ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10726/20 от 22.01.2021 Одинцовского городского суда (Московская область)

№ 2а-715/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Одинцово 22 января 2021 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Селина Е.А.,

при секретаре Шаварновском Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Майор Ларисы Алексеевны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Майор Л.А. обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС, сАДРЕС на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ей и ФИО6

Постановлением главы с/п Никольское Одинцовского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на ее имя выдано разрешение на разработку проектирования строительства жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. ДД.ММ.ГГГГФИО3 с/п ..... на ее имя выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке, а также утвержден градостроительный план. Поскольку разрешение на строительство было выдано сроком на ..... лет и истекало в ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в администрацию поселения ..... с просьбой продлить срок действия разрешения на строительство. В ответ на свое обращение она получила устное разъяснение о том, что процедура продления срока действия ранее выданного разрешения на строительство не предусмотрена, с ДД.ММ.ГГГГ года действует не разрешительный, а уведомительный порядок строительства объектов ИЖС, и в случае окончания строительства жилого дома ей надлежит напрямую обращаться в Росреестр. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно уведомления Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, государственный кадастровый учет и регистрация объекта ИЖС были приостановлены в связи с наличием недочетов в представленном техническом плане, а также в связи с отсутствием уведомления об окончании строительства. ДД.ММ.ГГГГ она направила в ФИО3 городского округа АДРЕС уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, однако, ДД.ММ.ГГГГ в приеме ее уведомления было отказано со ссылкой на отсутствие сведений об уплате государственной пошлины и размещение технического плана в форме электронного документа, не подписанного УКЭП. ДД.ММ.ГГГГ она повторно направила в ФИО3 городского округа АДРЕС уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, приложив квитанцию об уплате госпошлины и технический план в форме документа, подписанного УКЭП. Однако в ответ на свое обращение она получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме уведомления со ссылкой на истечение срока действия разрешения на строительство.

Майор Л.А. считает уведомление Администрации Одинцовского городского округа Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме уведомления об окончании строительства объекта ИЖС незаконным, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство объектов ИЖС не требуется. В случае, если до указанной даты разрешение на строительство было получено, то направление уведомления о планируемом строительстве также не требуется. Основанием для составления технического плана в отношении построенного объекта ИЖС является ранее выданное разрешение на строительство. При этом в законе не указано, что на момент составления технического плана или подачи уведомления об окончании строительства разрешение на строительство должно быть действующим. Единственное предъявляемое законом требование к такому разрешению - момент его выдачи до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку разрешение на строительство жилого дома было получено ДД.ММ.ГГГГ, и на момент вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018г. N340-ФЗ данное разрешение на строительство было действующим, в соответствии с полученным разрешением она произвела строительство жилого дома, и на основании этого разрешения кадастровый инженер подготовил технический план ИЖС. Таким образом, у административного ответчика не было правовых оснований отказывать в принятии уведомления об окончании строительства объекта ИЖС.

Положения ст.55 ГрК РФ устанавливают обязанность исполнительного органа, выдавшего разрешение на строительство, рассмотреть и проверить уведомление об окончании строительства объекта ИЖС, по результатам чего принять одно из двух возможных решений: о соответствии объекта ИЖС требованиям градостроительного законодательства или о несоответствии объекта ИЖС этим требованиям. Возможности отказа в принятии и рассмотрении поданного уведомления об окончании строительства объекта ИЖС ст.55 ГрК РФ не предусматривает. Согласно действующего порядка подача уведомления об окончании строительства объекта ИЖС возможна, в том числе, в электронном виде, через портал государственных услуг РФ в сети Интернет, при этом на странице портала госуслуг, посвященной услуге «Уведомление об окончании строительства объекта ИЖС или садового дома» в разделе описание услуги приведен перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, который является исчерпывающим.

Все сведения, установленные ч.1 ст.51.1 ГрК РФ, были указаны при подаче уведомления ДД.ММ.ГГГГ. Предусмотренные п.п.1-2 ч.3 ст.51.1 ГрК РФ документы, также были представлены Майор Л.А. Таким образом, поданное Майор Л.А. ДД.ММ.ГГГГ уведомление в полной мере отвечало требованиям закона, были указаны все необходимые сведения и предоставлены все необходимые документы для того, чтобы поданное уведомление было рассмотрено по существу. Ни одно основание из исчерпывающего перечня оснований для возврата уведомления без рассмотрения, перечисленных на портале госуслуг, к поданному Майор Л.А. уведомлению не применимо, в связи с чем, у Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС не было законных оснований для отказа в приеме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в оспариваемом уведомлении указана дата разрешения на строительство ДД.ММ.ГГГГ, которая не соответствует дате разрешения на строительство, представленного Майор Л.А. По мнению Майор Л.А., отказывая в приеме уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик неполно и неправильно исследовал приложенные к уведомлению документы, а потому пришел к неверному и незаконному решению об отказе в приеме уведомления о завершении строительства объекта ИЖС.

По изложенным основаниям Майор Л.А. просит признать уведомление Администрации Одинцовского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области рассмотреть по существу уведомление Майор Ларисы Алексеевны об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель Майор Л.А. (л.д.82) и заинтересованное лицо Майор И.В. требования Майор Л.А. поддержали, ссылаясь на письменные объяснения, указали, что ссылки Администрации на ч.1 ст.51.1 ГрК РФ, касающуюся порядка подачи уведомления о планируемом строительстве, к данному делу не применимы, поскольку Майор Л.А. подавала уведомление об окончании строительства, а не о планируемом строительстве; отсутствие уведомления о планируемом строительстве не было основанием для оспариваемого в настоящее время отказа в приеме соответствующего заявления Майор Л.A.; отсутствие уведомления о планируемом строительстве не приведено ни в одном нормативном акте в качестве основания для возможности отказа в приеме уведомления о завершении строительства. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, если разрешение получено до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разрешение на строительство было получено до ДД.ММ.ГГГГ, направление уведомления о планируемом строительстве не требуется, поскольку основанием для составления технического плана в отношении построенного объекта ИЖС является ранее выданное разрешение на строительство. Отказывая в приеме уведомления об окончании строительства со ссылкой на истечение срока действия разрешения на строительство, Администрация по сути перешла к исследованию и оценке предоставленных документов до принятия уведомления, что недопустимо и не может влечь отказ в их принятии. Администрации надлежало принять уведомление о завершении строительства, а затем изучать уведомление и приложенные к нему документы и принимать решение о соответствии или не соответствии построек требованиям законодательства. Довод Администрации об истечении срока действия разрешения на строительство не состоятелен, поскольку строительство завершено и было выполнено на основании ранее полученного разрешения на строительство.

Представитель Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие. Административный ответчик представил письменные пояснения по иску (л.д.95-96), указывая, что 01.11.2019г. срок действия разрешения на строительство, выданный Майор Л.А. истек. На обращение в администрацию с.АДРЕС Одинцовского муниципального района АДРЕС о продлении разрешения на строительство Майор Л.А. было дано разъяснение о том, что процедура продления срока действия ранее выданного разрешения на строительство не предусмотрена. Администрация отказала в уведомлении об окончании строительства в связи с непредставлением требуемого пакета документов. За услугой продления срока действия разрешения на строительство Майор Л.А. не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ. Майор Л.А. было направлено уведомление об окончании строительства объекта ИЖС, на которое администрацией подготовлен отказ в связи с истечением срока действия разрешения на строительство. По мнению административного ответчика истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав и законных интересов.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя Майор Л.А., заинтересованное лицо, приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Майор Л.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС4, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ей и ФИО6 (л.д. 56-61).

Постановлением главы с/п Никольское Одинцовского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на ее имя выдано разрешение на разработку проектирования строительства жилого дома на принадлежащем ей земельном участке (л.д.63).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией с/п ..... Одинцовского муниципального района АДРЕС на имя ФИО8 JI.A. выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке, а также утвержден градостроительный план (л.д.65-68). Согласно уведомления Управления Росреестра по АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ, государственный кадастровый учет и регистрация объекта ИЖС по обращению Майор Л.А. были приостановлены в связи с наличием недочетов в представленном техническом плане, а также в связи с отсутствием уведомления об окончании строительства (л.д.17-19, 22-40).

ДД.ММ.ГГГГ Майор Л.А. направила в Администрацию Одинцовского городского округа АДРЕС уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в приеме ее уведомления было отказано со ссылкой на отсутствие сведений об уплате государственной пошлины и размещение технического плана в форме электронного документа, не подписанного УКЭП (л.д.14-16).

ДД.ММ.ГГГГ она повторно направила в Администрацию Одинцовского городского округа АДРЕС уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, приложена квитанция об уплате госпошлины и технический план в форме документа, подписанного УКЭП.

ДД.ММ.ГГГГ Майор Л.А. было выдано уведомление об отказе в приеме направленного ей уведомления со ссылкой на истечение срока действия разрешения на строительство (л.д.12-13).

С ДД.ММ.ГГГГ утратили силу части 9-9.2 ст.51 ГрК РФ, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта ИЖС.

Согласно п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.

В соответствии с ч.17 ст.51 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч.17 ст.51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Согласно ч.4 ст.16 Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч.11 ст.24 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с ч.16 ст.55 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18-21 ст.55 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.19 ст.55 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный п.3 ч.8 ст.51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в п.4 ч.10 ст.51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

направляет застройщику способом, указанным в уведомлении :об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Согласно ч.20 ст.55 ГрК РФ, уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

Таким образом, положения ст.55 ГрК РФ устанавливают обязанность исполнительного органа, выдавшего разрешение на строительство, рассмотреть и проверить уведомление об окончании строительства объекта ИЖС, по результатам чего принять одно из двух возможных решений: о соответствии объекта ИЖС требованиям градостроительного законодательства или о не соответствии объекта ИЖС требованиям градостроительного законодательства. Возможности отказа в принятии и рассмотрении поданного уведомления об окончании строительства объекта ИЖС ст.55 ГрК РФ не предусматривает.

Как следует из материалов дела, все сведения, установленные ч.1 ст.51.1 ГрК РФ, были указаны Майор Л.А. при подаче уведомления ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные п.п.1-2 ч.3 ст.51.1 ГрК РФ документы также были ей представлены. Таким образом, поданное Майор Л.А. ДД.ММ.ГГГГ уведомление отвечало требованиям закона и подлежало рассмотрению по существу, у ФИО3 городского округа АДРЕС не было законных оснований для отказа в приеме уведомления Майор Л.A. от ДД.ММ.ГГГГ.

Истечение срока действия разрешения на строительство в качестве основания для отказа в приеме уведомления об окончании строительства объекта ИЖС законом не предусмотрено, в связи с чем, оспариваемое уведомление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии уведомления Майор Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ незаконно.

Таким образом, требования Майор Л.А. суд находит подлежащими удовлетворению.

Ссылка административного ответчика на ч.1 ст.51.1 ГрК РФ, касающуюся порядка подачи уведомления о планируемом строительстве, в данном случае не применима, поскольку ФИО2 подала уведомление об окончании строительства, а не о планируемом строительстве и отсутствие уведомления о планируемом строительстве не было основанием для оспариваемого отказа в приеме соответствующего заявления ФИО2A. Кроме того, отсутствие уведомления о планируемом строительстве не предусмотрено законодателем в качестве основания для возможности отказа в приеме уведомления о завершении строительства.

Также суд учитывает, что, согласно ч.3 ст.16 ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018г., в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со ст.51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со ст.51.1 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Майор Ларисы Алексеевны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области об оспаривании решения – удовлетворить.

Признать незаконным Уведомление Администрации Одинцовского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в приеме уведомления Майор Л.А. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленного ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области рассмотреть по существу уведомление Майор Л.А. об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленное ДД.ММ.ГГГГ

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2021г.

Судья Е.А. Селин