медицины ВВС сообщается, что по основаниям, аналогичным приведенным в вышеуказанных письменных возражениях, ФИО1 права на получение целевого жилищного займа не имеет, поскольку необоснованно включена в реестр участников НИС. Также начальник 1 отдела просит провести по факту необоснованного включения ФИО1 в реестр НИС разбирательство, подготовить сведения на изменение категории участника НИС с 03 на 00 - «ошибочно включенный» и направить в 1 отдел с материалами разбирательства.

Согласно п.п. 1, 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон).

Статья 4 Закона предусматривает, что реализация права на жилище участниками НИС осуществляется в том числе посредством предоставления целевого жилищного займа.

Согласно статье 14 Закона каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.

В части 1 статьи 9 Закона перечислены категории военнослужащих, которые относятся к участникам НИС.

Так в соответствии с пунктом 3 данной статьи к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Согласно пункту 7 указанной статьи, военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание.

В соответствии с пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации», на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - регистрирующий орган) возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - участники НИС), предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем…

Согласно пунктам 45- 47 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным приказом, для получения целевого жилищного займа военнослужащий подает рапорт на имя командира воинской части по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - рапорт для получения займа). Рапорт для получения займа подлежит регистрации в установленном порядке.

Ответственное должностное лицо воинской части на основании рапортов для получения займа оформляет сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений (далее - сведения), по форме согласно приложению к настоящему Порядку и направляет сведения в региональное управление жилищного обеспечения не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Воинские части, дислоцируемые на территории <адрес>, направляют сведения в 1 отдел ФГКУ «Западрегионжилье».

Региональное управление жилищного обеспечения при получении сведений из воинских частей сверяет данные, указанные в этих сведениях, с данными учета, имеющимися в региональном управлении жилищного обеспечения. При совпадении данных, представленных из воинских частей, региональное управление жилищного обеспечения формирует сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений (далее - сводные сведения), по форме согласно приложению к настоящему Порядку, которые не позднее 20 числа текущего месяца представляет в регистрирующий орган. В случае несоответствия сведений, представленных из воинских частей, данным учета, имеющимся в региональном управлении жилищного обеспечения, информация по таким военнослужащим в сведения не включается и направляется в воинскую часть для уточнения.

Таким образом, в полномочия 1 отдела при получении сведений из воинских частей об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, входит только сверка данных, указанных в этих сведениях, с данными учета, т.е. с данными содержащимися в реестре участников НИС и их уточнение.

При таких обстоятельствах, поскольку функции по формированию и ведению реестра участников НИС возложены на регистрирующий орган, а не на 1 отдел, при этом сведений об исключении административного истца из указанного реестра в суд не представлено, равно как не представлено и доказательств несоответствия сведений, представленных из 300 Лаборатории авиационной медицины ВВС на ФИО1, данным учета, то действия начальника 1-го отдела, связанные с невключением административного истца в сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, суд признает незаконными.

Довод представителя начальника 1 отдела о том, что ФИО1 не имеет права на получение целевого жилищного займа, поскольку она необоснованно включена в реестр участников НИС, а основание для включения в указанный реестр по категории, к которой относится административный истец, возникнет у нее только со дня изъявления желания стать его участником в соответствующем рапорте, суд находит не состоятельным, поскольку, как было установлено в судебном заседании, ФИО1 имеет право на участие в НИС согласно пункту 7 статьи 9 Закона при изъявлении такого желания, при этом с ДД.ММ.ГГГГ ей известно, что она включена в реестр НИС с ДД.ММ.ГГГГ как участник и каких-либо возражений по этому вопросу она не имеет, что бесспорно указывает на то, что ФИО1 желает реализовать свое право на обеспечение жильем от военного ведомства путем участия в НИС. Данное обстоятельство также подтверждается объяснениями ФИО1, изложенными в административном исковом заявлении, и объяснениями ее представителя данными в судебном заседании.

Также суд учитывает, что несоответствие категории указанной в реестре НИС основанию, дающему право ФИО1 на участие в данной системе, не связано с действиями административного истца и не может служить ограничением в реализации ее прав.

Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование ФИО1 о возложении обязанности на начальника 1-го отдела принять решение о включении ее в сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений, поскольку понуждение к совершению указанных действий является ограничением права полномочного органа на самостоятельное решение вопроса, относящегося к его компетенции, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Поскольку при обращении в суд административный истец понесла судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с Управления в пользу ФИО1 понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с невключением ФИО1 в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, изъявивших желание получить целевой жилищный заем.

Обязать начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о включении ФИО1 в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, изъявивших желание получить целевой жилищный заем.

Взыскать с 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Указать начальнику 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований о возложении обязанности на начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять решение о включении ее в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий