ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-106/2023 от 13.10.2023 Усть-удинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Усть-Уда 13 октября 2023 года

Усть-Удинский районный суд в составе председательствующего судьи Максименко О.В., при секретаре Константиновой И.Ю., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Усть-Удинского района Пьянковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <обезличено> по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора к службе ветеринарии Иркутской области, руководителю службы ветеринарии Иркутской области Шевченко С.С. о признании незаконным бездействие по неликвидации бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, обязании установить месторасположение бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников и осуществить в установленном законом порядке ликвидацию бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, о признании незаконным решение о ликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, обязании провести ветеринарно-санитарное обследование бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника,

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к службе ветеринарии Иркутской области, в котором просит признать незаконным бездействие по неликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильник, расположенного в деревне Ключи Усть-Удинского района; обязать административного ответчика в срок до 01.12.2023 осуществить в установленном законом порядке ликвидацию бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного в д. Ключи Усть-Удинского района, обеспечив проведение ветеринарно-санитарного обследования, лабораторного анализа проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву, оформление акта ветеринарно-санитарного обследования с решением о ликвидации главного государственного ветеринарного инспектора Иркутской области, оформление акта обследования ликвидированного скотомогильника, направление информации о снятии с ветеринарного учета ликвидированного скотомогильника в муниципальное образование, в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области и управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и республике Бурятия.

В обоснование исковых требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа исполнения требований законодательства об объектах биологических отходов (скотомогильников) выявлены факты неисполнения службой ветеринарии Иркутской области отдельных государственных полномочий по организации мероприятий по ликвидации бесхозяйных скотомогильников на территории Иркутской области. Приказом Службы ветеринарии Иркутской области от 28.03.2016 №14-спр утверждён порядок ликвидации бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Иркутской области, который устанавливает последовательность проводимых на территории области мероприятий по ликвидации бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям) в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предотвращения распространения возбудителей болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения. Прокуратурой установлено, что перечень бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников (первый этап) сформирован 25.03.2020 руководителем службы главным государственным инспектором в области обращения с животными Шевченко С.С. (распоряжение «Об усилении контроля за сбором и уничтожением биологических отходов» № 67-ср от 25.03.2020). В нарушение п. 3.6 указанного распоряжения, согласно информациям Службы от 14.09.2021 и 27.01.2023 в 2020 году ликвидирован, в том числе, бесхозяйный несибиреязвенный скотомогильник, расположенный в д. Ключи Усть-Удинского района. Составлен акт о снятии с учета бесхозяйного скотомогильника от 04.08.2020 б/н. В нарушение требований п.2 Порядка, п.3.6 распоряжения № 67-ср от 25 93.2020, второй и третий этапы мероприятий по ликвидации бесхозяйного скотомогильника не выполнены, решение о ликвидации скотомогильника не принималось, этапы ликвидации не соблюдены, что свидетельствует о том, что скотомогильник является действующим и снят с учета незаконно.

Определением Усть-Удинского районного суда от 22.05.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГБУ «Боханская станция по борьбе с болезнями животных».

В производстве Усть-Удинского районного суда находились административные дела № <обезличено> по административным искам Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к службе ветеринарии Иркутской области о признании незаконным бездействие выразившееся в неликвидации бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории Усть-Удинского района Иркутской области, обязании административного ответчика в установленном законом порядке осуществить ликвидацию бесхозяйных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка, с. Средняя Муя Усть-Удинского района Иркутской области, обеспечив проведение ветеринарно-санитарного обследования, лабораторного анализа проб почвы и (или) гуммированного остатка (при его наличии) на сибирскую язву, оформление акта ветеринарно-санитарного обследования, решения руководителя службы ветеринарии Иркутской области о проведении работ по ликвидации, заключения о ликвидации, направление информации о ликвидации бесхозяйного скотомогильника в министерство сельского хозяйства Иркутской области, в управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и республике Бурятия. Аналогично доводам вышеприведенного иска решение по скотомогильникам, расположенным в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка, с. Средняя Муя Усть-Удинского района Иркутской области о ликвидации скотомогильника не принимались, этапы ликвидации не соблюдены, что свидетельствует о том, что скотомогильники являются действующими, не сняты с учета в установленном законом порядке.

Определением Усть-Удинского районного суда от 25.07.2023 административные дела № <обезличено> по административным исковым заявлениям Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к службе ветеринарии <адрес обезличен> о признании незаконным бездействие, обязании осуществить в установленном законом порядке ликвидацию бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, находящиеся в производстве данного суда, объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № <обезличено>.

Определением Усть-Удинского районного суда от 31.08.2023 в рамках рассмотрения объединенного административного дела № <обезличено> приняты уточненные административные требования Братского межрайонного природоохранного прокурора к службе ветеринарии Иркутской области, в которых административный истец просит: признать незаконным бездействие службы ветеринарии Иркутской области по неликвидации бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района; обязать службу ветеринарии Иркутской области в срок до 01.07.2024 установить месторасположение бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района и осуществить в предусмотренном Законом порядке их ликвидацию, обеспечив проведение ветеринарно-санитарного обследования, лабораторного анализа проб почвы и (или) гуммированного остатка (при его наличии) на сибирскую язву, оформление акта ветеринарно-санитарного обследования, решения руководителя службы ветеринарии Иркутской области о проведении работ по ликвидации, заключения о ликвидации, направление информации о ликвидации бесхозяйного скотомогильника в уполномоченные органы; признать незаконным решение руководителя службы ветеринарии Иркутской области Шевченко С.С. о ликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Сренемуйского МО в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя Усть-Удинского района, 800 метрах в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя-Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища, согласно акту ветеринарно-санитарного обследования бесхозяйного скотомогильника от 11.09.2020; обязать службу ветеринарии Иркутской области провести ветеринарно-санитарное обследование бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Сренемуйского муниципального образования в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя Усть-Удинского района, 800 метрах в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя-Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища, обеспечив лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву в срок до 01.07.2024.

В обоснование уточненного административного искового заявления указано, что 29.08.2023 от административного ответчика поступил отзыв на административное исковое заявление, к которому приложены документы, в том числе решение от 11.09.2020 о ликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного в Усть-Удинском районе на территории Среднемуйского МО в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя, 800 метрах в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя-Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища. Указанное решение принято с нарушением действовавшего на момент его принятия Порядка ликвидации бесхозяйных скотомогильников на территории Иркутской области, утвержденного приказом службы ветеринарии Иркутской области от 28.03.2016 № 14-спр. Так, согласно пункту 2 Порядка, мероприятия по ликвидации бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям) включали в себя следующие этапы: первый этап - формирование перечня бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории области (далее - перечень); второй этап - ветеринарно-санитарное обследование, лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации; третий этап - ликвидация бесхозяйных скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, расположенных на территории области. Из результатов исследований по экспертизе от 10.07.2020 № 07-06- 483/29801 следует, что в нарушение пункта 4.4.1.4. Методических указаний МУК 4.2.2413-08, отобрана одна проба почвогрунта со скотомогильника для лабораторного исследования на обсемененность возбудителем сибирской язвы. В результате исследования пробы почвы возбудитель сибирской язвы не выявлен. Пробы гуммированного остатка на сибирскую язву не отбирались, что является нарушением пункта 2 Порядка, а также пункта 4.4.1.4. Методических указаний МУК 4.2.2413-08, которым определен конкретный порядок забора материала из объектов окружающей среды, подозрительного на контаминацию возбудителем заболевания, в данном случае сибирской язвы, каких-либо исключений при проведении данной процедуры не предусмотрено. Так, в силу требований указанного пункта пробы почвы с мест вероятного обсеменения спорами возбудителя (мест вынужденного убоя скота, стоянок и водопоя животных) берут на глубине до 15 см, на территории скотомогильников - на глубине до 2 м с помощью почвенных буров. При этом при заборе проб с большой территории обследуемую площадь разбивают на квадратные участки со стороной не более 4 м. В каждом квадрате намечают 5 точек по диагонали или 4 точки по краям и одну посередине, откуда производят отбор проб почвенным буром. Перед взятием почвы на территории скотомогильника верхний ее слой снимают на 2 - 3 см и пробы берут на глубине до 1,5 - 2,0 м через каждые 25 см не менее 200 г в пробе. Особое внимание обращают на костные и другие животные остатки, которые также отбираются для исследования. Пробы упаковываются в том же порядке. Каждую пробу весом около 100 - 200 г помещают в мешочек из плотной ткани с завязками или в лабораторную посуду (широкогорлый флакон, банку), закрытую такой же тканью. Однако отобранный образец почвы упакован в пакет, что является прямым нарушением требований пункта 4.4.1.4. Методических указаний МУК 4.2.2413-08, согласно которому нельзя помещать пробы почвы в полиэтиленовые мешочки или в плотно закрытую посуду, так как в этих условиях происходит бурное развитие актиномицетов, губительно действующих на возбудитель сибирской язвы. Таким образом, выполненные Службой 10.07.2020 лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного возбудителя в почве скотомогильника, не может свидетельствовать о полной безопасности захоронений, поскольку отсутствуют основания полагать, что в гуммированных остатках павших животных, которые являются очагами инфекций, представляющими эпизоотолого - эпидемиологическую опасность, пробы которых не отбирались, не содержится возбудителей сибирской язвы. С учетом данных обстоятельств, гарантировать безопасную ликвидацию скотомогильника возможно лишь при отборе нескольких проб почвы и гуммированного остатка, наличие которого установлено актом от 11.06.2020, поскольку при данном способе захоронения существует вероятность внутрипочвенного перемещения инфекции, как посредством грунтовых вод, так и при иных природных изменениях, соответственно отсутствие одной положительной пробы в почвогрунте со скотомогильника, не может, безусловно исключить обнаружения инфекции в дальнейшем. Исходя из вышеизложенного, решение о ликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории Сренемуйского муниципального образования, принято с нарушением установленного Порядка и является незаконным.

Ссылаясь на положения п. 1, п. 6, подп. 4 п. 7 Положения о службе ветеринарии Иркутской области, утвержденного постановление Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 395/174-пп, разъяснения Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенные в письме от 18.06.2021 № 25/1249 «О порядке мероприятий в отношении скотомогильников», административный истец указывает, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым в Иркутской области является служба ветеринарии Иркутской области, обязан обеспечить, наряду с другим, учет скотомогильников, который невозможен без определения места его расположения. Соответственно, ликвидация несибиреязвенных скотомогильников в связи с отсутствием сведений о его местоположении, является незаконной, при этом, такое основание отсутствует и в Порядке, утвержденном приказом Службы ветеринарии Иркутской области от 28 марта 2016 года 14-спр, в том числе в редакции приказа от 23.05.2023 № 97-спр.

Определением Усть-Удинского районного суда от 25.09.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен руководитель службы ветеринарии Иркутской области Шевченко С.С.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Усть-Удинского района Пьянкова М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, приведенным в уточненном административном исковом заявлении.

Административный ответчик руководитель Службы ветеринарии Иркутской области - главный государственный инспектор в области обращения с животными Шевченко С.С., уведомленный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.

Административный ответчик служба ветеринарии Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направил.

В письменном отзыве на административный иск, доводы которого представитель административного ответчика службы ветеринарии Иркутской области Попов В.В., действующий на основании доверенности, поддержал в судебном заседании от 21.08.2023, указано, что в настоящее время законодательство о хранении, переработке и утилизации биологических отходов состоит из Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, и действующего в Иркутской области Порядка ликвидации бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Иркутской области, утвержденного приказом службы ветеринарии Иркутской области (далее - служба) от 28 марта 2016 года № 14-спр (в редакции приказа от 23.05.2023 № 97-спр), однако закрепленная законодательно обязанность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации ликвидировать бесхозяйные несибиреязвенные скотомогильники отсутствует, в связи с чем, по мнению административного ответчика, правовое обоснование требования административного иска отсутствует, истцом оно также не указано. В административном иске требования касаются недвижимого имущества, однако о каком недвижимом имуществе идет речь - о земельном участке или об объекте капитального строительства - из искового заявления неясно. Проведенными мероприятиями по установлению мест нахождения перечисленных в исковом заявлении скотомогильников установить их местонахождение и само их существование (кроме земельного участка размерами 10 метров на 15 метров, расположенного на территории Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области в 3000 метрах западнее окраины с. Средняя Муя, в 1500 метрах от залива «Муя» Братского водохранилища) не удалось. Административному истцу надлежит доказать существование самого предмета спора (земельного участка или объекта капитального строительства), указать местоположение (координаты на местности, границы, площадь) скотомогильников в Усть-Удинском районе, где, по его мнению, необходимо провести мероприятия по их ликвидации, в противном случае решение суда будет неисполнимым. Пытаясь обследовать спорные скотомогильники, сотрудники службы руководствовались Перечнем скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), расположенных на территории Российской Федерации (Сибирский федеральный округ), опубликованном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в информационном издании (М.:ФГБНУ «Росинформагротех», 2012.). На странице 171 Перечня содержатся скотомогильники, расположенные в Усть-Удинском районе. Решение о ликвидации Среднемуйского несибиреязвенного захоронения (скотомогильника) принято законно и обоснованно, что подтверждается актом ветеринарно-санитарного обследования от 11.06.2020, результатом исследований по экспертизе № 07-06-483/29801 от 10.07.2020 диагностической ветеринарной лаборатории ОГБУ «Боханская станция по борьбе с болезнями животных), согласно которому в пробах грунта (почва) возбудителя сибирской язвы не обнаружено, актом ветеринарно-санитарного обследования от 11.09.2020, актом ветеринарно-санитарного обследования от 30.06.2020. Имеющиеся в службе сведения о том, что биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями опасных заболеваний (в том числе возбудителем сибирской язвы) в указанных в исковом заявлении населенных пунктах не захоранивались, дают основания считать местности Усть-Удинского района с обозначенными в Перечне скотомогильниками безопасными в эпизоотолого-эпидемиологическом отношении. Пункт 24 Порядка ликвидации бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Иркутской области, утвержденного приказом службы ветеринарии Иркутской области от 28 марта 2016 года № 14-спр (в актуальной редакции), предусматривает направление информации о ликвидации бесхозяйных скотомогильников в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, органы местного самоуправления.

С учетом изложенного административный ответчик служба ветеринарии Иркутской области в удовлетворении административного искового заявления Братского межрайонного природоохранного прокурора просит отказать.

Заинтересованное лицо областное государственное бюджетное учреждение «Боханская станция по борьбе с болезнями животных», уведомленное о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило.

Представитель заинтересованного лица глава администрации Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области Макурина Л.В., уведомленная о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, просила о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.

Представители заинтересованных лиц главы администраций Ключинского сельского поселения, Светлолобовского сельского поселения, Юголокского сельского поселения, Аносовского сельского поселения, Подволоченского сельского поселения, Аталанского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом положений части 2 статьи 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из содержания ч. 1 ст. 11 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.

Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее Ветеринарные правила).

Ветеринарные правила устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов, за исключением биологических отходов, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 года N 1069, обращение с которыми осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 90-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Из пункта 2 Ветеринарных правил следует, что биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

Для перемещения трупов животных, мертворожденных, абортированных плодов животных, органов, тканей животных или их фрагментов, образовавшихся в ходе ветеринарных манипуляций, ветеринарно-биологических экспериментов, патологоанатомического вскрытия трупов животных и ихтиопатологических исследований; остатков проб патологического и биологического материала животных, проб продукции животного происхождения после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, проб патологического и биологического материала животных или продукции животного происхождения, непригодных для лабораторных исследований или для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы; отходов инкубации и рыбопосадочного материала; кормов и кормовых добавок животного происхождения, непригодных для кормления (поения) животных; отходов убоя животных; отходов, получаемых при переработке сырья животного происхождения, за исключением отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2017 г., регистрационный N 47008), с изменениями, внесенными приказами Росприроднадзора от 20 июля 2017 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2017 г., регистрационный N 48070), от 28 ноября 2017 г. N 566 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2018 г., регистрационный N 49762), от 2 ноября 2018 г. N 451 (зарегистрирован Минюстом России 26 ноября 2018 г., регистрационный N 52788) (далее - умеренно опасные биологические отходы), должны использоваться емкости для биологических отходов с надписью "умеренно опасные биоотходы" (пункт 4 Ветеринарных правил).

Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно (пункт 24 Ветеринарных правил).

С 01.09.2021 в России действуют Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней СП 3.3686-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 (ред. от 25.05.2022) (далее - Требования СП 3.3686-21).

Сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую особо опасную зоонозную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II группе патогенности (п. 1004).

В силу пункта 1008 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней СП 3.3686-21, при планировании противоэпидемических и профилактических мероприятий выделяют, в том числе места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения - земляные ямы, скотомогильники, биотермические ямы), случайно образованные почвенные очаги (ограниченные по площади и связанные с местами падежа и прирезки заболевших сибирской язвой животных) (далее - почвенный очаг). Почвенные очаги также включают поля без определенных границ, на которых ранее наблюдался массовый падеж животных, связанный с сибирской язвой (далее - моровые поля).

Согласно пункту 1009 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней СП 3.3686-21, возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis, существует в бациллярной (вегетативной капсульной и бескапсульной) и споровой формах. Споровая форма чрезвычайно устойчива к внешним воздействиям, что способствует сохранению жизнеспособности и вирулентности возбудителя в течение нескольких десятилетий. Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи, олени), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва.

Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27).

В соответствии с п. 49 "ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.09.2020 N 643-ст) под скотомогильником понимается место для захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, действовавших до 01.01.2021, выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В настоящее время законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с порядком ликвидации, включая перечень необходимых исследований и действий, режимом соответствующих земельных участков после ликвидации скотомогильников, последующим контролем за их состоянием (отсутствием необходимости такового), не урегулированы.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Иркутской области от 17.11.2015 N 585-пп "Об организации проведения на территории Иркутской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных" установлено, что за счет средств областного бюджета осуществляется организация проведения на территории Иркутской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно п. 1 Положения о службе ветеринарии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 395/174-пп (далее Положение) служба ветеринарии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области ветеринарии, в области обращения с животными.

Задачей службы является предупреждение и ликвидация болезней животных, их лечение, в том числе ликвидация очагов особо опасных болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о ветеринарии, в области обращения с животными (п. 6 Положения).

Служба ветеринарии Иркутской области в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке, в том числе осуществляет проведение на территории Иркутской области мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (подп. 4 п. 7 Положения).

Приказом службы ветеринарии Иркутской области от 28.03.2016 N 14-спр утвержден Порядок ликвидации бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Иркутской области (с изм., внесенными Приказом Службы ветеринарии Иркутской области от 23.05.2023 N 97-спр "О внесении изменений в приказ службы ветеринарии Иркутской области от 28.03.2016 N 14-спр"), который устанавливает последовательность проводимых на территории Иркутской области мероприятий по ликвидации несибиреязвенных скотомогильников (далее Порядок).

В целях настоящего Порядка под несибиреязвенным скотомогильником понимается участок земли или строение, на котором осуществлялось уничтожение биологических отходов путем сжигания, захоронения в земляные ямы или в биотермические ямы и который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на который собственник отказался (бесхозяйный несибиреязвенный скотомогильник), либо имеющий собственника (п. 4 Порядка).

Организация проведения мероприятий по ликвидации несибиреязвенных скотомогильников осуществляется службой ветеринарии Иркутской области (далее - служба) за счет средств областного бюджета (п. 6 Порядка).

Согласно п. 2.2 Порядка, действовавшего на момент обследования вышеприведенных скотомогильников, мероприятия по ликвидации бесхозяйных скотомогильников включают в себя следующие этапы: первый этап - формирование перечня бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории области (далее - перечень); второй этап - ветеринарно-санитарное обследование, лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации; третий этап - ликвидация бесхозяйных скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, расположенных на территории области.

Перечень формируется и утверждается службой по результатам ветеринарно-санитарных обследований скотомогильников учреждениями ветеринарии (п. 3.1 Порядка).

На основании перечня планируются объемы и сроки проведения работ по ветеринарно-санитарному обследованию, лабораторному анализу проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву и ликвидации бесхозяйных скотомогильников (п. 3.2 Порядка).

В соответствии с п. 4.1 Порядка бесхозяйные скотомогильники, расположенные на территории области, включенные в перечень, подлежат ветеринарно-санитарному обследованию и лабораторному анализу проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву в целях определения их ветеринарно-санитарной безопасности (опасности).

По итогам ветеринарно-санитарного обследования бесхозяйного скотомогильника составляется соответствующий акт (п. 4.4 Порядка).

Лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву с бесхозяйного скотомогильника осуществляется учреждениями ветеринарии, имеющими разрешение (лицензию) на работу с возбудителями инфекций II группы патогенности в соответствии с действующим санитарным и ветеринарным законодательством Российской Федерации (п. 4.5 Порядка).

Критерием оценки ветеринарно-санитарной безопасности бесхозяйных скотомогильников является отсутствие спор возбудителя сибирской язвы в почве и гуммированном остатке, подтвержденное лабораторными исследованиями, а также случаев уничтожения биологических отходов, содержащих возбудителей болезней животных, указанных в пункте 1.9 Ветеринарно-санитарных правил, подтвержденных информацией из журнала для записи эпизоотического состояния района (города) (п. 4.6 Порядка).

При подтверждении безопасности бесхозяйных скотомогильников проводится их ликвидация в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка (п. 4.7 Порядка).

Решение о ликвидации бесхозяйных скотомогильников безопасных в ветеринарно-санитарном отношении принимается главным государственным ветеринарным инспектором области (п. 4.8 Порядка).

Согласно Перечню скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), расположенных на территории Российской Федерации (Сибирский федеральный округ), составленному Департаментом ветеринарии Минсельхоза России, ФГУ «Центр ветеринарии», 2012 г., на территории Усть-Удинского района расположены скотомогильники: д. Чичково, площадь 500 кв.м., с. Средняя Муя, площадь 500 кв.м., д. Ключи, 500 кв.м., с. Аталанка, площадь 500 кв.м., с. Светлолобово, площадь 300 кв.м., с. Юголок, площадь 500 кв.м. с. Подволочное, площадь 500 кв.м., и др.

Установлено, что Перечень скотомогильников (первый этап) был сформирован распоряжением руководителя службы ветеринарии Иркутской области Шевченко С.С. «Об усилении контроля за сбором и уничтожением биологических отходов» № 67-ср от 25.03.2020.

В соответствии с п. 3.6 указанного распоряжения проведение работ по ликвидации бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников оформляется актом ветеринарно-санитарного обследования с решение о его ликвидации; результатами лабораторного анализа проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву; актом выполненных работ по ликвидации скотомогильника; отметкой в ветеринарно-санитарной карточке о ликвидации скотомогильника (при наличии); актом обследования ликвидированного скотомогильника, подтверждающего факт ликвидации.

Так, согласно акту о снятии с учета бесхозяйного скотомогильника от 04.08.2020, проведенного консультантом – главным государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Эхирит-Булагатскогму, Баяндаевскому, Качугскому, Жигаловскому, Боханскому, Осинскому и Усть-Удинскому районам службы ветеринарии Иркутской области Вахрамеевым И.Ф., в присутствии представителей администрации Ключинского муниципального образования Усть-Удинского района проведено обследование предположительного места бесхозяйного скотомогильника, расположенного в Иркутской области, Усть-Удинском районе, в 1500 метров в северо-западном направлении от окраины д. Ключи, 1000 м. в юго-западном направлении от р. Ангара. Местность расположена рядом с лесным массивом, имеется молодая поросль сосны, естественные овраги на предполагаемом месте. В данной местности бесхозяйный скотомогильник не обнаружен. На месте проведения обследования какие-либо ограждения, ямы, остатки биологических отходов и другие признаки бесхозяйного скотомогильника не установлены. Установлено следующее: местоположение бесхозяйного скотомогильника не установлено и подлежит снятию с учета. Заключение: бесхозяйный скотомогильник ликвидирован и снят с учета.

В соответствии с актом о снятии с учета бесхозяйного скотомогильника от 04.08.2020, проведенного консультантом – главным государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Эхирит-Булагатскогму, Баяндаевскому, Качугскому, Жигаловскому, Боханскому, Осинскому и Усть-Удинскому районам службы ветеринарии Иркутской области Вахрамеевым И.Ф., в присутствии представителей администрации Аталанского муниципального образования Усть-Удинского района, проведено обследование предположительного места бесхозяйного скотомогильника, расположенного в Иркутской области, Усть-Удинском районе, Аталанское муниципальное образование, в 600 метров в северном направлении от окраины с. Аталанка, 1000 м. в северо-западном направлении от р. Ангара. Местность расположена рядом с лесным массивом, имеется молодая поросль сосны, естественные овраги завалены бытовым мусором. В данной местности бесхозяйный скотомогильник не обнаружен. На месте проведения обследования какие-либо ограждения, ямы, остатки биологических отходов и другие признаки бесхозяйного скотомогильника не установлены. Установлено следующее: местоположение бесхозяйного скотомогильника не установлено и подлежит снятию с учета. Заключение: бесхозяйный скотомогильник ликвидирован и снят с учета.

Из акта № 4 о снятии с учета бесхозяйного скотомогильника от 04.08.2020, проведенного консультантом – главным специалистом-экспертом отдела государственного ветеринарного надзора по Эхирит-Булагатскогму, Баяндаевскому, Качугскому, Жигаловскому, Боханскому, Осинскому и Усть-Удинскому районам службы ветеринарии Иркутской области Федоровым А.Г., в присутствии представителей администрации Подволоченского сельского поселения Усть-Удинского района, проведено ветеринарно-санитарное обследование бесхозяйного скотомогильника, расположение предположительно в 1000 м. в юго-восточном направлении от населенного пункта по дороге (зимнику) Подволочное - Аносово. В ходе обследования предположительного места расположения бесхозяйного скотомогильника установлено, что в данном месте имеются поляна, заросшая травой, кустарниками. Признаков наличия скотомогильника в данной местности отсутствуют. Установлено следующее: местоположение бесхозяйного скотомогильника не установлено и подлежит снятию с учета. Заключение: бесхозяйный скотомогильник ликвидирован и снят с учета.

В соответствии с актом о снятии с учета бесхозяйного скотомогильника от 04.08.2020, проведенного консультантом – главным государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Эхирит-Булагатскогму, Баяндаевскому, Качугскому, Жигаловскому, Боханскому, Осинскому и Усть-Удинскому районам службы ветеринарии Иркутской области Вахрамеевым И.Ф., в присутствии представителей администрации Аносовского муниципального образования Усть-Удинского района, проведено ветеринарно-санитарное обследование предположительного места бесхозяйного скотомогильника, расположенного в Иркутской области, Усть-Удинском районе, в 800 метрах в северо-западном направлении от окраины с. Аносово, 500 м. в северо-восточном направлении от р. Ангара. Установлено, что местность расположена рядом с лесным массивом, имеется молодая поросль сосны. В данной местности бесхозяйный скотомогильник не обнаружен. На месте проведения обследования какие-либо ограждения, ямы, остатки биологических отходов и другие признаки бесхозяйного скотомогильника не установлены. Установлено следующее: местоположение бесхозяйного скотомогильника не установлено и подлежит снятию с учета. Заключение: бесхозяйный скотомогильник ликвидирован и снят с учета.

Согласно акту № 2 о снятии с учета бесхозяйного скотомогильника от 01.06.2020, проведенного консультантом – главным государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Эхирит-Булагатскогму, Баяндаевскому, Качугскому, Жигаловскому, Боханскому, Осинскому и Усть-Удинскому районам службы ветеринарии Иркутской области Вахрамеевым И.Ф., в присутствии представителей администрации Юголокского сельского поселения Усть-Удинского района, проведено ветеринарно-санитарное обследование бесхозяйного скотомогильника, расположенного в Иркутской области, Усть-Удинском районе, в 260 м. юго-восточнее от окраины с. Юголок, 600 м. в восточном направлении от дороги Усть-Уда – Юголок – Балаганка, 2 км. в юго-западном направлении от залива «Югола» Братского водохранилища. В данном месте имеется свалка твердых бытовых отходов, оформленная в 2018 году, земляная насыпь, определяющая границы свалки, старая силосная яма с твердыми бытовыми отходами. В данной местности скотомогильник не обнаружен. На месте проведения обследования какие-либо ограждения, ямы, остатки биологических отходов и другие признаки бесхозяйного скотомогильника не установлены. Установлено следующее: местоположение бесхозяйного скотомогильника не установлено и подлежит снятию с учета. Заключение: бесхозяйный скотомогильник ликвидирован и снят с учета.

В соответствии с актом № 1 о снятии с учета бесхозяйного скотомогильника от 01.06.2020, проведенного консультантом – главным государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Эхирит-Булагатскогму, Баяндаевскому, Качугскому, Жигаловскому, Боханскому, Осинскому и Усть-Удинскому районам службы ветеринарии Иркутской области Вахрамеевым И.Ф., в присутствии представителей администрации Светлолобовского сельского поселения Усть-Удинского района, проведено ветеринарно-санитарное обследование предположительного места расположения бесхозяйного скотомогильника в Иркутской области, Усть-Удинском районе, в 800 м. от с. Светлолобово, в северо-западном направлении от дороги Усть-Уда – Светлолобово, в восточном направлении в 1 км. от р. Ангара. Установлено, что в данном месте имеется поляна, заросшая травой, возле лесного массива. В данной местности скотомогильник не обнаружен. На месте проведения обследования какие-либо ограждения, ямы, остатки биологических отходов и другие признаки бесхозяйного скотомогильника не установлены. Установлено следующее: местоположение бесхозяйного скотомогильника не установлено и подлежит снятию с учета. Заключение: бесхозяйный скотомогильник ликвидирован и снят с учета

Из анализа вышеприведенных актов следует, что в нарушение требований пункта 2 Порядка, п. 3.6 распоряжения № 67-ср от 25.03.2020 второй и третий этапы мероприятий по ликвидации бесхозяйных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области не исполнены, а именно ветеринарно-санитарное обследование скотомогильников, лабораторные анализы проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву, оформление актов ветеринарно-санитарного обследования с решением о ликвидации главного государственного ветеринарного инспектора Иркутской области, оформление актов выполненных работ, оформление актов обследования ликвидированных скотомогильников не проводилось, информации в уполномоченные органы о снятии с ветеринарного учета ликвидированных скотомогильников не направлялась, что также подтверждается информацией Службы от 27.01.2023, согласно которой документы, подтверждающие соблюдение Порядка ликвидации скотомогильников, отсутствуют.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что службой ветеринарии Иркутской области, органом исполнительной власти субъекта, на который прямо возложена обязанность по проведению мероприятий, связанных с предупреждением болезней животных, защите населения от болезней, в данном случае мероприятий, направленных на ликвидацию бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, допущено бездействие, выразившееся в непроведении в установленном законом порядке ветеринарно-санитарное обследование, лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации (2 этап), ликвидация бесхозяйных скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области (3 этап). Оценка ветеринарно-санитарной безопасности бесхозяйных скотомогильников не проведена.

Доводы административного ответчика о том, что административному истцу надлежит доказать существование самого предмета спора, указать местоположение скотомогильников в Усть-Удинском районе, где необходимо провести мероприятия по их ликвидации, а также о том, что биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями опасных заболеваний (в том числе возбудителем сибирской язвы) в указанных в исковом заявлении населенных пунктах не захоранивались, в связи с чем данное обстоятельство дает основание считать местности Усть-Удинского района с обозначенными в Перечне скотомогильниками безопасными в эпизоотолого-эпидемиологическом отношении, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п. 3.1 Порядка перечень скотомогильников формируется и утверждается службой по результатам ветеринарно-санитарных обследований скотомогильников учреждениями ветеринарии. Соответственно, в перечень бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации, включены скотомогильники по результатам их ветеринарно-санитарных обследований. Кроме того, с 2012 г. данные скотомогильники включены в Перечень скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), расположенных на территории РФ (Сибирский федеральный округ), сформированный Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. Служба ветеринарии Иркутской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена обязанность проводить регулярные осмотры мест утилизации биологических отходов, организовывать мероприятия по обеспечению недопущения возможного распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе сибирской язвы. В связи с чем установление места расположения скотомогильников на территории Усть-Удинского района лежит как на уполномоченном органе на административном ответчике.

Следует также учесть, что согласно ответу службы ветеринарии Иркутской области от <дата обезличена>, акты проверок (обследований) скотомогильников, расположенных в Усть-Удинском районе Иркутской области, проведенных в 2008 году на территории: д. Аносова, акт от <дата обезличена>№ <обезличено>, с. Аталанка, акт от <дата обезличена>№ <обезличено>, с. Ключи, акт от <дата обезличена>№ <обезличено>, с. Подволочное, акт от <дата обезличена>№ <обезличено>, с. Светлолобово, акт от <дата обезличена>№ <обезличено> и от <дата обезличена>№ <обезличено>, с. Средняя Муя, акт от <дата обезличена>№ <обезличено>, с. Юголок, акт от <дата обезличена>№ <обезличено> и от <дата обезличена>№ <обезличено> в 2014 году при объединении и передаче документов ОГБУ «Боханская СББЖ» были утеряны. Акт приема-передачи также был утерян. Данное обстоятельство опровергает довод административного ответчика о том, что согласно имеющимся сведениям в службе ветеринарии Иркутской области биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями опасных заболеваний (в том числе возбудителем сибирской язвы) в указанных в исковом заявлении населенных пунктах не захоранивались, поскольку достоверно данная информация ничем не подтверждена, ветеринарно-санитарные карточки на вышеприведенные скотомогильники отсутствуют.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Допущенное бездействие службы ветеринарии Иркутской области нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации, является незаконным.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что перечень скотомогильников, в том числе расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области, подлежащих ликвидации, сформирован службой ветеринарии Иркутской области, соответственно обязанность достоверно установить их место расположения лежит на административном ответчике.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 1, 3 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

С целью устранения допущенного нарушения, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора о возложении на службу ветеринарии Иркутской области обязанности обязанность осуществить в предусмотренном законом порядке ликвидацию бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области, обеспечив проведение ветеринарно-санитарного обследования, лабораторного анализа проб почвы и (или) гуммированного остатка (при его наличии) на сибирскую язву; оформление акта ветеринарно-санитарного обследования, решения руководителя службы ветеринарии Иркутской области о проведении работ по ликвидации, заключение о ликвидации, направление информации о ликвидации бесхозяйных скотомогильников в уполномоченные органы.

Определяя срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, суд учитывает возможность для административного ответчика реализовать мероприятия по осуществлению в предусмотренном законом порядке ликвидации бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области, в связи с чем находит срок исполнения обязанности - до 01.07.2024, разумным и достаточным для проведения необходимых мероприятий, направленных на исполнение соответствующей обязанности (установление местонахождения скотомогильников и проведение мероприятий, связанных с их ликвидацией).

Разрешая исковые требования в части признания незаконным решение руководителя Службы ветеринарии Иркутской области Шевченко С.С. о ликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Сренемуйского МО в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя Усть-Удинского района, 800 метров в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя- Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища, согласно акту ветеринарно-санитарного обследования бесхозяйного скотомогильника от 11.09.2020, суд приходит к следующему.

Руководителем службы ветеринарии Иркутской области - главным государственным инспектором в области обращения с животными Шевченко С.С. 11.09.2020 принято решение о ликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Среднемуйского муниципального образования в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя, Усть-Удинского района, 800 метрах в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя-Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища.

Согласно акту ветеринарно-санитарного обследования бесхозяйного скотомогильника от 11.06.2020, консультантом – главным государственным ветеринарным инспектором отделом государственного ветеринарного надзора по Эхирит-Булагатскому, Баяндаевскому, Качугскому, Жигаловскому, Боханскому, Осинскому и Усть-Удинскому районам службы ветеринарии Иркутской области Вахрамеевым в присутствии ведущего инженера сектора ЖКХ и социальной политики Среднемуйского сельского поселения Усть-Удинского района Шипициной Н.А. водителя администрации поселения Крыкова А.В. 11.06.2020 проведено ветеринарно-санитарное обследование бесхозяйного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Среднемуйского муниципального образования, в 300 метрах западнее от окраины с. Средняя Муя, Усть-Удинского района, 800 метрах в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя – Ключи, 1500 метрах от залива «Муя» Братского водохранилища. При проведении обследования установлено, что скотомогильник расположен в лесном массиве. Представляет собой участок, размером 10*15 метров, ограждение практически отсутствует. На территории скотомогильника имеется небольшая яма размером 1*3 метра. Имеются остатки биологических отходов. Собственник скотомогильника не установлен. Заключение: бесхозяйный скотомогильник не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Рекомендуется ликвидация бесхозяйного скотомогильника.

В соответствии с результатами исследований по экспертизе № 07-06-483/29801 от 10.07.2020, полученным в диагностической ветеринарной лаборатории ОГБУ «Боханская станция по борьбе с болезнями животных», возбудитель сибирской язвы не обнаружен. Образец: почва.

Согласно акту от 11.09.2020 ветеринарно-санитарного обследования бесхозяйного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Среднемуйского муниципального образования, в 300 метрах западнее от окраины с. Средняя Муя, Усть-Удинского района, 800 метрах в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя – Ключи, 1500 метрах от залива «Муя» Братского водохранилища, участок представляет площадь, ориентировочно 150 кв.м., что подтверждается частичным ограждением, траншеей, географическими координатами. Ограждение в виде остатков деревянного забора, траншея: длина 3 м., ширина 1м., глубина 0,5 м. Уничтожение биологических отходов на скотомогильнике производилось посредством захоронения в земляную яму. В настоящее время скотомогильник заброшен и не используется населением.

Из акта ветеринарно-санитарного обследования вышеприведенного бесхозяйного скотомогильника от 30.09.2020 следует, что бесхозяйный не эксплуатируемый скотомогильник засыпан грунтом, деревянные ограждения демонтированы и по результатам проведенных ликвидационных работ скотомогильник ликвидирован и снят с ветеринарного учета.

Таким образом, на основании результатов исследований проб почвы, отобранных на месте расположения несибиреязвенного скотомогильника в Сренемуйском муниципальном образовании, руководителем службы ветеринарии Иркутской области Шевченко С.С. было принято решение о ликвидации данного скотомогильника.

Вместе с тем, согласно п. 4.4.1.4. Методических указаний "МУК 4.2.2413-08. 4.2. Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы. Методические указания", утвержденных Роспотребнадзором 29.07.2008, при отборе проб почвы следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по отбору проб почвы для бактериологического исследования на наличие возбудителей сибирской язвы и актиномицетов-антагонистов" (М., 1984). Пробы почвы с мест вероятного обсеменения спорами возбудителя (мест вынужденного убоя скота, стоянок и водопоя животных) берут на глубине до 15 см, на территории скотомогильников - на глубине до 2 м с помощью почвенных буров. При этом при заборе проб с большой территории обследуемую площадь разбивают на квадратные участки со стороной не более 4 м. В каждом квадрате намечают 5 точек по диагонали или 4 точки по краям и одну посередине, откуда производят отбор проб почвенным буром. Перед взятием почвы на территории скотомогильника верхний ее слой снимают на 2 - 3 см и пробы берут на глубине до 1,5 - 2,0 м через каждые 25 см не менее 200 г в пробе. Особое внимание обращают на костные и другие животные остатки, которые также отбираются для исследования. Пробы упаковываются в том же порядке. Каждую пробу весом около 100 - 200 г помещают в мешочек из плотной ткани с завязками или в лабораторную посуду (широкогорлый флакон, банку), закрытую такой же тканью. Нельзя помещать пробы почвы в полиэтиленовые мешочки или в плотно закрытую посуду, так как в этих условиях происходит бурное развитие актиномицетов, губительно действующих на возбудитель сибирской язвы. Вынутую из глубины и не использованную для проб почву с целью обеззараживания смешивают с сухой хлорной известью, содержащей 25% активного хлора, в соотношении 1 часть хлорной извести на 3 части почвы, слегка увлажняют и сбрасывают в шурф. Место отбора проб дезинфицируют раствором хлорной извести, содержащей 5% активного хлора, инструменты - огнем паяльной лампы.

Однако представленные в материалы дела акты и результат исследований не содержит сведений, позволяющих установить, были ли соблюдены требования к отбору проб почв (расстояние и глубина забора почвы, способ забора и т.д.), а также к требуемой упаковке отобранных проб. Так, результат исследования по экспертизе от 10.07.2020 содержит сведения о том, что в качестве пробы была отобрана почва, упаковкой для помещения пробы является пакет, однако согласно Методическим рекомендациям пробы помещаются в мешочек из плотной ткани с завязками или в лабораторную посуду (широкогорлый флакон, банку), закрытую такой же тканью. Из акта от 11.06.2020 усматривается, что на месте обследованного скотомогильника имелись остатки биологических отходов, однако сведений о том, что биологические остатки были отобраны в качестве пробы и исследованы, не имеется, тогда как в Методических рекомендациях особое внимание обращается на костные и другие животные остатки, которые также отбираются для исследования. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела не представлено.

Таким образом, учитывая, что в результатах исследований по экспертизе от 10.07.2020 ОГБУ "Боханская станция по борьбе с болезнями животных" имеется ссылка на требования МУК 4.2.2413-08, принимая во внимание, что образцы остатков биологических отходов, обнаруженные на месте обследования, не отбирались и не исследовались, что не исключает зараженность таких остатков возбудителями различных инфекций, включая сибирскую язву. Лабораторное подтверждение отсутствия сибиреязвенного микроба только в почве не может достоверно свидетельствовать о безопасности подобного захоронения, так как отбор проб почвы не может гарантировать, что в пробы попали все возможные области локализации спор, поскольку не имеется сведений о месте, глубине и способе отбора почвы, как предусмотрено МУК 4.2.2413-08.

На момент принятия оспариваемого решения действовал Порядок ликвидации бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Иркутской области, утвержденный приказом службы ветеринарии Иркутской области от 28.03.2016 N 14-спр, который устанавливал последовательность проводимых на территории Иркутской области мероприятий по ликвидации бесхозяйных скотомогильников, включающую в себя 3 этапа: первый этап - формирование перечня бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории области (далее - перечень); второй этап - ветеринарно-санитарное обследование, лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву бесхозяйных скотомогильников, подлежащих ликвидации; третий этап - ликвидация бесхозяйных скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, расположенных на территории области.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что решение о ликвидации вышеуказанного скотомогильника было принято без соблюдения требований к проведению второго этапа ликвидации бесхозяйного скотомогильника, а именно без надлежащей лабораторной диагностики согласно МУК 4.2.2413-08, что нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

С целью устранения допущенного нарушения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на службу ветеринарии Иркутской области обязанности провести ветеринарно-санитарное обследование бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Сренемуйского МО в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя Усть-Удинского района, 800 метров в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя-Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища, обеспечив лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву в срок до 01.07.2024.

Срок, в течение которого необходимо устранить допущенное нарушение, суд, с учетом существа разрешенных требований, находит достаточным и соответствующим принципам разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие службы ветеринарии Иркутской области, ИНН 3808172599, ОГРН 1083808001507, по неликвидации бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

Обязать службу ветеринарии Иркутской области в срок до 01.07.2024 осуществить в предусмотренном законом порядке ликвидацию бесхозяйных несибиреязвенных скотомогильников, расположенных в д. Ключи, с. Светлолобово, с. Юголок, с. Аносово, с. Подволочное, с. Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области, обеспечив проведение ветеринарно-санитарного обследования, лабораторного анализа проб почвы и (или) гуммированного остатка (при его наличии) на сибирскую язву; оформление акта ветеринарно-санитарного обследования, решения руководителя службы ветеринарии Иркутской области о проведении работ по ликвидации, заключение о ликвидации, направление информации о ликвидации бесхозяйных скотомогильников в уполномоченные органы.

Признать незаконным решение руководителя службы ветеринарии Иркутской области Шевченко С.С. о ликвидации бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, на территории Сренемуйского МО в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя Усть-Удинского района, 800 метров в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя- Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища, согласно акту ветеринарно-санитарного обследования бесхозяйного скотомогильника от 11.09.2020.

Обязать службу ветеринарии Иркутской области провести ветеринарно-санитарное обследование бесхозяйного несибиреязвенного скотомогильника, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть- Удинский район, на территории Сренемуйского МО в 3000 метров западнее от окраины с. Средняя Муя Усть-Удинского района, 800 метров в западном направлении от дороги местного значения Средняя Муя-Ключи, 1500 метров от залива «Муя» Братского водохранилища, обеспечив лабораторный анализ проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву в срок до 01.07.2024.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционных жалобы, представления через Усть-Удинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Максименко

Мотивированный текст решения составлен 20.10.2023