ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/2021 от 05.03.2021 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

административное дело № 2а-106/2021

г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Черноротова А.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» - ФИО2,

представителя заинтересованного лица на стороне административных ответчиков ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ» - ФИО3,

при секретаре судебного заседания Козицком Н.В.,

рассмотрев административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты>ФИО1 об оспаривании действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО») и действий бухгалтера ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО», связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части 00000 об установлении Тумелевичу оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за период служебной командировки в <адрес>, а также о возложении на данное учреждение обязанности по согласованию указанного приказа командира войсковой части 00000,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать действия бухгалтера ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» ФИО6 и самого этого учреждения, связанные с отказом ДД.ММ.ГГГГ в согласовании проекта приказа командира войсковой части 00000 об установлении Тумелевичу оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за выполнение задач при вооруженном конфликте в <адрес>. Также в своем административном иске Тумелевич просит возложить на ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» обязанность по согласованию вышеуказанного проекта приказа командира войсковой части 00000.

В суде Тумелевич заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании указаний начальника штаба Центрального военного округа был направлен в войсковую часть 00001, где выполнял задачи при вооруженном конфликте в <адрес>, данные обстоятельства, по его мнению, подтверждаются приказами командира войсковой части 00001, командировочными удостоверениями. Просил суд удовлетворить его административный иск, полагал, что имеет право на получение дополнительных социальных гарантий, поскольку находился в служебной командировке на территории <данные изъяты>.

Представитель административного ответчика ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» Зубарева в судебном заседании, требования Тумелевича не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержав доводы возражений и дополнительно указав на то, что оспариваемое решение бухгалтера ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проекта приказа командира войсковой части 00000 об установлении административному истцу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за периоды нахождения в служебных командировках в <адрес> является законным и обоснованным, поскольку принято на основании представленных с проектом приказа командира войсковой части 00000 комплекта документов, в которых отсутствовали обязательные для согласования проекта приказа, сведения о целях командировок Тумелевича, предусмотренные подп. «б» п. 1 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также сроках выполнения административным истцом этих задач.

Административный ответчик - бухгалтер ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» Пермикина, извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, направив в суд возражения, в которых требования административного иска не признала и просила отказать в их удовлетворении, указав, что проект приказа командира войсковой части 00000 не согласован ввиду отсутствия необходимых для указанной выплаты условий, предусмотренных подп. «б» п. 1 приказа Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. № 9.

Представитель заинтересованного лица - ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ» ФИО3 в судебном заседании требования административного иска не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что бухгалтер ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» Пермикина обоснованно отказала в согласовании проект приказа командира войсковой части 00000, поскольку из представленных в финансовый орган документах отсутствовали правовые основания для получения Тумелевичем спорной денежной выплаты.

Заинтересованные лица - командир войсковой части 00000, врио старшего офицера названной воинской части ФИО4 и ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело без их участия, представитель ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» ФИО5 в своем заявлении поддержала позицию ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО».

Заслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов административного дела следует, что <данные изъяты> Тумелевич проходит военную службу в войсковой части 00000.

На основании указаний начальника штаба Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Тумелевич был направлен в служебную командировку в войсковую часть 00001 (<адрес>) в соответствии с планом служебных командировок в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для выполнения специальных задач и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для организации информационной работы.

Факт нахождения Тумелевича в служебных командировках в указанные периоды времени никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается и подтверждается исследованными в судебном заседании копиями командировочных удостоверений № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписками из приказов командира войсковой части 00000 и командира войсковой части 00001, в которых отражены аналогичные периоды и цели командировок, обозначенные в указаниях начальника штаба Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Из рапорта Тумелевича от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что последний обратился к командиру войсковой части 00000 по вопросу выплаты окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере, как выполнявшему задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте в периоды его нахождения в служебных командировках в <адрес> за <данные изъяты>.

Командир войсковой части 00000 подготовил проект приказа об установлении окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере военнослужащим данной воинской части, в частности, в п. 17 данного приказа <данные изъяты> Тумелевичу, находившемуся в служебной командировке в войсковой части <данные изъяты> (<адрес>), за выполнение задач при вооруженном конфликте за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В согласовании данного проекта приказа командиру войсковой части 00000 было отказано ДД.ММ.ГГГГ бухгалтером ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО». ФИО6, в связи с отсутствием в командировочных удостоверениях указания на цели командировки согласно подп. «б» п. 1 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», и отсутствием сведений о сроках выполнения этих задач, заверенных командирами воинских частей.

Из ответа командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ на определение об истребовании сведений следует, что сведения о выполнении Тумелевичем задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах в период нахождения Тумелевича в служебных командировках в данной воинской части, отсутствуют. Сам административный истец в суде пояснил, что участия в боевых действиях или в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в периоды его служебных командировок не принимал.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700, действовавшим в период спорных правоотношений, денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с ч. 32 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Этим же законом, а именно ч. 23 ст. 2 установлено, что, военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию. Правила выплаты денежного довольствия, размеры повышающих коэффициентов и надбавок к денежному довольствию на соответствующих территориях устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач.

Конкретные основные льготы и компенсации указанным военнослужащим, а также порядок их предоставления установлены Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», к числу которых, в частности, относятся повышенные оклады по воинским должностям и званиям.

Этим же Законом установлен круг лиц, на которых распространяются данные льготы: помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, это - военнослужащие, постоянно или временно выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Порядок предоставления военнослужащим указанных социальных гарантий, а также порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяется Постановлением Правительства РФ № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», согласно которому установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи:

- по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);

- в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Согласно п. 5 названного Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны РФ, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, согласно Постановлению Правительства РФ № 280 от 31 марта 1994 г. для предоставления военнослужащим установленных Законом дополнительных гарантий и компенсаций необходимо:

- отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, в которых они проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства РФ;

- в случае выполнения задач в условиях чрезвычайного положения - выполнение задач определенного вида: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории;

- включение воинской части, в которой они проходят военную службу, в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

- наличие приказа с указанием конкретного периода выполнения этими военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Аналогичные положения закреплены в изданном во исполнение вышеназванного Постановления приказе Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», согласно данному приказу дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или дня отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или дня отмены решения об отнесении местности к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды фактического выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров соответствующих воинских частей.

Из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что обстоятельствами, имеющими существенное значение для правильного разрешения настоящего административного дела являются вопросы определения правового положения местности, в которой Тумелевич, как военнослужащий выполнял возложенные на него служебные задачи, как зоны вооруженного конфликта либо чрезвычайного положения.

Несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ Правительство РФ внесло изменения в редакцию п. 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> по-прежнему указана в списке территорий, входящих в зоны вооружённых конфликтов, данное положение подлежит применению во взаимосвязи с иными нормативно-правовыми актами, устанавливающими конкретные периоды времени названных вооруженных конфликтов.

К числу таковых относится Федеральный закон «О ветеранах» устанавливающий перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Согласно приложению к данному Федеральному закону - Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, а именно Разделу III к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <адрес> относятся периоды сентябрь - ноябрь 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> отнесена к государствам со сложной общественно-политической обстановкой. При этом Правительство РФ не включило <адрес> в специальный Перечень государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооружённого конфликта.

По мимо этого, Резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от ДД.ММ.ГГГГ мандат Миссии наблюдателей Организации Объединенных Наций в Таджикистане был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, этой же Резолюцией отмечено, о дальнейшем исполнении сторонами Общего соглашения об установлении мира и национального согласия от ДД.ММ.ГГГГ, указаний на ведение боевых действий данная Резолюция не содержит.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ территория <адрес> не является зоной вооруженного конфликта, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для установления Тумелевичу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за периоды нахождения в служебных командировках на территории указанной <адрес> в 2018 и 2019 гг.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, а также отсутствие иных сведений о выполнении Тумелевичем задач по поддержанию мира и правопорядка в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, бухгалтером ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ было обоснованно отказано в согласовании проекта приказа командира войсковой части 00000 об установлении Тумелевичу окладов по воинской должности и воинскому званию в двойном размере за периоды нахождения в служебных командировках в <адрес>, в связи с чем, оснований для удовлетворения данного административного искового заявления нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 179, 180, 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

в административном иске ФИО1 об оспаривании действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» и действий бухгалтера ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части 00000 об установлении Тумелевичу оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию в двойном размере за период служебной командировки в <адрес>, а также о возложении на данное учреждение обязанности по согласованию указанного приказа командира войсковой части 00000 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме - 19 марта 2021 г.

Председательствующий

А.А. Черноротов