ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1070/20 от 28.04.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Копия

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

28 апреля 2020 года Центральный районный суд <адрес> в составе

судьи: Германовой С.В.,

при секретаре: ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1070/2020 по административному иску ФИО2 к Администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.

В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 2619 кв.м. из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположен нестационарный объект. С целью возведения на земельном участке объекта капитального строительства ФИО2 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложив необходимые документы. Однако уведомлением от 26.11.2019г. в выдаче такого разрешения ФИО2 было отказано. Административный, истец считает, решение об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным поскольку оно противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ и нарушает его права и законные интересы.

На основании изложенного просит признать незаконным отказ администрации <адрес> в выдаче ФИО2 разрешения на строительство объекта придорожного сервиса на земельном участке по адресу: <адрес>, т. Тольятти, <адрес>, кадастровый , выраженный в уведомлении заместителя главы <адрес> от 26.11.2019г., а также возложить на администрацию <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о выдаче разрешения на строительство объекта придорожного сервиса на земельном участке по адресу: <адрес>, г.: Тольятти, <адрес>, кадастровый .

До начала судебного заседания от представителя истца поступило заявление об уточнении исковых требований согласно которого просит признать незаконным отказ администрации <адрес> в выдаче ФИО2 разрешения на строительство объекта придорожного сервиса на земельном участке по адресу: <адрес>, т. Тольятти, <адрес>, кадастровый , выраженный в уведомлении заместителя главы <адрес> от 26.11.2019г.. Просит дело рассмотреть в его отсутствие, на уточненных требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям указанным в отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, причину не явки не сообщил.

Проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу п.1 ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование.

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 2619 кв.м из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

На данном земельном участке расположен нестационарный объект. С целью возведения на земельном участке объекта капитального строительства ФИО2 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложив необходимые документы. Однако уведомлением от 26.11.2019г. в выдаче такого разрешения ФИО2 было отказано.

В качестве причин отказа в выдаче разрешения на строительство в уведомлении указано, что отсутствует в составе раздела 1 проектной документации «Пояснительная записка» технических условий на подключение объекта придорожного сервиса к сетям электроснабжения, водоснабжения, канализации, предусмотренных подпунктом «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008г. , в связи, с тем, что срок действия представленных технических условий от ДД.ММ.ГГГГ и от 12.02.2016г. №ЭС 14-02-16истек.

Между тем согласно ст. 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация: о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, полученная органами местного самоуправления от организаций, осуществляющих эксплуатацию соответствующих сетей.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГрК РФ срок действия предоставленных технических условий устанавливается организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условия, прекращается в случае, если в течение одного года с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).

Таким образом, срок действия технических условий имеет знание до момента подключения объекта, недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно сведениям, содержащимся в п. 9 Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером срок действия технических условий истекает в феврале 2019 года. Между тем на момент обращения административного истца за разрешением на строительство фактическое присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения состоялось, что подтверждается следующим документам:

актом о выполнении технических условий от 04.10.2016г., выданным ЗАО «Энергетика и связь строительства»,

актом -В о подключении объекта к централизованной системе холодного водоснабжения от 13.12.2016г., выданным ОАО «ТЕВИС»,

актом -К о подключений объекта к централизованной системе водоотведения от 13.12.2016г., выданным ОАО «ТЕВИС».

При таких обстоятельствах срок действия представленных технических условий не истек, а прекратился в связи с фактическим подключением объекта к сетям.

Кроме того, в соответствии со ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В пункте 2 Правил установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункта 1 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта, капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения), органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условии подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Таким образом, предоставление технических условий на подключения к сетям энергоснабжения, водоснабжения и канализации осуществляется только в отношении и ранее не подключенных объектов недвижимости.

Поскольку расположенное на земельном участке строение присоединено к сетям энергоснабжания, водоснабжения, и канализации, следовательно, повторная выдача технических условий не производится.

Кроме того истцу отказано в выдаче разрешения в связи с не несоответствием представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с размещением планируемого к строительству объекта за границами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений и несоответствием его проекту планировки планировочного района «Треугольник» <адрес>, утвержденному постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ/п.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

К таким муниципальным актам относятся, документация по планировке территории, которая готовится в целях обеспечения развития определенных местностей.

Согласно ч. 5 ст. 41 ГрК РФ к документации по планировке территории относятся проект планировки территории и проекта межевания территории.

Согласно ч. 1 ст. 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 43 ГрК РФ подготовку проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения: положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (часть 3 статьи 42 ГрК РФ).

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

В силу ч. 6 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, который осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

С учетом вышеперечисленных норм градостроительного законодательства, проект планировки территории и проект межевания территории не должны противоречить документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, генеральному плану.

Как видно из материалов дела 21.04.2008г. /п постановлением мэрии г.о. Тольятти был утвержден Проект планировки планировочного района «Треугольник» <адрес>.

В своем составе данный проект проекта межевании территории «Треугольник» не содержит. Как отдельный документ проект межевания указанной территории на обсуждение и утверждение представительного органа г.о. Тольятти также представлен не был.

Между тем утвержденным проектом планировки территории установлены линии отступа от красных линий (линии застройки), несмотря на то, что такие линии могут быть установлены лишь в проекте межевания территории, которого нет.

Таким образом, Администрация <адрес> утвердив проект планировки территории, состав и содержание которого не соответствует Градостроительному кодексу РФ, так как не содержит проекта межевания, вышла за пределы своей компетенции и изменила установленную законодательством процедуру установления линий застройки, что является недопустимым.

Кроме того, согласно п. 9. ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент, соответствие проектной документации которому подтверждает разрешение на строительство - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются в Правилах землепользования и застройки.

Согласно утвержденного Проекта планировки территории «Треугольник», на который при отказе ссылается Администрация, земельный участок истца расположен в территориальной зоне Ц-7 «Полифункциональная зона общественно-производственного назначения» и имеет основные виды разрешенного использования: объекты торговли, общественное питание, магазины.

Однако решением Думы <адрес> от 24.12.2008г. N 1059 были утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территориальная зона Ц-7 имеет иные виды, разрешенного использования земельных участков, среди которых указаны «Объекты придорожного сервиса».

Указанный вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка также указан в правоудостоверяющем документе - выписки и ЕГРН.

Таким образом, учитывая, что ФИО2 обратился в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство капитального объекта на принадлежащем ему земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, отказ Администрации <адрес> в предоставлении соответствующей муниципальной услуги является незаконным.

Таким образом, довод о несоответствии представленных истцом для выдачи разращения на строительство документов требованиям градостроительного плана земельного участка необоснован, при этом сама по себе ссылка в градостроительном плане на проект планировки территории не подлежащий применению по вышеуказанным мотивам правового значения не имеет.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что оспариваемые ненормативные правовые акты противоречат закону, нарушают права заявителя и являются незаконными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 197-198 ГПК РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации <адрес> в выдаче ФИО2 разрешения на строительство объекта придорожного сервиса на земельном участке по адресу: <адрес>, т. Тольятти, <адрес>, кадастровый , выраженный в уведомлении заместителя главы <адрес> от 26.11.2019г..

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/ С.В. Германова

Копия верна. Судья:

Подлинный документ подшит в деле а-1070/2020

(63RS0-34) и находится в производстве

Центрального районного суда <адрес>

секретарь с/з_________________/ФИО5