ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10693/19 от 19.09.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

УИД ___ Дело №2а-10693/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 19 сентября 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ивановой Н.В., при секретаре Поповой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения об отказе в согласовании митинга, обязании согласовать проведение митинга в указанном в уведомлении месте ____

установил:

Административный истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в согласовании митинга, обязании согласовать проведение митинга в указанном в уведомлении месте, указывая, что ____ года административным истцом в Окружную администрацию было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие-митинг ____ года по адресу: г. Якутск, площадь ____ с количеством участников ___ тыс. человек. ____ года административный ответчик принял решение о предложении провести публичное мероприятие в сквере имени ____ без изменения даты и времени, мотивируя тем, что на площади ____ запланировано проведение культурно-массового мероприятия «Мастер-класс по роллер спорту». Административный истец считает, что сквер имени ____ находится на значительном удалении от места скопления граждан и цель публичного мероприятия не может быть достигнута. На сайте истца в планах мероприятий на ____ года отсутствует проведение культурно-массового мероприятия «Мастер-класс по роллер спорту». Таким образом, ответчик создал препятствия для реализации административным истцом права, установленного ст. 31 Конституции РФ.

В судебном заседании административный истец поддержал свои требования о признании незаконным действия ответчика об отказе в согласовании проведения митинга ____ года с 14 часов до 15 часов, изменил второе требование, просит суд обязать согласовать проведение митинга ____ год на площади ____ с 11 часов до 14 часов и пояснил по доводам, указанным в исковом заявлении, также указал, что организатором публичного мероприятия является общественная организация _______ стало известно, что ___ не будет проводить митинг на площади ____ с 11 часов до 13 часов. В связи с этим Общественная организация ___ изменила время проведения митинга. Проведение культурно массового мероприятия не является основанием для изменения места проведения митинга.

Представитель административного ответчика ФИО2 в суде иск не признала, пояснила, что иск подан ненадлежащим лицом - физическим лицом ФИО3 в Окружную администрацию с уведомлением о проведении публичного мероприятия обратилась общественная организация _______ года с 14 часов до 17 часов на площади ____ запланировано проведение культурно массового мероприятия «Мастер класс по роллер-спорту». Специально отведенным местом для проведения митингов является сквер имени ФИО4

Заинтересованное лицо ФИО5 в суде поддержал исковые требования истца.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

10 сентября 2019 года ОО «Сомогокуус»(Объединенная сила)Республики Саха (Якутия) направило в Окружную администрацию г. Якутска уведомление о проведении публичного мероприятия в виде митинга по вопросам социально-экономического развития республики на площади Орджоникидзе г. Якутска 21 сентября 2019 года, время проведения митинга с 14 до 17 часов, с предполагаемым количеством участников митинга 5 тыс. человек. Уполномоченным организатором публичного мероприятия указан - Соловьев С.Н.

____ года административный ответчик направил уполномоченному организатору ФИО6 ответ с предложением изменить место проведения публичного мероприятия с площади ____ на сквер имени ФИО7 без изменения даты и времени проведения мероприятия, мотивируя тем, что согласно программы мероприятий на сентябрь 2019 года на территории площади ________ года запланировано проведение культурно-массового мероприятия «Мастер класс по роллер спорту» и сквер имени ФИО8 является специально отведенным местом для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Согласно ст. 5 ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные объединения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия в виде митинга № ___ от ____ составлено на фирменном бланке ___ подписано заместителем председателя Правления ОО ___ФИО9 и подпись заместителя председателя скреплена печатью общественной организации ___ В самом уведомлении указано, что общественная организация ___ (Объединенная сила) РС(Я) решила провести публичное мероприятие в виде митинга. Уполномоченным организатором публичного мероприятия назначен ФИО10

Решение Окружной администрации г. Якутска об изменении места проведении публичного мероприятия направлено ___ уполномоченному организатору публичного мероприятия ФИО11

При этом, административным истцом по данному делу является гр. ФИО12 как физическое лицо, а не общественная организация ___ (Объединенная сила) РС(Я).

Суд считает, что решение Окружной администрации об изменении места проведения публичного мероприятия не нарушает права гражданина ФИО13ФИО14 как гражданин, не обращался в Окружную администрацию г. Якутска с уведомлением о проведении публичного мероприятия и обжалуемое решение административного ответчика об изменении места проведения публичного мероприятия не принято в отношении гр. ФИО15 ему не направлено и не затрагивает его права и обязанности как гражданина.

Таким образом, административный иск подан ненадлежащим лицом, обжалуемое решение Окружной администрации не нарушает права и свободы гр. ФИО16 Истец ФИО17 в суде сам поясняет, что организатором публичного мероприятия является ___

Исковые требования подлежат отказу и при рассмотрении дела по существу.

Положения указанного Федерального закона устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В то же время необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при его проведении публичного мероприятия. При этом требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия. В этих целях предусмотрено согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти, которое по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П).В частности, в случае невозможности выполнения требований закона о соблюдении общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления от организатора проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Окружная администрация г. Якутска рассмотрела уведомление в установленный срок и довела до уполномоченного организатора об изменении места проведения публичного мероприятия, что обосновано проведением в этом же месте и в это же время культурно-массового мероприятия. В пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» указано, что проведение культурно-массового мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства РФ ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность. Как установлено судом, что данное культурно-массовое мероприятие включено в план основных мероприятий ГО «город Якутск» на ____ года и организуется силами Управления молодежи ОА г. Якутска, Федерации роллер-спорта РС(Я) и Объединенного студенческого совета СВФУ. План основных мероприятий ГО «город Якутск» утвержден ____ года заместителем главы ОА г. Якутска. В суде установлено, что данный план был утвержден два раза: ____ года план был утвержден в измененном виде в связи с внесением изменения- было запланировано дополнительно проведение единого информационного дня - ____ года. Факт того, что культурно массовое мероприятие было запланировано ____ с 14 часов подтверждается планом Управления молодежи от ____ года, письмом Управления молодежи о согласовании мероприятия «Мастер –класс по роллер спорту» от ____ года, уведомлением общественных организаций от ____ года. Из материалов дела также усматривается, что в сети «Интернет» был размещен ролик о проведении этого культурно-массового мероприятия. Таким образом, проведение культурно-массового мероприятия ____ года с 14 часов на площади ____ было запланировано и оповещено ранее. Из материалов дела также усматривается, что ____ года с 11 часов до 13 часов согласовано проведение другого публичного мероприятия – митинг ___. Мероприятие по проведению мастер классов по роллер спорту запланировано на ____ года на площади ____ с 14 часов до 17 часов в рамках осуществления полномочий органа местного самоуправления. Мероприятие по роллер-спорту подразумевает под собой использование обширной территории для катания на роликовых коньках. По данным геоинформационной системы Ингео и ЕГРП, размер всей площади ____ составляет ___ кв.м. Согласно уведомления ___ предполагаемое количество участников их митинга составит ___ тыс. человек, с намерением использовать звукоусиливающие средства. Проведение двух различных мероприятий в одном месте с заявленными условиями не позволит обеспечить поддержание безопасности граждан. Катание на роликовых коньках требует обширной территории и при большом скоплении людей на этой территории угрожает безопасности граждан, приведет к превышению предельной заполняемости места их проведения. Согласно ст. 8 вышеуказанного ФЗ органы исполнительной власти субъекта РФ определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений. После определения органом исполнительной власти субъекта РФ специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Согласно приложению к Приказу Государственного комитета юстиции РС(Я) от 16 апреля 2013 года № 066-П «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов…» с последующими изменениями в ГО «город Якутск» единым местом, специально отведенным или приспособленным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов установлен сквер им. ____. Из представленных документов следует, что площадь сквера им. ФИО18 составляет ___ тыс. кв. м., что позволяет размещению на сквере ___ тыс. человек. Общественной организации «Сомогокуус» было указано о проведении ____ года ранее запланированного культурно-массового мероприятия и предложено альтернативное место его проведения. То есть необходимость изменения места проведения публичного мероприятия была обоснована. Таким образом, суд считает, что оспариваемое решение принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом соблюдения баланса интересов организаторов заявленного мероприятия, обеспечения безопасности граждан и общественного порядка и нет оснований утверждать о нарушении прав общественной организации, гарантированных Конституцией Российской Федерации; в данном случае, спорное публичное мероприятие не могло состояться в заявленном месте по объективным вышеназванным причинам; каких либо доказательств, подтверждающих доводы о том, что публичное мероприятие не могло быть проведено в предложенном месте, суду не предоставлено. Ответчик не отказывал общественной организации в согласовании митинга, было предложено об изменении места проведения митинга и по этим основаниям исковые требования о признании незаконным действия ответчика об отказе в согласовании митинга ____ года с 14 часов до 17 часов подлежат отказу. Измененные в судебном заседании исковые требования об обязании согласовать проведение митинга на площади ____ в иное время (с 11 часов до 14 часов ), чем указано в уведомлении также подлежат отказу. Точное время проведения публичного мероприятия должно быть указано в уведомлении, составленном в надлежащей форме в соответствии с требованиями вышеуказанного ФЗ. Истец такого уведомления ответчику не подавал, уведомление не зарегистрировано в установленном ФЗ порядке и решения о согласовании со стороны органа местного самоуправления не имеется. В материалах дела имеется заявление истца в адрес заместителя главы ГО «город Якутск» в форме обращения от ____ года, что не является уведомлением о проведении публичного мероприятия. Согласование времени проведения публичного мероприятия входит в компетенцию органа местного самоуправления, а не суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ суд решил: В удовлетворении административного искового заявления ФИО19 к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения об отказе в согласовании митинга, обязании согласовать проведение митинга в указанном в уведомлении месте ____ с 11 часов до 14 часов, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: п/п Иванова Н.В. Копия верна – судья: Иванова Н.В. Секретарь: Попова О.С. Решение изготовлено: 19 сентября 2019 года.