ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/20 от 19.02.2020 Ровеньского районного суда (Белгородская область)

№2а-106/2020
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2020 года пос. Ровеньки

Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Горбачевой И.М.

при секретаре Конопля Ю.А.

с участием административного истца – прокурора Ровеньского района Яненко В.Н., представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ровеньского района в интересах муниципального района «Ровеньский район» к администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия, устранении нарушений законодательства в сфере охраны и защиты лесов,

установил:

Прокурор Ровеньского района Белгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации городского поселения «Поселок Ровеньки», в котором уточнив требования, просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны и защиты лесов, указанных в представлении прокурора Ровеньского района от 23.07.2019г., а именно в не проведении муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования городское поселение «Поселок Ровеньки», на которых расположены лесные насаждения (городские леса), и не постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены лесные насаждения (городские леса), расположенных в границах территории городского поселения «Поселок Ровеньки» Белгородской области. Просит обязать администрацию городского поселения «Поселок Ровеньки» произвести муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования городское поселение «Поселок Ровеньки» в целях установления земельных участков, расположенных в границах городского поселения «Поселок Ровеньки», на которых расположены лесные насаждения (городские леса) в течение 1 месяца, и обязать администрацию городского поселения «Поселок Ровеньки» Белгородской области поставить на кадастровый учет земельные участки, расположенные в границах территории городского поселения «Поселок Ровеньки» на которых расположены лесные насаждения (городские леса), в течение 6 месяцев.

Требования административного иска мотивированы тем, что администрация городского поселения «Поселок Ровеньки» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к полномочиям которой отнесены вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов городского поселения, к полномочиям которого относится выполнение работ по лесоустройству, осуществлению муниципального лесного контроля в отношении лесных участков и государственного кадастрового учета лесов, расположенных в границах муниципального образования. Поскольку в ходе проведенной прокурором проверки установлено, что муниципальный контроль за лесными насаждениями административным ответчиком не осуществляется и земельные участки, расположенные в границах муниципального образования не поставлены на кадастровый учет, то данное обстоятельство может повлечь уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки что противоречит интересам неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального района «Ровеньский район».

В судебном заседании прокурор Ровеньского района Яненко В.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

Представитель административного ответчика – администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» ФИО3 иск не признала, сославшись на то, что на территории муниципального образование городское поселение «Поселок Ровеньки» городские леса отсутствуют, что было выяснено после получения администрацией информации из Управления лесами и Управления Росреестра. Пояснила, что зафиксированные в Государственном лесном реестре лесные насаждения на общей площади 46 га в с. Ивановка и х. Стенки, фактически являются землями сельскохозяйственного назначения. Также сослалась на акт инвентаризации администрации Ровеньского района за 2014 год, в котором указано об отсутствии на территории Ровеньского района городских лесов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления прокурора по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокурором Ровеньского района была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны и защиты лесов на территории Ровеньского района, в ходе которой установлено, что согласно Государственному лесному кадастру по состоянию на 01.01.2019г. на землях населенных пунктов Ровеньского района находятся лесные насаждения общей площадью 46 га, однако лесоустройство и их постановка лесов на кадастровый учет не произведены.

По результатам проведенной проверки 23.07.2019г. прокурором в адрес главы администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» было вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, и предложено во исполнение подпункта «б» пункта 2 «Перечня поручений по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий», утвержденных Президентом РФ 28.12.2016г., обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесение в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах (л.д. 7-10).

Из ответа главы администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» от 29.08.2019г. следует, что по результатам рассмотрения представления принято решение устранить выявленные недостатки и принять меры к постановке городских лесов на кадастровый учет, а также привлечен дисциплинарной ответственности сотрудник администрации, ответственный осуществление лесного контроля (л.д. 11-12).

Таким образом, факт не осуществления муниципального контроля по охране и защите лесов на территории городского поселения и невыполнения работ по лесоустройству административный ответчик признавал в ходе проведенной прокурорской проверки.

Пояснения представителя истца в судебном заседании об отсутствии на территории городского поселения «Поселок Ровеньки» городских лесов, несостоятельны, и опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из информационного письма Управления лесами Белгородской области от 22.10.2019г. усматривается, что согласно Государственному лесному реестру по состоянию на 01.01.2019г. на землях населенных пунктов Ровеньского района расположены лесные насаждения общей площадью 46 га, однако информация об их географическом местоположении в реестре не содержится, на кадастровом учете они не состоят (л.д. 6).

Сведения о наличии на землях населенных пунктов Ровеньского района лесных насаждений на площади 46 га отражены также в Лесном плане Белгородской области, являющемся приложением к постановлению Губернатора Белгородской области №118 от 23.11.2017 года (л.д. 13-16).

Более того, о наличии непосредственно на территории городского поселения «Поселок Ровеньки» (с учетом входящих в его состав населенных пунктов) лесных насаждений на общей площади 104 га, в том числе в поселке Ровеньки площадью 85,7 га, указано в информационном письме Межмуниципального отдела по Вейделевскому и Ровеньскому району Управления Росреестра от 24.07.2019г., и в данных Федерального статистического наблюдения по состоянию на 01.01.2019г.

Представленный представителем административного ответчика акт инвентаризации лесов, составленный членами комиссии администрации Ровеньского района в 2014 году, к которому приложена ведомость со сведениями об отсутствии городских лесов на землях Ровеньского района, суд не может признать достоверным доказательством по делу.

Из пояснений свидетеля - бывшего руководителя ОКУ «Ровеньское лесничество» ФИО1 следует, что за период его работы до 2019г. леса, расположенные на территории Ровеньского района, кадастровому учете не подвергались; акт инвентаризации со сведениями об отсутствии городских лесов, подписанный, в том числе им в качестве члена комиссии администрации Ровеньского района в 2014 году, составлялся формально, без фактической проверки наличия таких насаждений на местности.

Таким образом, акт инвентаризации лесного фонда Ровеньского района за 2014г. с достоверностью подтверждать отсутствие городских лесов на территории городского поселения «Поселок Ровеньки» не может.

Пояснения свидетеля – специалиста по земельным вопросам администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» ФИО2 о том, что ею в период прокурорской проверки посредством получения ответов на запросы из Управления лесами и Росреестра и изучения публичной кадастровой карты было установлено отсутствие на территории городского поселения лесных насаждений, нельзя признать достоверными, поскольку свидетель признала, что непосредственно на местности наличие лесов уполномоченными сотрудниками администрации не выявлялось, муниципальный контроль за лесами не осуществлялся и каких-либо документов о проведении проверок не составлялось.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем административного ответчика ФИО3

Доводы представителя административного ответчика о том, что указанные в письме Управления Росреестра от 28.10.2019г. лесные насаждения общей площадью 46 га (15га в х. Ивановка и 31 га в х. Стенки), являются землями сельскохозяйственного назначения, и леса на этой площади отсутствуют, голословны, никакими доказательствами не подтверждены и противоречат официальной информации Управления лесами и Управления Росреестра Белгородской области.

Поскольку отсутствие муниципального контроля в сфере охраны и защиты лесов на территории городского поселения «Поселок Ровеньки» административным ответчиком фактически не оспаривается, то утверждения представителя администрации ФИО3 и свидетеля ФИО2 об отсутствии на территории поселения городских лесов, нельзя признать достоверными и оправдывающими бездействие администрации.

Постановлением главы администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» от 06.06.2017г. №141а утвержден административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городское поселение «Поселок Ровеньки», согласно которому специалисты по земельным правоотношениям администрации являются должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории городского поселения (л.д.17,18).

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

По смыслу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения отнесены: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ст. 19 Лесного кодекса РФ)

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что фактическое наличие городских лесов на территории муниципального образования городское поселение «Поселок Ровеньки» административным ответчиком не осуществлялось, а по данным Управления Лесами Белгородской области и Управления Росреестра Белгородской области на указанной территории имеются земельные участки, покрытые лесом, не поставленные на кадастровый учет.

Кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (ст. 92 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, поскольку в силу приведенных положений закона субъектом обладающим полномочиями по осуществлению муниципального контроля и инициированию проведения работ по постановке на кадастровый учет лесных участков, расположенных в границах муниципального образования является орган местного самоуправления, то суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на административного ответчика обязанности осуществить муниципальный контроль за использованием земель, на которых расположены лесные насаждения (городские леса) и осуществить их постановку на кадастровый учет в границах городского поселения.

Отсутствие муниципального контроля в сфере охраны и защиты лесов на территории городского поселения «Поселок Ровеньки» может повлечь уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки, застройки, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Исходя из положений подпункта 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, при определении сроков исполнения административным ответчиком судебного решения, суд, учитывает, что работы по лесоустройству требуют значительных временных затрат, и полагает разумным установить срок для исполнения обязательства по осуществлению муниципального контроля по выявлению городских лесов - до 01.06.2020г. и по постановке их на кадастровый учет – до 01.06.2021 года.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административному исковому заявлению прокурора Ровеньского района в интересах муниципального района «Ровеньский район» к администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия, устранении нарушений законодательства в сфере защиты лесов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Поселок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области, выразившееся в не устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны и защиты лесов, указанных в представлении прокурора Ровеньского района от 23.07.2019г., а именно в не проведении муниципального контроля за использованием земель на территории муниципального образования городское поселение «Поселок Ровеньки», на которых расположены лесные насаждения (городские леса), и не постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены лесные насаждения (городские леса), расположенных в границах территории городского поселения «Поселок Ровеньки» Белгородской области.

Обязать администрацию городского поселения «Поселок Ровеньки» Белгородской области произвести муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования городское поселение «Поселок Ровеньки» в целях установления земельных участков на которых расположены лесные насаждения (городские леса) до 01.06.2020г.

Обязать администрацию городского поселения «Поселок Ровеньки» Белгородской области при выявлении земельных участков, на которых расположены лесные насаждения (городские леса), расположенных в границах территории городского поселения «Поселок Ровеньки» муниципального района «Ровеньский район», поставить их на кадастровый учет в срок до 01.06.2021 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ровеньский районный суд Белгородской области.

Судья: И.М. Горбачева