Дело № 2а-1067/2022
УИД 51RS0001-01-2021-005129-51
Мотивированное решение изготовлено 19.05.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Бутовой Т.Е.
с участием помощника прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Морозовой Ю.А.,
заинтересованных лиц Жилина А.С., Лебедевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о возложении на администрацию г. Мурманска обязанности привести постановления администрации г. Мурманска от 16 октября 2014 года № 3457 и от 05 июня 2018 года № 1657 с учетом внесенных в них изменений в соответствие с требованиями жилищного законодательства в части указания сроков отселения,
установил:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на администрацию г. Мурманска обязанности привести постановления администрации г. Мурманска от 16 октября 2014 года № 3457 и от 05 июня 2018 года № 1657 в соответствие с требованиями жилищного законодательства в части указания сроков отселения, исключения формулировки «с момента окончания процедуры переселения граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма», направить собственникам помещений требование о сносе дома в разумный срок.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения жилищных прав граждан-жильцов многоквартирных домов № и №а по <адрес>
Проверкой установлено, что многоквартирный <адрес> на основании постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ признан аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный <адрес> на основании постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ признан аварийным и подлежащим сносу. На указанные постановления администрации г. Мурманска прокуратурой направлен протесты от ДД.ММ.ГГГГ, которые были рассмотрены администрацией г. Мурманска, которая в ответах от ДД.ММ.ГГГГ№ и № не согласилась с позицией прокуратуры.
Обращает внимание, что проживание в аварийных домах ставит под угрозу жизнь и здоровье собственников жилых помещений данных многоквартирных домов, начиная с даты признания домов аварийными, и может привести к возникновению вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами аварийного дома, так и иных граждан.
Ссылается на пункт 46 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждения Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», предусматривающее, что на основании заключения по результатам обследования помещения орган местного самоуправления в установленный срок издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Уточнив административные исковые требования, просил суд возложить на администрацию г. Мурманска обязанность привести постановления администрации г. Мурманска от 16 октября 2014 года № 3457 и от 05 июня 2018 года № 1657 с учетом внесенных в них изменений в соответствие с требованиями жилищного законодательства в части указания сроков отселения.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика глава администрации г. Мурманска, в качестве заинтересованного лица Комитет имущественных отношений г. Мурманска.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники и наниматели жилых помещений многоквартирных домов по <адрес> сведения о которых предоставлены административным ответчиком.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены физические и юридические лица - собственники жилых помещений многоквартирных домов по <адрес>, сведения о которых получены из Управления Росреестра по Мурманской области.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Жилин А.С. и прокурор Мурманской области, из числа заинтересованных лиц исключена ФИО8
В судебном заседании представитель административного ответчика прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска на удовлетворении уточненных административных исковых требований настаивал, дополнительно пояснил, что установленные в постановлениях администрации г. Мурманска сроки, отсылающие к срокам, установленным в Подпрограмме по переселению, которые постоянно изменяются, отсутствие конкретных сроков отселения нарушают права собственников жилых помещений.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации г. Мурманска и заинтересованного лица Комитета имущественных отношений г. Мурманска не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения и дополнения к ним, согласно которым при принятии оспариваемых постановлений администрацией г. Мурманска полностью соблюдены требования, установленные как Жилищным кодексом РФ, так и Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
При расселении жилищного аварийного фонда уполномоченный орган обязан соблюдать баланс интересов как граждан – собственников жилых помещений, так и граждан – нанимателей жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ региональная адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Если действие такой программы начинается после 01 января 2019 года, она утверждается на период до 01 сентября 2025 года.
Региональная адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 01.09.2019 № 153-ПП, в которую включен многоквартирный дом по <адрес> со сроком окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогично постановлением администрации г. Мурманска от 13.11.2017 № 3610 утверждена подпрограмма «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017» на 2018-2024 годы» в рамках Муниципальной программы «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы». В указанную подпрограмму Муниципальной программы включен многоквартирный дом по <адрес>, со сроком окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена подпрограмма «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы» в рамках Муниципальной программы «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы. В указанную подпрограмму Муниципальной программы включен многоквартирный дом по <адрес> со сроком окончания переселения – 2024 год (ДД.ММ.ГГГГ).
Обращает внимание, что конкретные сроки переселения граждан установлены муниципальными правовыми актами администрации г. Мурманска.
Административным истцом пропущен срок обращения в суд, поскольку постановления администрации г. Мурманска от 10.09.2015 № 2524 и от 16.10.2014 № 3457 опубликованы в газете «Вечерний Мурманск» 06.07.2016 и 16.06.2018 соответственно, то есть доведены до сведения неопределенного круга лиц, и в этот момент прокурор должен был узнать о нарушенных правах граждан, в защиту прав которых подано административное исковое заявление.
Обращает внимание, что в пункте 2.1 протокола совещания под председательством Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовал прокурор Мурманской области, принято решение рекомендовать администрации г. Мурманска внести изменения в оспариваемые постановления администрации г. Мурманска в части указания отсылочной нормы к срокам, установленным муниципальной программой г. Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации г. Мурманска от 13.11.2017 № 3610, в части сроков отселения.
Указанная рекомендация, согласованная с прокурором Мурманской области, была выполнена, в постановление администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) была внесена соответствующая норма в части определения срока окончания переселения жильцов дома <адрес> путем отсылки к срокам, установленным муниципальной программой г. Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации г. Мурманска от 13.11.2017 № 3610.
Указанный срок окончания переселения жильцов определен конкретно, исходя из существа регулируемых отношений, учитывает все обстоятельства, которые сопутствуют процессу переселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является исполнимым.
В ранее состоявшихся судебных заседаниях пояснил, что установление конкретных сроков отселения из аварийных многоквартирных домов не будет способствовать защите прав собственников жилых помещений, поскольку спорные постановления администрации г. Мурманска будут не исполнимы. В федеральной целевой программе установлены ставки по покупке жилых помещений из лимита на 1 кв.м.
Подпрограмма Муниципальной программы, в которую включены многоквартирные дома по <адрес>, является действующей, исполняется. Согласно мониторингу МКУ «Новые формы управления» техническое состояние жилых домов не ухудшается, в связи с чем угрозы жизни и здоровью граждан не имеется. На установленный срок окончания отселения влияет год постройки дома, степень его износа. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебном заседании заинтересованные лица Жилин А.С. и Лебедева О.А. просили удовлетворить административные исковые требования.
В судебное заседание административный ответчик глава администрации г. Мурманска не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представил.
В судебное заседание заинтересованное лицо прокурор Мурманской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представил.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия и ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представили.
В судебное заседание заинтересованные лица Жилина Т.Н., Соколов В.В., Жирохов Н.П., Аблаева Т.В., Сорокин В.В., Сорокина Л.А., Шакин Н.В., Шакина М.Н., Волкова В.В., Белкина М.В., Басалаева О.Н., Беляев В.В., Бережная Э.С., Вокотруб С.В., Волкова А.А., Воробьев С.А., Крутякова С.М., Крутяков А.А., Кривченко Н.М., Кузнецова Н.С., Лапухина Л.Я., Левашова С.И., Леснова М.М., Лобок В.А., Заболотный А.В., Иващенко Г.П., Колочинская Г.А., Комиссаров И.А., Кравчук А.Г., Комиссарова Е.А., Шакина М.В., Орлов С.С., Меринов Д.Н., Николенко Т.С., Сабельников В.А., Пономарев А.Я., Герасименко А.И., Горощенко А.С., Головин С.А., Елагина Л.Н., Елагина С.В., Жирохов А.Н.,Железняк С.Н., Жирохова Екатерина Андреевна, Жирохова Елизавета Андреевна не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представили.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса РФ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 17.02.2022) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47), в пункте 49 которого предусмотрено, что в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, должна содержать, в частности, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Как установлено в судебном заседании, постановлением Правительства Мурманской области от 01.09.2019 № 153-ПП (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена региональная адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, в которую включен многоквартирный дом по <адрес> сроком окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Мурманска от 13.11.2017 № 3610 (в редакции от 21.12.2021) утверждена подпрограмма «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017» на 2018-2024 годы» в рамках Муниципальной программы «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы». В указанную подпрограмму Муниципальной программы включен многоквартирный дом по <адрес>, со сроком окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) также утверждена подпрограмма «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы» в рамках Муниципальной программы «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы». В указанную подпрограмму Муниципальной программы включен многоквартирный дом по <адрес> со сроком окончания переселения – 2024 год.
Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Мурманск, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановление опубликовано в газете «Вечерний Мурманск» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Мурманск, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановление опубликовано в газете «Вечерний Мурманск» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановление администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу». Постановление опубликовано в газете «Вечерний Мурманск» от ДД.ММ.ГГГГ№ ( №) (том 3, л.д. 64, 65, 66-67).
Постановлением Администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановление администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу». Постановление опубликовано в газете «Вечерний Мурманск» от ДД.ММ.ГГГГ№ (№) (том 3, л.д. 63, 147-148).
В пункте 3.1 постановления администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрено, что в сроки, предусмотренные для реализации подпрограммы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017» на 2018-2024 годы муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№, организовать переселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления.
В пункте 3.1 постановления администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено обеспечить внесение соответствующих изменений в подпрограмму «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№, в части дополнения перечня многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке.
В указанном постановлении в пункте 3.2 (в редакции постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрено, что в сроки, предусмотренные для реализации Подпрограммы, организовать переселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления.
Суд приходит к выводу, что постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по <адрес> аварийным и подлежащим сносу» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» приняты надлежащим должностным лицом – временно исполняющим полномочия главы администрации г. Мурманска ФИО10, в пределах предоставленных ему полномочий, официально опубликованы в газете «Вечерний Мурманск», доступны для сведению неопределенного круга лиц.
Изменения в постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты надлежащим должностным лицом – временно исполняющим полномочия главы администрации г. Мурманска ФИО11, в пределах предоставленных ему полномочий, официально опубликованы в газете «Вечерний Мурманск», доступны для сведению неопределенного круга лиц.
Определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Признав многоквартирные дома по <адрес> аварийными и подлежащими сносу, администрация г. Мурманска в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе с учетом внесенных в них изменений, не указала сроки отселения физических и юридических лиц.
С учетом внесенных изменений в названные постановления предусмотрено организовать переселение физических и юридических лиц из многоквартирных домов в сроки, предусмотренные для реализации подпрограммы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017» на 2018-2024 годы муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее –Подпрограмма, утвержденная постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№).
В Подпрограмме, утвержденной постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№, установлены сроки окончания переселения из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, предусмотренные для дома по адресу: г. Мурманск, <адрес>, - 2024 год, для дома по <адрес>, - ДД.ММ.ГГГГ.
В постановлениях администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом внесенных в них изменений, отсылающих к срокам, установленным Подпрограммой, утвержденной постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено организовать переселение физических и юридических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в сроки, установленными Подпрограммой.
Вместе с тем, в пункте 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что в установленные сроки орган местного самоуправления издает распоряжение с указанием о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Из буквального толкования пункта 49 Положения следует, что срок отселения физических и юридических лиц должен быть четко определен органом местного самоуправления, не допуская отсылки к иному нормативному правовому акту.
В постановлениях администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом внесенных в них изменений предусмотрен лишь срок, в который следует организовать переселение физических и юридических лиц из многоквартирных домов, однако не установлен конкретный срок отселения физических и юридических лиц.
Вместе с тем, понятия «отселение» и «переселение» тождественными по значению не являются, равно как срок организации переселения предполагает установление временного периода, в который должны быть проведены организационные мероприятия по переселению, в том числе с возможностью предоставления жилого помещения маневренного фонда.
Суд не может признать обоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что в пункте 2.1 протокола совещания под председательством Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение рекомендовать администрации г. Мурманска внести изменения в оспариваемые постановления администрации г. Мурманска в части указания отсылочной нормы к срокам, установленным муниципальной программой г. Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№, в части сроков отселения физических и юридических лиц.
Как следует из пункта 2.1 протокола совещания под председательством Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Мурманска рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести изменения в действующие постановления администрации г. Мурманска о признании МКД аварийными и подлежащими сносу в следующей части внесения отсылочной нормы к срокам, установленным муниципальной программой г. Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018 - 2024 годы», утвержденной постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№, в части необходимости начала реализации мероприятий по изъятию земельных участков для муниципальных нужд под аварийными МКД за один год до окончания срока расселения такого МКД, но не ранее окончания срока, установленного собственникам для сноса данного МКД (том 3, л.д. 164-165).
Таким образом, протоколом совещания под председательством Губернатора Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Мурманска не даны рекомендации предусмотреть отсылочные сроки отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Указывая о том, что изменения в части определения срока окончания переселения жильцов дома <адрес> путем отсылки к срокам, установленным муниципальной программой г. Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№, внесены в постановление администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ после согласования с прокурором <адрес>, сведения об этом административный ответчик суду не представил.
Суд не может признать убедительными доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, который следует исчислять с момента опубликования оспариваемых постановлений в газете «Вечерний Мурманск».
Судом установлено, что нарушение жилищных прав граждан – жильцов многоквартирных домов, расположенных по <адрес>, установлено прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска в ходе проверки, по результатам которой администрации г. Мурманска внесены протесты от ДД.ММ.ГГГГ. В ответах на протесты, подготовленных ДД.ММ.ГГГГ, администрация г. Мурманска не согласилась с позицией прокуратуры.
С административным исковым заявлением прокуратура обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный Кодексом административного судопроизводства РФ, с момента обнаружения нарушения прав физических лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление.
Нормативные правовые акты органа местного самоуправления не должны противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В данном случае оспариваемые постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом внесенных в них изменений не соответствуют требованиям пункта 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в части указания конкретного срока отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Мурманска необходимо возложить обязанность указать в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ с учетом внесенных в них изменений срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов по <адрес> и <адрес>, соответственно, и сообщение о принятом решении опубликовать в официальном печатном издании органа местного самоуправления в газете «Вечерний Мурманск».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о возложении на администрацию г. Мурманска обязанности привести постановления администрации г. Мурманска от 16 октября 2014 года № 3457 и от 05 июня 2018 года № 1657 с учетом внесенных в них изменений в соответствие с требованиями жилищного законодательства в части указания сроков отселения – удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Мурманска обязанность указать в постановлении от 16 октября 2014 года № 3457 с учетом внесенных в него изменений срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома по <адрес>
Возложить на администрацию г. Мурманска обязанность указать в постановлении от 05 июня 2018 года № 1657 с учетом внесенных в него изменений срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома по <адрес>
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальном печатном издании органа местного самоуправления в газете «Вечерний Мурманск» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева