ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/2022 от 19.01.2022 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Энгеля А.А.;

при секретаре ФИО3;

с участием:

представителя административного истца по доверенности ФИО4;

представителя административного ответчика Администрации г. о. Тольятти по доверенности ФИО5;

представителя заинтересованного лица ТСН "Механизатор-2" председателя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-106/2022 (2а-4831/2021;) по административному иску ФИО1 к Администрации г. о. Тольятти о признании решении незаконным и необоснованным,

установил:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, которым просил признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П/1 об отказе ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительного согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с местоположением: <адрес>», южнее участка недействительным. Обязать администрацию г.о. Тольятти предоставить земельный участок местоположением: <адрес> южнее участка в собственность бесплатно без проведения торгов.

В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 3 Протокола Общего собрания ТСН «Механизатор-2» принят в члены указанного товарищества. Пунктом 4 Протокола в пользование ФИО1 выделен земельный участок для ведения садоводства площадью 600 кв.м, в соответствии со схемой расположения земельных участков ТСН «Механизатор-2» участок расположен линия слева от участка и справа от участка . ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию городского округа Тольятти с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-П/1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка бесплатно в собственность. С указанным постановлением не согласен, поскольку ФИО1 имеет право на приобретение указанного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТСН «Мехнизатор-2».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить. Пояснял, что садовому товариществу «Механизатор» в соответствии со свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок. ТСН «Механизатор-2» расположен на месте расположения садового товарищества «Механизатор-2», является его правопреемником, в связи с чем, имеет право на распоряжение земельным участком, в том числе на передачу в пользование членам товарищества. ФИО1 выделен земельный участок, который может быть передан в собственность без проведения торгов.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.

Председатель ТНС «Механизатор-2» ФИО4 в судебном заседании указывал, что имеются основания для предоставления ФИО1 земельного участка без проведения торгов, бесплатно.

Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину и юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Судом установлено, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ садовому товариществу «Механизатор» выделен для дальнейшей эксплуатации земельный участок площадью 3,79 Га, о чем выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ.

На запрос суда ФНС РФ не приставлены сведения о садовом товариществе «Механизатор».

ДД.ММ.ГГГГ создано Товарищество собственников недвижимости «Механизатор-2», действующее на момент рассмотрения административного дела, председателем правления ТСН «Механизатор-2» является ФИО4 (запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ).

Из пояснений председателя правления «Механизатор-2» ФИО4 следует, что указанное товарищество расположено в границах садового товарищества «Механизатор».

ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 3 Протокола Общего собрания ТСН «Механизатор-2» ФИО1 принят в члены ТСН, в пользование ФИО1 выделен земельный участок для ведения садоводства площадью 600 кв.м, в соответствии со схемой расположения земельных участков ТСН «Механизатор-2» участок расположен линия слева от участка и справа от участка (вопрос 4).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с местоположением: <адрес>, ТСН «Механизатор-2», южнее участка , к заявлению были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, протокол общего собрания товарищества собственников недвижимости (ТСН) «Механизатор-2» о распределении земельных участков между членами ТСН.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-П/1 ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 608 кв.м, входящего в состав земель населенных пунктов, с местоположением: <адрес>, ТСН «Механизатор-2», южнее участка , расположенного в кадастровом квартале , территориальной зоне СХ-1 (зона садоводства и огородничества), с разрешенным использованием: ведение садоводства.

В обоснование отказа указано, что земельный участок выделен для пользования СТ «Механизатор», сведения о переходе прав (правопреемство) между СТ «Механизатор» и СТН «Механизатор-2» отсутствует.

Иные доводы, явившиеся основанием для принятия оспариваемого постановления, представителем административного ответчика не заявлены.

Согласно пункту 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 2).

Частью 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены следующие формы реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Правопреемство при реорганизации юридического лица указаны в статье 58 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ создано Товарищество собственников недвижимости «Механизатор-2» ОГРН 1156313038375, сведения об образовании юридического лица путем реорганизации выписка не содержит.

Доказательства передачи в пользование ТСН «Механзатор-2» земельного участка не представлено.

Таким образом, отсутствует совокупность условий, установленных пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, являющихся основанием для приобретения ФИО1 земельного участка площадью 608 кв.м, входящего в состав земель населенных пунктов, с местоположением: <адрес>, ТСН «Механизатор-2», южнее участка , расположенного в кадастровом квартале , территориальной зоне СХ-1 (зона садоводства и огородничества), с разрешенным использованием: ведение садоводства, без проведения торгов в собственность бесплатно.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, основанием для признания незаконным решения должностного лица, является наличие одновременно двух условий: несоответствие решения законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Отсутствие одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Несоответствие решения административного ответчика законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов ФИО1 не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требования не имеется.

На основании вышеизложенного,

руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: