Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2021 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой Г.В.,
при помощнике судьи Шимбатровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воскресенску Московской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Воскресенску Московской области обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнения, к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2017 год в размере 962,42 рублей, пени в размере 393,30 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4 906,45 рублей, пени в размере 1886,60 рублей, транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 4 522,00 рублей, пени в размере 57,54 рублей, за 2016 год в размере 498,67 рублей, на общую сумму в размере 13 226,98 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, имеет статус адвоката с 16.10.2017 года и является плательщиком страховых взносов. Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составила 4906,45 рублей, сумма начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год составила 962 руб.42 коп. Поскольку налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налога в установленный законом срок, ему на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени. На дату направления требования сумма пени составила 2279,90 рублей, из них: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1886,60 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 393,30 рублей.
Налоговым органом в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления от 11 сентября 2018 года № 52067109, от 21 сентября 2017 года № 64860633, от 23 августа 2019 года № 730095084, в которых указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также сроки уплаты налога. Налоговым органом были направлены требования от 18 июля 2019 года № 33614, от 13.02.2020 года № 3101, о чем свидетельствуют списки почтовой корреспонденции. В установленный законодательством срок сумма задолженности по указанным требованиям не уплачена.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Воскресенску Московской области ФИО2 в судебном заседании просила удовлетворить административные исковые требования, задолженность не погашена, просила восстановить срок обращения в суд с иском.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела. В судебном заседании 24 мая 2021 года административный ответчик не согласился с восстановлением срока, налоговых уведомлений и требований не получал, страховые взносы уплачены, но не сохранились платежи, автомобили сняты с учета, кроме Лада 211140, автомобиль АУДИ А4 продан в 2015 году, автомашина не находилась во владении ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1); неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом (пункт 6).
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящим кодексом. При этом, объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ).
Налоговая ставка установлена в статье 361 Налогового кодекса РФ, а порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу - в статье 362 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ предписано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 ноября 2016 года N 2513-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.
Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Так, анализ положений статьи 419 НК РФ позволяет заключить, что законодатель выделяет две категории страхователей: лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), и лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).
Таким образом, адвокаты в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой приравниваются к индивидуальным предпринимателям, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и соответственно относятся к одной категории страхователей, указанной в пп. 2 п. 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ.
В силу ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в ч.1 п.2 ст. 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса): 1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг; 2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений; 3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Расчетным периодом по уплате страховых взносов признается календарный год (ст. 423 НК РФ).
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен ст. 430 НК РФ.
В соответствии с п.3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В силу п. 6 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно п.7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области в качестве адвоката с 16.10.2017 года, в связи с чем, в соответствии со ст. 419 НК РФ в указанный период являлся плательщиком страховых взносов.
Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составила 4906,45 рублей, пени в размере 1886,60 рублей; сумма начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год составила 962,42 рублей, пени в размере 393,30 / л.д.10-12,26/.
Административному ответчику ФИО1 в налоговые периоды принадлежали на праве собственности транспортные средства: <данные изъяты>, г.р.з. №<данные изъяты> г.р.з. №л.д.74-77/.
Административному ответчику ФИО1 административным истцом были направлены налоговое уведомление от 21 сентября № 64860633 /л.д.16/, от 11.09.2018 года № 52067109 /л.д.18/, от 23 августа 2019 года № 73095084 /л.д.27/, требование по состоянию на 18 июля 2019 года /л.д.20/, требование по состоянию на 13 февраля 2020 года № 3101 /л.д.29/, что подтверждено списками почтовых отправлений.
Суммы взыскиваемых пеней подтверждаются расчетом сумм пени, расшифровкой задолженности налогоплательщика, калькулятором страховых взносов, / л.д.10-12,26,31-33/, подробным расчетом сумм пени /л.д.61/.
Таким образом, налоговый орган в установленном ст. 52 НК РФ порядке исполнил обязанность по направлению налогового уведомления физическому лицу. Согласно данной норме в случае, если уведомление направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Мировым судьей 31 июля 2020 года вынесен судебный приказ по заявлению ИФНС по г. Воскресенску Московской области о взыскании задолженности по налогу и пени с ФИО1, который определением от 10 августа 2020 года отменен, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения /л.д.15/.
Настоящее административное исковое заявление было подано в Воскресенский городской суд Московской области 24 февраля 2021 года /л.д.3/.
Согласно с.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичные требования содержатся в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, часть 3 ст. 48 НК РФ позволяет при наличии уважительных причин восстановить указанный срок. Право оценки обстоятельств пропуска срока и соотнесения их к уважительным причинам принадлежит суду.
В поданном суду ходатайстве о восстановлении пропущенного срока /л.д.13-14/ административный истец просит признать причины пропуска процессуального срока на обращение в суд уважительными по причине сильной загруженности сотрудников инспекции и восстановить указанный срок, поскольку в случае не установления исполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога будут нарушены интересы Московской области в части пополнения доходной части как областного бюджета. Просит признать причины пропуска процессуального срока на обращение в суд о взыскании задолженности уважительными и восстановить указанный срок.
Суд, принимая во внимание, что ФИО1 обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу и страховым взносам в установленный законом срок не исполнена и данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, учитывая, что определением мирового судьи судебного участка № 22 Воскресенского судебного района Московской области от 10 августа 2020 года отменен судебный приказ от 31 июля 2020 года, суд полагает, что налоговая инспекция, обратившись с административным иском в Воскресенский городской суд Московской области 24 февраля 2021 года пропустила срок по уважительной причине, учитывая незначительный пропуск срока, в связи с чем, приходит к выводу об его восстановлении по ходатайству представителя административного истца.
Доводы административного ответчика, изложенные в судебном заседании о несогласии с восстановлением срока, налоговых уведомлений и требований не получал, страховые взносы уплачены, но не сохранились платежи, автомобили сняты с учета, кроме Лада 211140, автомобиль АУДИ А4 продан в 2015 году, автомашина не находилась во владении ответчика, суд признает несостоятельными, учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства, что право оценки обстоятельств пропуска срока и соотнесения их к уважительным причинам принадлежит суду, налоговым органом в установленном ст. 52 НК РФ порядке исполнена обязанность по направлению налогового уведомления физическому лицу, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.
Доказательств исполнения налоговой обязанности административным ответчиком в судебном заседании, не представлено.
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания налога и пеней ИФНС по г. Воскресенску исполнена, правильность расчета налога и пени подтверждена, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями, а административным ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения налоговой обязанности за 2016 - 2018 года, при таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.111 п.1 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ к уплате по делу подлежит государственная пошлина в сумме 529,08 рублей, которую, исходя из положений ст.111 КАС РФ, суд находит необходимым взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа Воскресенск Московской области.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воскресенску Московской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, транспортному налогу - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Воскресенску Московской области недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2017 год в размере 962,42 рублей, пени в размере 393,30 рублей, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4 906,45 рублей, пени в размере 1886,60 рублей, транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 4 522,00 рублей, пени в размере 57,54 рублей, за 2016 год в размере 498,67 рублей, на общую сумму в размере 13 226,98 рублей /тринадцать тысяч двести двадцать шесть рублей девяносто восемь коп./
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа Воскресенск Московской области государственную пошлину в размере 529,08 рублей /пятьсот двадцать девять рублей восемь коп./.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено 04 июня 2021 года.
Судья Соболева Г.В.