ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10689/2022 от 31.08.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-10689/2022

47RS0004-01-2022-011185-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2022 года

г. Всеволожск

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кораблевой Н.С.,

с участием помощника прокурора Спировой К.В.

при ведении протокола помощником судьи Ляховой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Моцюка С. С. к Т. избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу об отмене регистрации кандидата на выборах,

У С Т А Н О В И Л:

Моцюк С. С. во Всеволожский городской суд <адрес> с административным иском к Т. избирательной комиссии ВМРоб отмене регистрации кандидата на выборах. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу . Селезнев А.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу . Полагая, что регистрация кандидата в депутаты Селезнева А.А. была произведена административным ответчиком с нарушением норм избирательного законодательства, поскольку кандидатом не представлен документ, подтверждающий согласование с Центральным советом его кандидатуры, в связи с чем просил признать незаконной регистрацию Селезнева А.А. в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу и обязать ТИК Всеволожского муниципального района <адрес> отменить регистрацию Селезнева А.А.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Заинтересованные лица Селезнев А.А., Региональное отделение политической партии «Новые люди» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их явка не была признана обязательной.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования подлежащими отклонению в полном объеме, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что решением совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Т. избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ полномочия окружных избирательных комиссий Кузьмоловских одномандатных избирательных округов № возложены на Т. избирательную комиссию Всеволожского муниципального района.

Решением Т. избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован кандидат в депутаты Моцюк С.С., выдвинутый Всеволожским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», ДД.ММ.ГГГГ в 14.22 час.

Решением Т. избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован кандидат в депутаты Селезнев А.А., выдвинутый Региональным отделением в <адрес> Политической партии «Новые люди», ДД.ММ.ГГГГ в 14.08 час.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 27 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 этой статьи, являются исчерпывающими.

Основания отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, <адрес>-оз.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях»).

Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт «в»).

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» установлено, что Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт «и»).

Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях»).

В соответствии с пунктом 25.1.8 Устава Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» к компетенции и полномочиям конференции (общего собрания) регионального отделения Партии относится: по согласованию с Центральным советом выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы муниципального образования и на иные выборные должности местного самоуправления, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований, в случае отсутствия местного отделения, либо если выдвижение не осуществлено Общим собранием местного отделения Партии.

ДД.ММ.ГГГГСелезневым А.А. поданы документы в ТИК, о чем свидетельствует соответствующее подтверждение получения документов.

Т. избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об извещении кандидатов в депутаты совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва, выдвинутых Региональным отделением в <адрес> Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», о том, что при проверке документов кандидата, представленных для выдвижения и регистрации выявлено отсутствие документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, предусмотрено законом, и установлено несоблюдение требований закона к оформлению документов, а именно: 1) не представлен документ, подтверждающий согласование с Центральным советом кандидатуры выдвигаемой в качестве кандидата; 2) выписка из протокола внеочередного общего собрания о выдвижении кандидата не содержит обязательных сведений о результатах тайного голосования по выдвигаемой кандидатуре и гражданстве кандидата, предусмотренных п.3 ч. 1 ст.<адрес>-оз.

ДД.ММ.ГГГГСелезневым А.А. в ТИК представлены выписка из протокола внеочередного Общего собрания Регионального отделения в <адрес> Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» от ДД.ММ.ГГГГ с исправленными недостатками, а также решение Центрального Совета Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании кандидатур к выдвижению кандидатами в депутаты совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва по Кузьмоловским одномандатным избирательным округам №.

На основании представленных документов Т. избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу было принято решение о регистрации Селезнева А.А. в качестве кандидата в депутаты.

В соответствии с п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. <адрес>-оз при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно пункту 4.12.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока. На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Ц.» постановлено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.

Вместе с тем, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).

В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках (пункт 4.6 Методических рекомендаций).

На избирательную комиссию муниципального образования возложена обязанность незамедлительно известить кандидата о недостатках в представленных им документах, данная обязанность призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения.

Также Конституционный суд в Постановлении -П отметил, что в то же время неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации, ….может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок. В случае же принятия при таких обстоятельствах решения о регистрации кандидата он оказывается в уязвимой ситуации, поскольку нарушения в представленных им в избирательную комиссию документах, своевременно не выявленные ею, могут повлечь отмену судом решения о его регистрации, однако ни он, ни зарегистрировавшая его избирательная комиссия не вправе их устранить. Указанная уязвимость в правовом положении кандидата, по сути, создается как ненадлежащим исполнением им обязанности по обеспечению качества, полноты и достоверности переданных им сведений и документов, так и - если нарушения в представленных документах должны были быть очевидны для избирательной комиссии - ее бездействием.

Таким образом, Селезневым А.А. был соблюден порядок выдвижения и регистрации кандидатов, установленный Федеральным законом № 67-ФЗ, что нашло также свое подтверждение в решении ТИК от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенные нормы права, а также установленные по делу обстоятельства, доводы административного искового заявления не являются основанием для признания незаконным решения о регистрации кандидата Селезнева А.А. в депутаты и соответственно его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Моцюка С. СтефановичакТерриториальной избирательной комиссии ВМРоб отмене регистрации кандидата на выборах - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Всеволожский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья