ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1068/18 от 19.06.2018 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Санкт-Петербург ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд СанктПетербурга в составе:

председательствующего судьи Е.В. Николаевой,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД» (далее – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») к Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора), ФИО1 о признании незаконным предписания,

установил:

При проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки Калининградского центра ОВД «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в соответствии с распоряжением УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ-р специалистами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были выявлены нарушения, о чём составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Начальник отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора ФИО1 вынес предписание от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что выявлены следующие нарушения:

1. В Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» технические средства обеспечения транспортной безопасности согласно перечню технических средств обеспечения ТБ в ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД (согласно приложению к Плану обеспечения ТБ ОТИ Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД от ДД.ММ.ГГГГ) не сертифицированы в соответствии с правилами обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности».

2. в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» технические средства обеспечения транспортной безопасности согласно перечню технических средств обеспечения ТБ в ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (согласно приложению к Плану обеспечения ТБ ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от ДД.ММ.ГГГГ) не сертифицированы в соответствии с правилами обязательной сертификации ТСОТБ утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности».

3. в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержденный «Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД» разработан без учета требований, установленных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», а именно: - в данном Порядке не указаны обязанности работников, осуществляющих наблюдение и собеседование по применению физической силы, специальных средств, по оформлению актов и журналов, указанных в приложениях к приказу Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: п. 5.6.8 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее Требования ТБ на ВТ).

4. в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержденный «Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ диспетчерского пункта «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» разработан без учета требований, установленных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», а именно: - в данном Порядке не указаны обязанности работников, осуществляющих наблюдение и собеседование по применению физической силы, специальных средств, по оформлению актов и журналов, указанных в приложениях к приказу Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: п. 5.6.8 Требований ТБ на ВТ.

5. в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» к исполнению обязанностей по защите ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД от актов незаконного вмешательства в соответствии с Планами обеспечения транспортной безопасности привлечены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности (филиал ФГУП «Охрана» ВНГ России по <адрес>) не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основание: пункт 5.14 Требований ТБ на ВТ.

6. в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД не обеспечена передача в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Основание: пункт 5.24 Требований ТБ на ВТ.

7. в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечена передача в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Основание: пункт 5.24 Требований ТБ на ВТ.

8. в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД прямое видеонаблюдение для реального видеонаблюдения за обстановкой на КПП охраняемого ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД с 36 видеокамер (выведенных на два монитора) осуществляется 1 оператором (допускается вывод на один видеомонитор не более 4 видеокамер для непрерывного наблюдения одним оператором). Основание: подпункт «в» пункта 25 главы 5 «Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

9. на ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на границах зоны ТБ или ее частей, а также в зоне ТБ ОТИ отсутствуют контрольно-пропускные пункты, посты. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр при пересечении границ ТБ ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в целях обеспечения транспортной безопасности не проводится. Основание: пункт 4 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

В связи с вышеизложенным, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предписано устранить указанные нарушения в срок: 1. устранить указанные нарушения в срок: по пунктам 3, 4, 5, 8, 9 в срок до ДД.ММ.ГГГГ; по пунктам 1, 2, 6, 7 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На весь период устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, руководитель организации лично обязан принять меры, обеспечивающие соблюдение законодательства Российской Федерации, исполнение требований нормативно-правовых актов, ликвидацию последствий выявленных нарушений, устранение их причин, а также меры по ликвидации возникающих рисков актов незаконного вмешательства. 2. Принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений и исключению повторяемости в дальнейшем. О принятых мерах по выполнению настоящего предписания представить информацию в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по адресу: 190068, Санкт-Петербург, <адрес>, по пунктам 3, 4, 5, 8, 9 до ДД.ММ.ГГГГ, по пунктам 1, 2, 6, 7 до ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД», не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, просило признать незаконным и отменить пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ.13-35.

Представители административного истца в заседание суда явились, требования и доводы административного иска поддержали.

Представитель административного ответчика и административный ответчик ФИО1 в заседание суда явились, возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Вопросы, относящиеся к государственному надзору в области гражданской авиации, регулируются статьей 28 этого Кодекса.

Так, целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг (пункт 1 ст. 28 ВК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 28 ВК РФ государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предметом проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ВК РФ является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации требований международных договоров Российской Федерации, воздушного законодательства Российской Федерации (далее - обязательные требования).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), что следует из Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ № АК-802фс, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Северо-Западного федерального округа, куда входит <адрес>.

Управление осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации (пункт 3.1.1 Положения).

Управление имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории по обеспечению безопасности полетов, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космическому поиску и спасанию, аварийно-спасательному обеспечению на транспорте; выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществлять государственный транспортный надзор в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре", от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (раздел IV).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт (пункт 1), в котором указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (подпункт 7 пункт 2); к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление порождающее правовые последствия для конкретного лица, в связи с чем оно должно быть законным и обоснованным и не нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого оно выдано, и иных лиц.

Требования к содержанию предписаний, выдаваемых должностными лицами государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга, установлены Положением о государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 4-р.

Согласно примерной форме предписания об устранении выявленных нарушений, приведённых в приложении N 10 к указанному Административному регламенту, в предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ. Предписание подписывается инспектором, осуществившим инспекционное обследование, и вручается либо направляется лицу, чьей обязанностью является проведение в установленный срок мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Из анализа вышеприведённой нормы следует, что предписание должно содержать требования об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, а также содержать срок, который позволит исполнить вынесенное предписание.

По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, указанное предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца Начальник отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора ФИО1 вынес предписание от ДД.ММ.ГГГГ..

Пункт 1 предписания установил, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» технические средства обеспечения транспортной безопасности согласно перечню технических средств обеспечения ТБ в ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД (согласно приложению к Плану обеспечения ТБ ОТИ Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД от ДД.ММ.ГГГГ) не сертифицированы в соответствии с правилами обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности».

Вместе с тем пункт 2 предписания также установил, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» технические средства обеспечения транспортной безопасности согласно перечню технических средств обеспечения ТБ в ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (согласно приложению к Плану обеспечения ТБ ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от ДД.ММ.ГГГГ) не сертифицированы в соответствии с правилами обязательной сертификации ТСОТБ утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности».

Суд признаёт данные пункты предписания незаконными и подлежащими отмене в силу следующего.

Пунктом 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» вступило в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, т.е. вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила сертификации) обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (далее - федеральные органы по сертификации).

Пунктом 4 Правил сертификации предусмотрено, что Федеральный орган по сертификации в пределах своей компетенции утверждает форму сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам (далее - сертификат соответствия).

Согласно пункту 2 Правил сертификации участниками обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности являются: а) федеральные органы по сертификации; б) органы по сертификации - организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности; в) испытательные лаборатории - юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности; г) заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Согласно требованиям пункта 10 «Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», орган по сертификации, срок выдачи органом по сертификации заявителю сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации. Срок 90 рабочих дней начинает исчисляться с момента принятия заявки органом сертификации

В материалах плановой выездной проверки отсутствуют образцы заявок филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на проведение обязательной сертификации ТСОТБ.

Вместе с тем при рассмотрении дела, суд учитывает, что форма сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам утверждена приказом МВД России (федеральным органом по сертификации) от ДД.ММ.ГГГГ (Зарегистрировано в Минюсте России за ДД.ММ.ГГГГ).

Органом по сертификации МВД России является ФКУ Научно-производственное объединение «специальная техника и связь» МВД России (далее – ФКУ НПО «СТиС» МВД России).

После издания Правил сертификации, федеральный орган по сертификации исполнил возложенную на него обязанность по утверждению формы выдаваемого сертификата только ДД.ММ.ГГГГ (после регистрации нормативного акта в Минюсте России), ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Запада» обратилось с письменным обращением до указанной даты - от ДД.ММ.ГГГГ.1.2-3265 к начальнику Управления на транспорте МВД России по Северо-<адрес> о предоставлении информации о порядке проведения обязательной сертификации в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения и аудио и видеозаписи.

Между тем действующее законодательство не устанавливает Порядок проведения обязательной сертификации в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения и аудио и видеозаписи. Как пояснили представители сторон до настоящего времени такой Порядок не утверждён и не разработан.

Таким образом, на момент проведения проверки (с 19 по ДД.ММ.ГГГГ), составления акта проверки и вынесения предписания не имелось возможности сертифицировать технические средства обеспечения транспортной безопасности, в то же время ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Запада» были приняты все зависящие меры по проведению сертификации в отсутствии утверждённого Порядка проведения обязательной сертификации в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения и аудио и видеозаписи.

При таких обстоятельствах, оснований к указанию на наличие нарушения ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности» у административного ответчика не имелось, в связи с чем в указанной части суд признаёт предписание незаконным и подлежащим отмене.

Доводы административного ответчика о том, что у ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» имелась реальная возможность с даты вступления в силу указанного Постановления Правительства , направить заявки в органы сертификации на проведение сертификации ТСОТБ объекта транспортной инфраструктуры ОТИ, даже при отсутствии утвержденной формы сертификата соответствия ТСОТБ не лишало ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обязанности и не являлось препятствием для своевременного направления заявок на сертификацию, в связи с чем ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» могло и должно было получить заключения по указанным предварительным процедурам по сертификации в срок, суд отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае возможность к моменту проведения проверки оформить сертификаты у административного истца отсутствовала. Следовательно, указанное нарушение должно было быть зафиксировано в акте проверки, однако в виду его неисполнимости не могло быть включено в предписание.

Пункт 3 предписания установил, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержденный «Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД» разработан без учета требований, установленных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», а именно: - в данном Порядке не указаны обязанности работников, осуществляющих наблюдение и собеседование по применению физической силы, специальных средств, по оформлению актов и журналов, указанных в приложениях к приказу Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: п. 5.6.8 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее Требования ТБ на ВТ).

Вместе с тем пунктом 4 предписания также установлено, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержденный «Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ диспетчерского пункта «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» разработан без учета требований, установленных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», а именно: - в данном Порядке не указаны обязанности работников, осуществляющих наблюдение и собеседование по применению физической силы, специальных средств, по оформлению актов и журналов, указанных в приложениях к приказу Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Основание: п. 5.6.8 Требований ТБ на ВТ.

В силу требований пункта 5.6.8 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе: порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено что, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

В пункте 16 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (далее – Правила) указано, что настоящие Правила учитываются СТИ, перевозчиками при разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, схемы размещения и состава оснащения КПП на границах зоны ТБ и (или) ее частей (секторов), постов на ОТИ и (или) ТС, положения (инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС, а также иных внутренних организационно-распорядительных документов, предусмотренных требованиями по обеспечению ТБ в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности.

Согласно пункту 72 Правил, работники, осуществляющие наблюдение и собеседование обязаны применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством.

Согласно пункту 60 Правил, для достижения целей досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, в случаях, предусмотренных Требованиями, в объеме, установленном планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, работники досмотра оформляют на КПП, постах, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ акты и журналы, приведенные в приложениях к настоящим Правилам.

В представленном «Порядке проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ диспетчерского пункта «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» не указаны обязанности работников, осуществляющих наблюдение и собеседование по применению физической силы, специальных средств, по оформлению актов и журналов, указанных в приложениях к приказу Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в нарушение требований п. 5.6.8 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Требования ТБ на ВТ), в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» утвержденный «Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД» разработан без учета требований, установленных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», а именно в данном Порядке не указаны обязанности работников, осуществляющих наблюдение и собеседование по применению физической силы, специальных средств, по оформлению актов и журналов, указанных в приложениях к приказу Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 5 предписания установил, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» к исполнению обязанностей по защите ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД от актов незаконного вмешательства в соответствии с Планами обеспечения транспортной безопасности привлечены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности (филиал ФГУП «Охрана» ВНГ России по <адрес>) не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основание: пункт 5.14 Требований ТБ на ВТ.

В нарушение требований пункта 5.14 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» к исполнению обязанностей по защите ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД от актов незаконного вмешательства в соответствии с Планами обеспечения транспортной безопасности привлечены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности (филиал ФГУП «Охрана» ВНГ России по <адрес>) не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям пункта 5.14 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Требования ТБ на ВТ), субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу указанных Требований, привлечение к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, является обязанностью административного истца.

Охрану ОТИ Сыктывкарский РЦ ЕС ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», согласно заключенному договору, осуществляет ФГУП «Охрана» Войск национальной гвардии России по <адрес>.

Договор на охрану ОТИ Сыктывкарский РЦ ЕС ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с ФГУП «Охрана» МВД РФ по <адрес> заключен ДД.ММ.ГГГГ. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», как субъект транспортной инфраструктуры, не предпринимало никаких действий по контролю за исполнением требований законодательства Исполнителем (ФГУП «Охрана» ВНГ России по <адрес>), согласно условиям договора, по обеспечению прохождения обучения и аттестации персонала.

Документов, подтверждающих что сотрудники, привлеченные по вышеуказанному договору к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта Калининградский центр ОВД от актов незаконного вмешательства, аттестованы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не представило.

Согласно ст. 4 ФЗ-16 от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Таким образом, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, нарушило требования пункта 5.14 Требований ТБ на ВТ, а именно, допустило к исполнению обязанностей по защите ОТИ воздушного транспорта Калининградский центр ОВД от актов незаконного вмешательства, в соответствии с Планами обеспечения транспортной безопасности, сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Довод административного истца о том, что административного истца как у субъекта транспортной инфраструктуры в соответствии с нормативно-правовым регулированием вопроса организации охраны объектов транспортной инфраструктуры и как у контрагента в соответствии с положениями договора на оказание охранных услуг отсутствуют правовые основания вмешиваться в деятельность хозяйствующего субъекта, основан на неверном толковании действующего законодательства и не может быть принят судом во внимание. Административный истец при заключении договора с указанным юридическим лицом и допуске сотрудников данного юридического лица к осуществлению транспортной безопасности должен был удостовериться в наличии у сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности соответствующих аттестатов. В связи с чем ссылка административного истца на то, что истребование информации о наличии аттестации сотрудников Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса» приведёт к незаконной обработке персональных данных сотрудников юридического лица и как следствие к нарушению закона, судом признаётся ошибочной.

Пункт 6 предписания установил, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД не обеспечена передача в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Основание: пункт 5.24 Требований ТБ на ВТ.

Вместе с тем пункт 7 установил, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечена передача в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Основание: пункт 5.24 Требований ТБ на ВТ.

Согласно пункта 5.24 Требования субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.

В ходе проведения плановой выездной проверки документов, подтверждающих выполнения данного требования ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представлено не было.

Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» не регулирует указанный порядок, включая вопросы процедуры оформления передачи данных, периодичность передачи и другие вопросы.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, находится в стадии разработки. В положениях указанного нормативного правового акта, в том числе, должны быть предусмотрены вопросы передачи данных.

Таким образом, исполнение перечисленных пунктов Требований является возможным исключительно при наличии установленного порядка передачи данных, который до настоящего времени не предусмотрен ни положениями Требований, ни другими нормативными актами. При таких обстоятельствах, суд признаёт указанные пункты предписания незаконными в виду их неисполнимости.

Пункт 8 предписания установил, что в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД прямое видеонаблюдение для реального видеонаблюдения за обстановкой на КПП охраняемого ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД с 36 видеокамер (выведенных на два монитора) осуществляется 1 оператором (допускается вывод на один видеомонитор не более 4 видеокамер для непрерывного наблюдения одним оператором). Основание: подпункт «в» пункта 25 главы 5 «Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов объекта транспортной инфраструктуры Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в части, касающейся обеспечения авиационной безопасности, а также, в части касающейся обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте. В ходе обследования установлено, что, в нарушение требований законодательства РФ, прямое видеонаблюдение за 36 видеокамерами, выведенными на 2 монитора, для непрерывного реального видеонаблюдения за обстановкой на охраняемом ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД, осуществляется 1 оператором (допускается вывод на один видеомонитор не более 4 видеокамер для непрерывного наблюдения одним оператором).

Таким образом, в нарушение требований подпункта «в» пункта 25 главы 5 «Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в Сыктывкарском Центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД прямое видеонаблюдение для реального видеонаблюдения за обстановкой на КПП охраняемого ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД с 36 видеокамер (выведенных на два монитора) осуществляется 1 оператором (допускается вывод на один видеомонитор не более 4 видеокамер для непрерывного наблюдения одним оператором).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 25 главы 5 «Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – «Требования»), системы охранные телевизионные, предназначенные для работы в неавтоматизированном режиме (прямое видеонаблюдение), применяются для реального видеонаблюдения за обстановкой на охраняемом объекте. В этих целях: изображение от каждой видеокамеры выводится на отдельный видеомонитор оператора (допускается вывод на один видеомонитор не более 4 видеокамер для непрерывного наблюдения одним оператором).

ДД.ММ.ГГГГ на ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД установлено, что прямое видеонаблюдение для реального видеонаблюдения за обстановкой на КПП охраняемого ОТИ воздушного транспорта Сыктывкарском РЦ ЕС ОрВД не осуществлялось с 36 видеокамер (выведенных на 2 монитора) 1 оператором на каждый монитор выводилось не более 4 видеокамер для непрерывного наблюдения одним оператором. Следовательно, исходя ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» подтверждено, что 1 оператор непрерывно наблюдал лишь за 8-ю камерами, выведенными на 2 монитора, что не может являться надлежащим исполнением подпункта «в» пункта 25 главы 5 «Требований».

Кроме того, на момент окончания проверки (ДД.ММ.ГГГГ) акт выполненных работ по реконструкции системы видеонаблюдения и видеоконтроля от ДД.ММ.ГГГГ не был представлен инспекторам Управления, проводившим проверку. Данного документа нет в Приложении к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Такой документ от ДД.ММ.ГГГГ поступил в Управление ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после завершения проверки, и зарегистрирован под входящим , что свидетельствует о том, что на момент проведения проверки и принятия оспариваемого предписания ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» нарушило требования подпункта «в» пункта 25 главы 5 «Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 9 предписания установил, что на ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на границах зоны ТБ или ее частей, а также в зоне ТБ ОТИ отсутствуют контрольно-пропускные пункты, посты. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр при пересечении границ ТБ ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в целях обеспечения транспортной безопасности не проводится. Основание: пункт 4 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

В нарушение требований пункта 4 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», на ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на границах зоны ТБ или ее частей, а также в зоне ТБ ОТИ отсутствуют контрольно-пропускные пункты, посты. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр при пересечении границ ТБ ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в целях обеспечения транспортной безопасности не проводится.

Согласно пунктам 3, 4, Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

В соответствии с требованиями пункта 4 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах, постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Следует отметить, что проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра на контрольно-пропускных постах при пересечении границ ТБ ОТИ аэропорта «Сыктывкар», не свидетельствует об отсутствии вышеуказанного нарушения, поскольку требования пункта 4 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ предписывают проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра на контрольно-пропускных постах на границах зоны транспортной безопасности каждого отдельного объекта транспортной инфраструктуры, и не являются взаимозаменяемыми. КПП аэропорта «Сыктывкар» не находится на границе зоны ТБ ОТИ диспетчерский пункт «Вышка». Материалами проверки подтверждается отсутствие на границе зоны транспортной безопасности ОТИ диспетчерского пункта «Вышка» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» контрольно-пропускного пункта (поста).

При этом, с учётом вышеуказанного, суд не может принять во внимание и положить в основу удовлетворения настоящего административного иска в части признания незаконным пункта 9 предписания ссылку стороны административного истца на то, что по результатам оценки уязвимости граница зоны свободного доступа не установлена, в связи с тем, что ОТИ расположен в зоне транспортной безопасности аэропорта «Сыктывкар», доступ на которую физических лиц и пронос материальных объектов ограничен и осуществляется через КПП-2 аэропорта Сыктывкар с соблюдением пропускного режима и досмотровых мероприятий; доступ сотрудников и посетителей ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Сыктывкар осуществляется через входную железную дверь оборудованную электромагнитным замком с считывающим устройством (пункты 4.4 и 13 Выписки из плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», утверждённого заключением Северо-Западного Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку досмотр сотрудников и посетителей при пересечении границ ТБ ОТИ диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта «Сыктывкар» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на входе не осуществляется, что и является нарушением, так как в согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ-16 обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Иные доводы стороны административного истца, изложенные в иске относительно нарушения административным ответчиком порядка составления и подписания акта проверки, сами по себе не свидетельствуют о незаконности принятого предписания в целом, в том числе в силу следующего.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», –определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу пунктов 3, 4, Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, создает предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также нарушает конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на безопасные условия жизни.

на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД» к Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным предписания – удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 6, 7 Предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении административного иска в остальной части – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.

Судья –