ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/2016 от 26.01.2016 Суровикинского районного суда (Волгоградская область)

№ 2а-106/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Суровикино Волгоградской области 26 января 2016 г.

Суровикинский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Е.В. Луневой,

при секретаре судебного заседания Е.Б. Королевой,

административного ответчика М.,

представителя административного ответчика – администрации <данные изъяты> муниципального района

Волгоградской области Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З. к начальнику отдела записи актов гражданского состояния администрации <данные изъяты> муниципального района М. и администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе выдать свидетельство о смерти,

УСТАНОВИЛ:

З. обратился в суд с административным иском к начальнику отдела записи актов гражданского состояния администрации <данные изъяты> муниципального района М. и администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области, в котором просил признать незаконными действия М. выразившиеся в отказе выдать свидетельство о смерти.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГЗ., будучи адвокатом, обратился с запросом в отдел записи актов гражданского состояния администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области, в котором он на основании статьи 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» просил выслать в его адрес надлежащим образом заверенное свидетельство о смерти Е.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшей в ДД.ММ.ГГГГ гг. в интернате <адрес>. Запрашиваемый документ был необходим для приобщения к материалам гражданского дела в качестве письменного доказательства в связи с обращением к адвокату З. доверителя за юридической помощью. ДД.ММ.ГГГГ ему был направлен ответ начальника отдела записи актов гражданского состояния администрации <данные изъяты> муниципального района М. об отказе в выдаче свидетельства о смерти Е..

Административный истец считает, что данным отказом нарушены его права, предусмотренные п. 3 и подп.7 п.3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», в соответствии с которыми адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать сведения от органов местного самоуправления, которые обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрашиваемые документы. От адвоката и его доверителя никто не вправе требовать предъявления соглашения об оказании юридической помощи. Часть 4 ст.29 Конституции РФ гарантирует каждому свободно получать информацию любым законным способом, кроме сведений, составляющих государственную <данные изъяты>. Свидетельство о смерти Е. государственной <данные изъяты> собой не представляет. Следовательно, отказом в выдаче свидетельства о смерти Е. начальник отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района нарушил его право на оказание квалифицированной юридической помощи обратившемуся гражданину.

Административный истец З. просит признать незаконными действия начальника отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области М. выразившиеся в отказе выдать свидетельство о смерти, и обязать её устранить допущенное нарушение его прав на получение свидетельства о смерти Е..

Административный истец З., извещённый о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.

В судебном заседании административный ответчик – начальник отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области М. административный иск не признала и пояснила, что в п.2 ст.9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ перечислены лица, которым выдаётся повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, в перечень которых адвокат З. не входит. Согласно п. 1, 3 ст.12 того же Федерального закона сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат. Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния сообщает по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка либо уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

Представитель административного ответчика – администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области Г. в судебном заседании исковые требования З. не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку в направленном в отдел ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района запросе административного истца не были указаны какие-либо данные о представлении им интересов конкретного доверителя и о заключенном с ним соглашении на оказание юридической помощи, копия ордера, доверенности, удостоверения адвоката или соглашения об оказании юридической помощи к запросу не прилагались. Так как полномочия З. в качестве адвоката на направление адвокатского запроса подтверждены не были, то у отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района не возникло обязанности по предоставлению запрашиваемых административным истцом сведений. Кроме того, запрашиваемое З. свидетельство о смерти Е. содержит сведения, отнесённые пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 г. № 188, к сведениям конфиденциального характера (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях). В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами. Право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, указанные в ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения. Также п. 2 ст. 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, к которым З. не относится. Кроме того, неисполнение адвокатского запроса не препятствует реализации административным истцом права на оказание юридической помощи при рассмотрении судебного спора путём ходатайств об истребовании указанных сведений, доказательств.

Выслушав административных ответчиков, исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению на основании следующего.

Из копии запроса № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что адвокат З. обратился в отдел ЗАГС <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области, в котором указал, что руководствуясь ст.6 Закона РФ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», в связи с необходимостью приобщения к материалам гражданского дела письменного доказательства, а именно свидетельства о смерти, просит выслать в его адрес заверенное надлежащим образом свидетельство на Е., 1916 года рождения, проживающую в ДД.ММ.ГГГГ годах в интернате <адрес>, паспорт серии <данные изъяты>, выданный <данные изъяты> РОВД ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подп.1 п.3 ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Из этого следует, что адвокат вправе запрашивать не любую информацию, а только необходимую для оказания юридической помощи конкретному доверителю, и в рамках заключённого с ним соглашения.

На основании п.2 ст.6 вышеуказанного Федерального закона в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В направленном в отдел ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ запросе адвокат З. не указал сведения о представлении им интересов конкретного доверителя, о заключённом с ним соглашении на оказание юридической помощи, не приложил копии ордера либо доверенности.

Следовательно, полномочия адвоката З. на направление адвокатского запроса в интересах обратившегося доверителя подтверждены не были. При отсутствии подтверждения полномочий адвоката у начальника отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района М. не возникло обязанности по предоставлению запрашиваемых административным истцом сведений.

Доводы З. о том, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, при отсутствии подтверждения полномочий, установленных законом, так как никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи, суд не принимает во внимание, так как согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Из этого следует, что собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, адвокат вправе с соблюдением положений п. 2 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Иное толкование предоставленного адвокату права, указанного в п. 3 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ, могло бы привести к нарушению интересов иных лиц, то есть к злоупотреблению правом.

ДД.ММ.ГГГГ под № начальником отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области М.З. было направлено сообщение о том, что в соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдаётся: лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния; родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло; родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка); опекунам лиц, признанных недееспособными; иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния. Выдать свидетельство о смерти в отношении Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не представляется возможным.

Таким образом, начальником отдела ЗАГС М. были выполнены требования Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части соблюдения сроков рассмотрения письменного обращения.

Кроме того, требуемое административным истцом свидетельство о смерти Е. содержит сведения, отнесённые пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 г. № 188, к сведениям конфиденциального характера (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях).

Частью 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации установлен конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, личной и семейной <данные изъяты>, и в силу ч.1 ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Указанные конституционные принципы нашли своё развитие в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», в п.1 ст.3 которого персональными данными признаётся любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с п. 1, 3 ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат; орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

Такие случаи предусмотрены ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в части обязанностей должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности и ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в части полномочий органов опеки и попечительства.

Кроме того, согласно п. 4 Правил передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1030, сведения о государственной регистрации смерти передаются органом записи актов гражданского состояния по месту своего нахождения в следующие органы: орган социальной защиты населения, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, орган Фонда социального страхования Российской Федерации - в течение 10 дней после дня государственной регистрации смерти; военные комиссариаты - в течение 14 дней после дня государственной регистрации смерти; глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения - не реже чем один раз в месяц; орган Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования - в течение одного месяца после дня государственной регистрации смерти.

Таким образом, федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев и оснований предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также перечень органов и должностных лиц, которым такие сведения предоставляются по их запросам. Адвокаты в качестве таких лиц законом не предусмотрены, поэтому у начальника отдела ЗАГС М. отсутствует обязанность по предоставлению адвокату З. сведений о смерти Е..

Доказательств того, что административный истец З. был вправе получить повторное свидетельство о смерти Е., так как являлся лицом, указанным в п. 2 ст.9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», суду не представлено.

Также суд считает, что неисполнение адвокатского запроса не препятствует З. реализовать право на оказание юридической помощи при рассмотрении судебного спора, поскольку ч.1 ст.57 ГПК РФ предусмотрена возможность оказания судом содействия в собирании и истребовании доказательств в случае, если представление необходимых доказательств затруднительно, на основании ходатайства лиц, участвующих в деле.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия начальника отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области М. не нарушают прав и интересов адвоката З., а потому административный иск З. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

З. отказать в удовлетворении заявленных требований к начальнику отдела записи актов гражданского состояния администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области М. и администрации <данные изъяты> муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий начальника отдела записи актов гражданского состояния администрации <данные изъяты> муниципального района М., выразившихся в отказе выдать свидетельство о смерти Е..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2016 г.

Судья Е.В. Лунева