ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/20 от 25.06.2020 Крымского гарнизонного военного суда (Республика Крым)

Решение

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 г. г. Симферополь

Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего
Котова П.Н. при секретаре судебного заседании ФИО1, с участием административного истца ФИО2, его представителей ФИО3, ФИО4 и представителя административных ответчиков ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-106/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего Службы в г. Керчи ПУ ФСБ России по Республике Крым <данные изъяты> ФИО2 об оспаривании бездействия начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым и начальника Службы, выразившегося в невыплате жилищной субсидии,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением,
в котором, после уточнения требований, просит признать незаконным бездействие начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым (далее - Управление) и начальника Службы в г. Керчи, выразившееся в невыплате жилищной субсидии, обязав данные должностные лица выплатить ему указанную субсидию.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив при этом, что
он проходит военную службу в Службе в г. Керчи ПУ ФСБ России по Республике Крым на должности радиста группы дежурной службы, специальной связи
и технических средств охраны границы отделения (пограничной заставы). Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 30 лет. Последний контракт
о прохождении военной службы сроком на 1 год был заключен с 1 мая 2017 г. Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения службы в г. Керчь
с 16 ноября 2016 г. В качестве формы обеспечения жильем он избрал жилищную субсидию. Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации жилищной субсидией он должен был быть обеспечен в течение трех месяцев с момента окончания контракта о прохождении военной службы, однако до настоящего времени денежные средства на его банковский счет не перечислены и не представлено уведомление о принятии обязательств о выплате жилищной субсидии.

Представитель административного истца ФИО3 пояснил, что бездействие начальника Управления нарушает права административного истца, поскольку не предоставление жилищной субсидии препятствует реализации его права на жилище, а также быть уволенным с военной службы.

Представитель административного истца ФИО4 поддержал вышеуказанную позицию административного истца и представителя
ФИО3

Представитель административных ответчиков ФИО5 пояснил,
что административный истец признан нуждающимся в обеспечении его жилым помещением, избрав форму обеспечения в виде жилищной субсидии. До истечения срока контракта о прохождении военной службы административный истец установленным порядком обратился с рапортом об увольнении его с военной службы
в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе
и исключением из списков личного состава воинской части после обеспечения его всеми видами довольствия, в том числе и выплаты жилищной субсидии. Принимая
во внимание, что жилищная субсидия подлежит предоставлению в порядке очередности, исходя из выделенных лимитов бюджетных обязательств, административными ответчиками не допущено каких-либо действий (бездействия) нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца.

Заслушав пояснения административного истца, его представителей, представителя административных ответчиков и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования ФИО2
не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 проходит военную службу по контракту в Службе в г. Керчи ПУ ФСБ России по Республике Крым на должности радиста группы дежурной службы, специальной связи и технических средств охраны границы отделения (пограничной заставы) в г. Щелкино.
На основании протокола заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым от 26 декабря 2017 г. № 64 административный истец, будучи признанным нуждающимся в жилых помещениях, учтен как подлежащий обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Срок контракта о прохождении военной службы административного истца истек 1 мая 2018 г., до настоящего времени он не обеспечен жилищной субсидией, не уволен с военной службы
и не исключен из списков личного состава воинской части.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно выписке из послужного списка ФИО2 поступил на военную службы в качестве курсанта в войсковую часть <данные изъяты> с 28 июня 1988 г.

В дальнейшем административный истец проходил военную службу
на различных воинских должностях вооруженных сил Украины.

В соответствии с копией контракта о прохождении военной службы
ФИО2 следует, что он заключен на срок 1 (один) год с 1 мая 2017 г. по
30 апреля 2018 г.

На основании копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии
ПУ ФСБ России по Республике Крым от 6 апреля 2016 г. административный истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения военной службы в г. Щелкино с 1 марта 2016 г.

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии
ПУ ФСБ России по Республике Крым от 21 декабря 2016 г. административный истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения военной службы в г. Керчи с 16 ноября 2016 г.

Согласно копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым от 24 июля 2017 г. административный истец принят на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы в г. Керчи с 21 июня 2017 г.

На основании копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии
ПУ ФСБ России по Республике Крым от 26 декабря 2017 г. административный истец учтен как подлежащий обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Из копии рапорта ФИО2 от 29 января 2018 г. следует, что он просит уволить его с военной службы после обеспечения жилищной субсидией.

В соответствии со справкой заместителя начальника Службы – начальника отдела кадров ФИО2 на основании приказа ПУ ФСБ России по Республике Крым от 15 июня 2017 г. № 231-ЛС назначен на должность радиста группы дежурной службы, специальной связи и технических средств охраны границы отделения (пограничной заставы) в г. Щелкино.

Согласно справке заместителя начальника Службы от 9 июня 2020 г.
№ 21/312/50/8/59 календарная выслуга лет ФИО2 составляет 30 лет 8 месяцев 27 дней.

В соответствии со справкой секретаря жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым от 8 июня 2020 г. № 524 ФИО2 служебным жилым помещением не обеспечивался, в списке военнослужащих нуждающихся в служебных жилых помещениях состоит под номером - 59. В списке военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы
в г. Керчи под номером – 5, а в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения состоит под номером – 51.

Из справки секретаря жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым от 18 июня 2020 г. № 581 следует, что в 2018 году во внеочередном порядке
в Управлении обеспечены субсидией 1 очередник, в 2019 году – 44 очередника,
в 2020 году – 3 очередника, а также в 2020 году согласно списку военнослужащих нуждающихся в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, обеспечены 6 очередников, состоящих на учете с 2014 года.

При это управлением в течении первого квартала ежегодно направляются вышестоящему командованию предложения на получение денежных средств для выплаты жилищной субсидии.

Согласно справке секретаря жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым от 18 июня 2020 г. № 580 ФИО2 по состоянию на дату выдачи справки состоит в списке военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства (по Управлению), под номером – 5.

В соответствии со справкой секретаря жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Республике Крым от 18 июня 2020 г. № 578 ФИО2 по состоянию на дату выдачи справки состоит в списке военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в форме предоставления субсидии (по Управлению), под номером - 50.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение
их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств
на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления
им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного
из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том,
что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя
из времени принятия таких граждан на учет.

Аналогичный подход сформулирован в п. 4 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту
в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Из вышеизложенного следует, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться
в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 состоит в списке военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, под номером – 50.

Таким образом, перед административным истцом значится 49 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, право на получение которой у них возникло ранее, чем у ФИО2, и по отношению к которым истец каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне очереди не имеет, а в силу
ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При этом
в период с 2018 года по 2020 год Управлением выплачена жилищная субсидия более 50 военнослужащим.

Вопреки позиции истца, согласно п. 4 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Таким образом, в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее административного истца, следует исходить
из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись
и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административными ответчиками не допущено какого-либо бездействия, нарушающего права административного истца в части обеспечения жилищной субсидией, в связи с чем требования административного истца суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку требования административного истца удовлетворению не подлежат, то в соответствии со ст. 113 КАС РФ, судебные расходы, понесенные ФИО2, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании бездействия начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым и начальника Службы в г. Керчи, выразившегося
в невыплате жилищной субсидии, отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Крымский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме.

(Мотивированное решение составлено 2 июля 2020 г.)

Председательствующий П.Н. Котов