ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/2021 от 11.11.2021 Брянского гарнизонного военного суда (Брянская область)

Дело № 2а-106/2021

77GV0018-01-2021-000221-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2021 года город Брянск

Брянский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Зайцевой Н.Ю., при секретаре Акиншиной О.В., с участием административного ответчика – начальника отделения финансово-расчетного пункта № 6 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» Ракши А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному иску военнослужащего войсковой части <данные изъяты><данные изъяты>Макарова Н.И. об оспаривании действий и решений начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям», связанных с отказом в выплате командировочных расходов, -

установил:

Макаров обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором указал на то, что в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> он был направлен в служебную командировку в войсковую часть <данные изъяты>, по прибытии из которой оформил авансовый отчет с приложением необходимых документов. Указанные документы были возвращены ответчиком - федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» без реализации.

Поскольку представленными документами подтверждаются произведенные им затраты, а именно: суточные расходы в размере 12 000 рублей, - административный истец полагает свои права нарушенными и просит суд:

- признать незаконными действия и решения руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям», связанные с отказом в выплате ему командировочных расходов в служебной командировке в размере 12 000 рублей и обязать произвести указанные выплаты;

- взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям» командировочные расходы в размере 12 000 рублей;

- взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям» уплаченную им государственную пошлину в размере 300 рублей.

Административный истец Макаров, административный ответчик начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» (далее - Учреждение) и заинтересованное лицо командир войсковой части <данные изъяты>, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении разбирательства дела не направили.

В письменных возражениях на иск начальник Учреждения требования Макарова не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав на то, что из представленных Макаровым документов невозможно определить конкретную цель его направления в войсковую часть <данные изъяты>, при этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 142 приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставлении им и членам их семей отдельных выплат» не считаются служебными командировками поездки военнослужащих, временно направленных в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах.

В судебном заседании административный соответчик - начальник отделения финансово-расчетного пункта № 6 Учреждения (далее – отделение ФРП) Ракша не признал требования административного иска и просил отказать в их удовлетворении. При этом он, также ссылаясь на подпункт 5 пункта 142 приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года № 727, пояснил, что поездка Макарова с формулировкой «в связи со служебной необходимостью» в войсковую часть <данные изъяты> не является командировкой, поэтому, поскольку конкретная цель командировки не указана, он возвратил авансовый отчет Макарова и приложенные документы. Также обратил внимание на то, что за авансом на командировочные расходы перед убытием в командировку Макаров не обращался, в командировке находился 40 дней, но возместить расходы на проживание и питание не просил, проездные документы также не представил.

Заслушав начальника отделения ФРП, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 01 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 553, которым утверждено «Положение о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания» установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

В соответствии с пунктом 1 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 988 (далее – Инструкция) служебные командировки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, организуются на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.

В пунктах 3 и 4 Инструкции определено, что командировки в вышестоящие органы военного управления, не предусмотренные планами служебных командировок, допускается организовывать по вызову командиров и начальников на срок не свыше 5 суток, не считая времени нахождения в пути. Допускается продление срока командировки не более чем на 5 суток.Командировки, в том числе для инспектирования войск, проведения внезапных проверок, ревизий и проверок хозяйственной и финансовой деятельности воинских частей и организаций Вооруженных Сил, назначаются на срок, не превышающий 30 суток, не считая времени нахождения в пути.

В пункте 5 Инструкции оговорены случаи, когда командировки организуются на срок свыше 30 суток, но не более чем на один год.

Оплата служебных командировок военнослужащих на территории Российской Федерации регламентируется Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года № 727 (далее – Порядок), в соответствии с пунктом 134 которого военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).

Пункт 142 указанного Порядка содержит перечень поездок военнослужащих, которые не считаются командировками.

Так, согласно подпункту 5 пункта 142 Порядка временное направление военнослужащего в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, командировкой не признается.

Исходя из приведенных правовых норм, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира (начальника) на определенный срок, в другую местность, для выполнения конкретного служебного задания, как правило, в интересах направляющей стороны (а не временного прохождения военной службы в другой воинской части) вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.

Как усматривается из содержания письменного сообщения начальника отделения ФРП в адрес командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в финансово-расчетный пункт поступил авансовый отчет Макарова с оправдательными документами по служебной поездке в войсковую часть <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Финансово-расчетный пункт является структурным подразделением управления (отдела) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Как пояснил в судебном заседании начальник отделения ФРП, в его функциональные обязанности входит, среди прочего, прием и проверка поступивших из воинских частей документов, являющихся основанием для возмещения командировочных расходов военнослужащих воинских частей, непосредственно закрепленных за отделением ФРП.

Исходя из положений пунктов 1.3 и 3.2 Правил согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденных статс-секретарем - заместителем Министра обороны РФ 15 января 2015 года и заместителем Министра обороны Российской Федерации 30 декабря 2014 года (далее – Правила), уполномоченный сотрудник ФРП, помимо прочего, осуществляет согласование проекта приказа в части соответствия требованиям, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами и Перечнем выплат, а в случае выявления положений, не соответствующих требованиям, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, уполномоченный сотрудник ФРП направляет его в воинскую часть (кадровый орган).

В силу пунктов 4.1 и 4.2 Правил, уполномоченный сотрудник ФРП проверяет наличие прилагаемых к проекту приказа документов, которые являются основанием для принятия решения об установлении военнослужащим пособий и компенсаций и (или) влияют на их размер.

Как установлено судом, к авансовому отчету Макаров приложил документы, из которых усматривается следующее.

Так, телеграммой начальника штаба войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ командиру войсковой части <данные изъяты> поручено в период с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 30 суток откомандировать <данные изъяты> Макарова в связи со служебной необходимостью в войсковую часть <данные изъяты> (<адрес>).

Согласно телеграмме того же должностного лица от 17 мая 2021 года срок командировки продлен на 13 суток – с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании телеграммы вышестоящего командования командиром войсковой части <данные изъяты> издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Макаров ДД.ММ.ГГГГ убыл в войсковую часть <данные изъяты> в связи со служебной необходимостью, а в соответствии с его же приказом от ДД.ММ.ГГГГ Макаров полагается прибывшим из служебной командировки и приступившим к исполнению служебных обязанностей в войсковой части <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.

Данные сведения подтверждаются также командировочным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что срок командировки Макарова составляет 40 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из авансового отчета, ДД.ММ.ГГГГ утвержденного командиром войсковой части <данные изъяты> следует, что административным истцом были израсходованы суточные в размере 12 000 рублей. Сведений о расходовании средств на проезд и проживание в представленных к отчету документах отсутствуют.

Как видно из вышеуказанного сообщения начальника отделения ФРП № 6 командиру войсковой части <данные изъяты>, по результату рассмотрения представленных документов начальник отделения со ссылкой на подпункт 5 пункта 142 Порядка возвратил представленные документы без реализации, поскольку вышеуказанная поездка военнослужащего с формулировкой «в связи со служебной необходимостью», по мнению финансового органа, не является командировкой и оплате не подлежит.

Оценивая данное решение финансового органа, суд, учитывая фактические обстоятельства убытия Макарова, временно направленного в установленном порядке в воинскую часть, дислоцированную в другом населенном пункте, без указания на конкретное служебное задание, приходит к выводу о том, что направление административного истца в войсковую часть <данные изъяты> не является служебной командировкой.

При этом само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений.

Таким образом, возврат финансовым органом авансового отчета Макарова со всеми приложенными к нему документами является правомерным и прав административного истца не нарушает, в связи с чем, оснований для удовлетворения его административного искового заявления у суда не имеется.

Соответствующей квитанцией подтверждается уплата Макаровым государственной пошлины за подачу административного иска в суд в размере 300 рублей.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины, взысканию в его пользу не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 180 и 227 КАС РФ, военный суд,-

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Макарова Н.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Брянский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Зайцева