ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1068/2023470007-01-2023-001474-63 от 25.10.2023 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1068/2023 47RS0007-01-2023-001474-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2023 года г.Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при секретаре Дюсембековой О.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца – помощника Кингисеппского городского прокурора Манойленко С.В., представителя административного ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Ильиной Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года,

административное дело по административному исковому заявлению Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Кингисеппский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, выраженного в непринятии мер к строительству автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями, установленными проектом планировки и межевания <адрес> и об обязании ответчика в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по строительству указанной автомобильной дороги и обеспечить строительство указанной дороги в соответствии с категорией улицы – улица местного значения в жилой застройке, указав в иске, что в ходе проведенной Кингисеппской городской прокуратурой по обращению гражданина ФИО5 проверки по вопросу ненадлежащего содержания указанной автомобильной дороги установлено, что категория указанной дороги определена как улица местного значения в жилой застройке, в настоящее время <адрес> включен в перечень проездов общего пользования на территории МО «Кингисеппское городское поселение», не оформленных в муниципальную собственность, и в муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на содержание улично-дорожной сети, заключенный между МКУ «Служба городского хозяйства» и ООО «СК «ДПС», вместе с тем, состояние указанной дороги не соответствует требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и техническим регламентам, а также требованиям ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», и требованиям СП 42.13330.2016 и СП 34.13330.2021, а именно: по <адрес> в <адрес> отсутствует наружное освещение проезжей части, дорожная система имеет грунтовое покрытие вместо предусмотренного проектом планировки и межевания асфальтового, утвержденного постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 16 августа 2008 года N 141, которое в неблагоприятных погодных условиях становится недоступным для проезда транспорта и лишает жителей возможности свободного передвижения, и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку затрудняет работу специальных служб, бюджетное финансирование на строительство указанной дороги уже было выделено в 2021 году, вместе с тем, работы по строительству указанной дороги до настоящего времени не начаты (л.д. 3-7.

В судебном заседании представитель Кингисеппского городского прокурора иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании с иском не согласился по доводам письменных возражений на иск (л.д. 84), в части требований о признании бездействия администрации незаконным, в этой связи указал, что постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области N 271 от 13 февраля 2018 года создано МКУ «Служба городского хозяйства», которому администрацией переданы полномочия по строительству автомобильной дороги на указанном участке в соответствии с п. 2.3 Раздела Устава МКУ «Служба городского хозяйства», поскольку указанное учреждение создано с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в области строительства, ремонта, реконструкции и содержания объектов капитального строительства и внешнего благоустройства на территории МО «Кингисеппское городское поселение», указывает на необоснованность доводов административного истца о том, что строительные работы на указанном участке еще не начаты, ссылаясь на наличие муниципального контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «<адрес> заключенного между МКУ «Служба городского хозяйства» и ООО «САКСУМ» в июне 2021 года, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, при этом, процесс проектирования является одним из этапов строительства автомобильной дороги, также указывает, что в связи с передачей МКУ «Служба городского хозяйства» полномочий, связанных со строительством спорной дороги и осуществлением необходимого для этого финансирования бездействие администрации отсутствует; в части требований об обязании организовать работы по строительству указанной дороги признает иск по праву, вместе с тем указывает на то, что проектная документация по строительству указанной дороги в настоящее время направлена на государственную экспертизу и находится в стадии замечаний, к увеличению сроков согласования указанного выше проекта приведет и необходимость должного оформления договорных обязательств заинтересованных лиц ввиду большого количества сетей различной балансовой принадлежности, также указывает, что за счет возможного субсидирования строительства указанной дороги из бюджета Ленинградской области после получения положительного заключения государственной экспертизы и подачи заявки в Комитет по строительству Ленинградской области на предмет предоставления субсидии строительство указанного объекта будет запланировано на 2025-2026 гг., с учетом особенностей выполнения данного вида работ и необходимостью соблюдения ряда административных процедур, а также учитывая реальную возможность администрации совершить определенные действия, полагает, что срок 2 года является недостаточным для возможности исполнения решения суда, просит предоставить срок до 31 декабря 2026 года.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица МКУ «Служба городского хозяйства» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 107), о причинах неявки не сообщил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством в том числе:

установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;

материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2023 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органом местного самоуправления в сфере осуществления дорожной деятельности закреплены в ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона).

Согласно ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно ст. 17 указанного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 1 ст. 12 указанного Закона).

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 года N 1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм, правил.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Согласно требованиям п. 4.2 «СП 34.13330.2021 Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85» автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение автомобилей и пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей и иметь защитные дорожные сооружения и обустройства, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом установлено, что <адрес> является объектом недвижимости, находящимся в пределах населенного пункта, имеет кадастровый , сведения об указанном объекте недвижимости внесены в ЕГРН (л.д. 74-77).

Категория указанной дороги определена как улица местного значения в жилой застройке, в настоящее время проезд по <адрес> включен в перечень проездов общего пользования на территории МО «Кингисеппское городское поселение», не оформленных в муниципальную собственность, и в муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на содержание улично-дорожной сети, заключенный между МКУ «Служба городского хозяйства» и ООО «СК «ДПС» (л.д. 19-44).

Также из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой проверки по вопросу ненадлежащего содержания автомобильной дороги по адресу: <адрес>, установлено, что состояние указанной дороги не соответствует требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и техническим регламентам, а также требованиям ГОСТ 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», и требованиям СП 42.13330.2016 и СП 34.13330.2021, а именно: по <адрес> отсутствует наружное освещение проезжей части, дорожное полотно имеет грунтовое покрытие вместо асфальтового, предусмотренного проектом планировки и межевания, утвержденного постановлением Главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 16 августа 2008 года N 141 (л.д. 52-73).

Отсутствие обустройства дорожного покрытия на указанном участке жилой застройки, соответствующего требованиям технических регламентов, создает угрозу безопасности дорожного движения на указанном участке и угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии признаков бездействия с его стороны ввиду передачи полномочий по строительству спорного участка дороги МКУ «Служба городского хозяйства» отклоняются судом, поскольку нормативными требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не предусмотрено возложение ответственности органа местного самоуправления за ненадлежащее состояние автомобильных дорог и их обустройство на казенное учреждение, целью деятельности которого является реализация соответствующих полномочий органа местного самоуправления.

Отклоняются судом и доводы представителя административного ответчика в обоснование его правовой позиции об отсутствии признаков бездействия со стороны администрации о наличии муниципального контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту <адрес>, заключенного между МКУ «Служба городского хозяйства» и ООО «САКСУМ» в июне 2021 года, предметом которого выступают проектно-изыскательские работы, которые, по мнению представителя ответчика, являются составной частью строительных работ, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, предоставленного администрацией в 2021 году, при этом, процесс проектирования является одним из этапов строительства автомобильной дороги, поскольку само по себе проведение проектно-изыскательских работ не свидетельствует о том, что ответчиком начато строительство дороги, кроме того, проект планировки и межевания территории квартала индивидуальной жилой застройки в микрорайоне «Левобережье», предусматривающий наличие обустроенной дороги по <адрес>, утвержден постановлением главы администрации МО «Кингисеппское городское поселение» N 141 еще в 2008 году, проектные работы были начаты только в 2021 году, при этом, указанные работы, осуществляемые в рамках муниципального контракта о производстве проектно-изыскательских работ, заключенного 26 мая 2021 года, до настоящего момента не завершены, результат проведения этих проектных работ неизвестен, данные о том, что на момент проведения прокурорской проверки администрацией были осуществлены какие-либо действия, направленные на организацию завершения проектно-изыскательских работ и начала последующих этапов строительства дороги на спорном участке, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, как уже было отмечено ранее, тот факт, что администрация осуществляет необходимое финансирование работ и этим исчерпываются обязательства администрации в связи с передачей МКУ «Служба городского хозяйства» полномочий, связанных со строительством дороги, сам по себе не свидетельствует об отсутствии признаков бездействия администрации в спорных правоотношениях, поскольку в силу требований действующего законодательства именно на администрации лежит законодательно закрепленная обязанность по обеспечению надлежащего состояния автомобильных дорог и их обустройство, МКУ «Служба городского хозяйства» лишь реализует законодательно закрепленные полномочия органа местного самоуправления.

Таким образом, исковые требования в части признания бездействия администрации, выраженного в непринятии мер к строительству автомобильной дороги по <адрес> в соответствии с требованиями, установленными проектом планировки и межевания <адрес>, и в части обязания устранить нарушения суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Круг лиц, права которых в результате нарушения могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имеются основания для обращения в суд с настоящим иском.

С учетом обстоятельств спора, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, объема устранений нарушений, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, до 31 декабря 2026 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кингисеппского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, выраженное в непринятии мер к строительству автомобильной дороги по <адрес> в соответствии с требованиями, установленными проектом планировки и межевания <адрес>.

Обязать администрацию Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в срок до 31 декабря 2026 года организовать работы по строительству автомобильной дороги по <адрес>, в соответствии с проектом планировки и межевания территории, и обеспечить строительство дороги в соответствии с категорией улицы – улица местного значения в жилой застройке.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 09 ноября 2023 года.