ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1069/2021 от 28.07.2021 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-1069/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2021 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе судьи Дубовицкого В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району города Саратова (далее по тексту – административный истец, ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова) обратилась в суд с административном иском к ФИО1 (далее по тексту – административный ответчик) и просит восстановить срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц с ФИО1 Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова задолженность по пени по транспортному налогу, начисленных за период с 01.12.2015 по 24.01.2020 в сумме 3477, 13 руб., а также задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц, начисленных за период с 22.03.2017 по 10.02.2020 в сумме 5206, 57 руб., а также задолженность пени по налогу на имущество физических лиц, начисленных за период с 17.01.2019 по 10.02.2020 в сумме 24, 08 руб., а всего 5230, 65 руб., за счет имущества налогоплательщика.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ. Указывает, что ФИО1 является собственником транспортных средствах Мицубиси Лансер 1.5 государственный номер , год выпуска 2007, дата регистрации права с 03.03.2018 – по настоящее время: Ниссан Микра 1.2 Acenta государственный номер , дата регистрации права с 07.09.2016 – настоящее время. Кроме того, ФИО1 принадлежит квартира, расположенная по адресу: г<адрес> кадастровый номер , дата регистрации права 01.02.2002 – по настоящее время. Указывает, что в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, однако оплаты не поступило. На основании ст. 69-70 НК РФ в адрес административного ответчика направлено требование об уплате пени по налогу на имущество, транспортному налогу, оплата не произведена. Указывает, что срок пропущен, поскольку определением мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от 22 января 2021 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

В судебное заседание представитель истца не явился, но в деле имеется заявление представителя ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, в котором он просит разрешить спор по существу в своё отсутствие в порядке упрощенного производства.

Ответчик в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил и не просил отложить слушание дела, возражений против иска или рассмотрения дела в упрощенном производстве в суд не поступило. При таком положении в соответствии со ст. 291 КАС РФ, спор был разрешен в порядке упрощенного производства.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).

Судом установлено, что ФИО1 является собственником транспортных средств: Мицубиси Лансер 1.5 государственный номер , год выпуска 2007, дата регистрации права с 03.03.2018 – по настоящее время: Ниссан Микра 1.2 Acenta государственный номер , дата регистрации права с 07.09.2016 – настоящее время. Кроме того, ФИО1 принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> кадастровый номер , дата регистрации права 01.02.2002 – по настоящее время.

На основании ст. 69-70 НК РФ в адрес ФИО1 направлены требования №3684 по состоянию на 09.12.2016, №1698 по состоянию на 09.02.2018, №338 по состоянию на 29.01.2019, №3689 по состоянию на 29.01.2020, №7704 по состоянию на 11.02.2020.

Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 22.01.2021 отказано в принятии заявления инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО1

С административным исковым заявлением, инспекция Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, обратилась во Фрунзенский районный суд г. Саратова 26.05.2021. При таких обстоятельствах, учитывая позднее получение административным истцом копии определения мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от 22.01.2021 об отказе в принятии заявления, незначительность пропуска срока на обращение в суд, принимая во внимание приоритет публичных интересов по данной категории споров перед личными интересами отдельного лица, позицию административного ответчика, уклоняющегося от исполнения обязанности по уплате налога, суд признает указанные административным истцом причины пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением уважительными, в связи с чем данный пропущенный срок на подачу административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций суд полагает необходимым восстановить.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 3 ст. 44 НК РФ установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, с которыми связано прекращение обязанности по уплате налога и (или) сбора: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Однако ни одно из указанных обстоятельств в отношении административного ответчика судом не установлено. Возражений по расчету административного истца и доказательств исполнения обязанности по уплате начисленного налога и пени административным ответчиком не представлено. Проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика в пользу ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину в сумме 400 руб. в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ч. 7 ст. 150 КАС РФ, ст. ст. 175-180, 293-294.1 КАС РФ, суд

решил:

Восстановить инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова срок для обращения с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.

Взыскать с ФИО1 в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова задолженность по пени по транспортному налогу, начисленных за период с 22 марта 2017 года по 10 февраля 2020 года в сумме 5206, 57 руб., а также задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц, начисленных за период с 17 января 2019 года по 10 февраля 2020 года в сумме 24, 08 руб., а всего 5230, 65 руб., за счет имущества налогоплательщика.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.В. Дубовицкий