Дело № 2а-106/2016 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2016 года город Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Ветошкиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Шевандроновой Б.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска о признании не законным требования № от 29.11.2014 года, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с вышеуказанным иском, в котором просил признать незаконными требования № от 29.11.2014г. Инспекции Федеральной Налоговой службы России по Ленинскому району г.Новосибирска, обязать устранить допущенные нарушения, установив земельный налог за 2013г. в размере 129 590,42 рубля.
В обосновании своих требований указал, что в июле 2014г. заявителем было получено Налоговое уведомление №, согласно которому заявителю начислен земельный налог за 2013 г. в размере 2 604 707 рублей со сроком оплаты до 10.11.2014г. Не согласившись с начисленной суммой обязательного платежа, 09.11.2014г. Заявитель направил в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Новосибирска возражения на Налоговое уведомление № (заявление №, 7082), в обоснование указав неправильное определение инспекцией налоговой базы для исчисления налога на землю за 2013 год, а именно:
- при расчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № не было учтено решение Арбитражного суда НСО от 01.10.2013 г. по делу № об изменении кадастровой стоимости земельного участка, что повлекло неверно установленную налоговую базу для исчисления налога.
- при расчете земельного налога налоговая ставка применена без учета назначения (вида
разрешенного использования) земельного участка, фактического установления (отсутствия)
объектов, расположенных на земельном участке.
Заявителем был получен ответ из ИФНС России по Ленинскому району г.Новосибирска №@ от 03.12.2014г., согласно которому налоговый орган разъясняет обоснованность примененной налоговой базы и налоговой ставки, а именно: налоговая база на земельный участок определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, следующего за налоговым периодом; налоговая ставка на земельный участок, занятый объектами жилищного фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами, в отношении доли в праве на земельный участок, приходящийся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установлена на основании п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, не применяется. Также Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Новосибирска была направлено Заявителю требование № от 29.11.2014г.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен, о причине не явки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, представил возражения, в которых указал, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земли.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, установление судом кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для органа государственного учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления в силу судебного акта. При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Иными словами, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда НСО от 01.10.2013 г. по делу № в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в соответствии с рыночной стоимостью в размере 134 335 461 рублей 00 копеек с момента образования земельного участка - 06.05.2013г.
Решение суда вступило в законную силу 01.11.2013г.
Установление судом рыночной стоимости спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанных судебных актов в законную силу, и не служит основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды, следовательно исчисление земельного налога по указанной кадастровой стоимости должно производится начиная с 01.01.2014 года.
Решением городского Совета депутатов Новосибирска от 25.10.2005 № 105 «О Положении о земельном налоге на территории города Новосибирска» ставка земельного налога в отношении участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), установлена в размере 0.2% кадастровой стоимости. В отношении прочих земельных участков ставка налога установлена в размере 1,45% кадастровой стоимости.
Согласно сведениям, указанным в кадастровом паспорте (л.д. 37), разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером № (адрес: <адрес>) является: многоквартирные дома, в том числе со встроенными или встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, автостоянками; столовые. рестораны, кафе, закусочные, бары, кафетерии; автостоянки открытого и закрытого типов. подземные автостоянки, механизированные автостоянки, открытые площадки для стоянки транспортных средств (вместимостью до 500 машино-мест для всех видов); многоярусные автостоянки (подземные, наземные) для временного общедоступного хранения автомобилей.
В связи с тем, что на данном земельном участке находятся принадлежащие административному истцу на праве собственности с доли нежилых объектов (столовые, компрессорная, склады, здравпункт, лесопильный цех, иные строения, помещения и сооружения), что подтверждается соглашением об определении долей в праве долевой собственности, представленного самим истцом (л.д. 30-36), начислении земельного налога за 2013 год ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска правомерно применила ставку земельного налога в размере 1,45%.
Кроме того, требование заявитель получил 03.12.2014 года. Обратился в су с настоящим иском только 30 июня 2015 года. В соответствии со ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Административный истец не указал уважительности причин пропуска срока, кроме того не ходатайствовал о восстановлении срока, в судебное заседание, будучи извещенным не явился, обоснования доводов пропуска срока не представил.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного исковое заявление ФИО1 к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска о признании не законным требования № от 29.11.2014 года, обязании устранить нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 июля 2016 года.
Судья/подпись/ Л.В.Ветошкина
Подлинник решения находится в деле № 2а-106/2016 Ленинского районного суда г. Новосибирска