ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/19 от 24.06.2019 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-106/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 июня 2019 года с. Хандагайты

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Банзай Ю.З.,

при секретаре судебного заседания Кан-оол Ш.А.,

с участием административного истца помощника прокурора Овюрского района Республики Тыва Монгуш В.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора Овюрского района Республики Тыва обратилась в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия по не утверждению порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, указав, что проверкой установлено, что администрацией сельского поселения «Дус-Дагский» Овюрского района соответствующие порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд не утверждены. Для устранения выявленных нарушений 31.01.2019 на имя председателя Администрации внесено представление за №7/7-2018. Представление получено председателем Администрации 13.02.2019года, что подтверждается уведомлением о вручении. Рассмотрение представления состоялось 21.05.2019 года, по результатам которого установлено, что нарушения по представлению и.о. прокурора района от 31.01.2019 не устранены по настоящее время, порядок формирования и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для муниципальных нужд Администрацией не утвержден. Факт бездействия со стороны Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении и.о.прокурора района от 31.01.2019. №7/7-2018, подтверждается представлением от 31.01.2019 № 7/7-2018, уведомлением о вручении, ответом на представление. Бездействие Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора района от 31.01.2019 № 7/7-2018, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поскольку отсутствие утвержденного порядка формирования, утверждения и ведения планов-закупок и планов графиков закупок для муниципальных нужд может привезти к нарушениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, что в свою очередь приведет к ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Административный истец, просит признать незаконным бездействие Администрации по не принятию мер для устранения нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора Овюрского района от 31.01.2019 №7/7-2018, а также обязать Администрацию разработать порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок для обеспечения муниципальных нужд сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», а также порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского района Республики Тыва в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг".

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Овюрского района Республики Тыва Монгуш В.Ч. административный иск поддержала по указанным в нем основаниям и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика отсутствовал, о дне и времени рассмотрения дела извещен заблаговременно, ходатайств об отложении дела не подавал, в этой связи суд рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федерального закона № 44-ФЗ), планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений ст. 13 Федерального закона № 44-ФЗ целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ, план закупок формируется муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями ст.17 указанного закона в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (п. 9 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ).

Заказчики также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях (п. 10 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ).

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок определены Требованиями к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 №1043 (далее – Требования).

В соответствии с п. 2 Требований, порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), устанавливаемый соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) с учетом Требований, в течение 3 дней со дня его утверждения подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с п. 3 Требований, планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней муниципальными заказчиками, действующими от имени муниципального образования, после доведения до соответствующего муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. «а» п. 4 Требований планы закупок для обеспечения муниципальных нужд формируются, корректируются и уточняются муниципальными заказчиками в сроки, установленные главными распорядителями средств местного бюджета, но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями).

В соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона № 44-ФЗ, планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика определены Требованиями к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 №554 (далее – Требования к плану-графику).

Согласно п. 2 Требований к плану-графику порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, устанавливаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) с учетом указанных требований, в течение 3 дней со дня их утверждения подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок.

В соответствии с п. 3 Требований к плану-графику, планы-графики закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней муниципальными заказчиками со дня доведения до соответствующего муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 4 Требований к плану-графику, планы-графики закупок формируются после внесения проекта решения о бюджете на рассмотрение представительного органа муниципального образования, уточняются и утверждаются муниципальными заказчиками ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями).

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Прокурорской проверкой установлено, что Администрацией соответствующие порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на очередной финансовый год не утверждены.

Таким образом, Администрацией допущены нарушения требований п.п. 7 и 9 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; п.п. 2, 3 и 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 №1043); п.п. 2, 3 и 4 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 №554).

В этой связи для устранения выявленных нарушений на имя председателя Администрации внесено представление об устранении указанного нарушения федерального законодательства в месячный срок.

Представление получено председателем Администрации 13.02.2019года, что подтверждается уведомлением о вручении. Рассмотрение представления состоялось 21.05.2019 года.

Из ответа Администрации от 21.04.2019 года следует, что порядок формирования и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для муниципальных нужд Администрацией не утверждены, нарушения не устранены.

Факт бездействия со стороны Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора района от 31.01.2019. № 7/7-2018, подтверждается представлением от 31.01.2019 № 7/7-2018, уведомлением о вручении, ответом на представление.

Таким образом, до настоящего времени представление прокурора района от 31.01.2019 №7/7-2018 Администрацией не исполнено.

Следовательно, бездействие ответчика по не принятию мер по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца о том, что бездействие Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении о. прокурора района от 31.01.2019 № 7/7-2018, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поскольку отсутствие утвержденного порядка формирования, утверждения и ведения планов-закупок и планов графиков закупок для муниципальных нужд может привезти к нарушениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, что в свою очередь приведет к ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

При таких обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о.прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского кожууна Республики Тыва, выраженной в не утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязать Администрацию сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского кожууна Республики Тыва разработать:

- порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок для обеспечения муниципальных нужд сельского поселения сумон "Чаа-Суурский" Овюрского района Республики Тыва в соответствии с Требованиями к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 №1043;

- порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд сельского поселения сумон "Чаа-Суурский" Овюрского района Республики Тыва в соответствии Требованиями к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 №554.

Обязать Администрацию сельского поселения сумон «Дус-Дагский» Овюрского кожууна Республики Тыва сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Овюрский районный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.З. Банзай