Дело № 2а-1072/2021
55RS0026-01-2021-001227-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Набока А.М., при помощнике судьи Сахаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 29 июля 2021 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области к Барсегян В.И. о взыскании задолженности по уплате налогов, пени,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Барсегян В.И. о взыскании задолженности по уплате налогов, пени. В обоснование заявленных требований истец указал, что Барсегян В.И. является плательщиком земельного налога в границах сельских поселений, налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений, данные о исчисления налога представлены регистрирующими органами в электронном виде, и ответчик является собственником земельного и имущественного объектов налогообложения – земельного участка с кадастровым номером №95, расположенный <адрес>, в <адрес>, а также по указанному адресу расположен склад. Налог не уплачен за 2017, 2018 годы в общей сумме вместе с исчисленными пени - 4 015,83 руб. Указанную сумму административный истец просил взыскать.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании от 17.06.2021 г принимала участие действующая на основании доверенности представитель ИФНС № 4 Мартынова Е.В., которая исковые требования поддержала, пояснила, что все расчеты отражены в электронных журналах расчета с бюджетом, в которых учтены суммы, уплаченный Барсегян В.И. по ранее выданным судебным приказам, по иным периодам, произведенные в службу судебных приставов.
Заинтересованное лицо УФССП - Омский РОСП участия в судебном заседании не принимали, в ответе на запрос представители суммы, удержанные с Барсегян В.И. по возбужденным на основании заявлений ИФНС № 4 исполнительным производствам.
Административный ответчик Барсегян В.И. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщила.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Изучив материалы административного дела, материалы дела № 2а-1086/23/2018, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 394 НК Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный налоговый период, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. В Омской области – 0,3 процента.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 3 ст. 396 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 397 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ)
Согласно статье 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, пунктом 1 которой (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) было закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество; 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 НК Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, согласно которого налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно закона Омской области от 24.09.2015 N 1788-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и внесении изменений в Закон Омской области "О налоге на имущество организаций" (принят Постановлением ЗС Омской области от 24.09.2015 N 286) установлена в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации единая дата начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (на дату рассматриваемых правоотношений, то есть 2017 и 2018 годы) налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно ст. 408 НК РФ, Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
Исходя из положений п. 8 ст. 408 НК РФ понижающий коэффициент на 2017 год составляет 0,4. Исходя из положений п. 8 ст. 408 НК РФ понижающий коэффициент на 2018 год составляет 0,6.
Согласно сведениям, предоставленным административным истцом и полученным по запросам суда, в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 год на имя Барсегян В.И. зарегистрированы следующие права и обременения (л.д.41)
Общая долевая собственность на здание (склад) с кадастровым номером №, расположенное по адресу <адрес> размер доли: 2/3;
Общая долевая собственность на здание (склад) с кадастровым номером №, расположенное по адресу <адрес> размер доли: 1/3.
В соответствии с п.4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Заявление о взыскании задолженности (налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества физического лица в общем случае подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии - если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение 1 месяца со дня получения налогового уведомления.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлено налоговое уведомление 63676060 от 21.08.2018 г. за 2017 год на оплату налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений на сумму 613,00 руб., земельного налога в границах сельских поселений на сумму 1 335,00 руб. на общую сумму в размере 1948,00 руб по сроку оплаты 03.12.2018. (л.д.20)
В срок, установленный налоговым законодательством, Барсегян В.И. сумму налога не оплатила.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлено налоговое уведомление 31366933 от 04.07.2019 г. за 2018 год на оплату налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений на сумму 674,00 руб., земельного налога в границах сельских поселений на сумму 1 335,00 руб. на общую сумму в размере 2 009,00 руб по сроку оплаты 02.12.2018.
В срок, установленный налоговым законодательством, Барсегян В.И. сумму налога не оплатила.
Налоговым органом в адрес должника заказным письмом было направлено требование об уплате налогов № 17547 по состоянию на 04.02.2019 об уплате земельного налога, налог на имущество, пени в границах сельских поселений за 2017 год на общую сумму 1978,99 руб., о чем свидетельствует реестр отправки требования, список отправлений № 280, от 22.02.2019 года, л.д. 25
Данное требование в добровольном порядке исполнено не было.
Налоговым органом в адрес должника заказным письмом было направлено требование об уплате налогов № 22131 по состоянию на 07.02.2020 об уплате земельного налога, налог на имущество, пени в границах сельских поселений за 2018 год на общую сумму 2036,84 руб., о чем свидетельствует реестр отправки требования, список отправлений № 339, от 12.02.2020 года, л.д. 28
Данные требования в добровольном порядке исполнены не были.
Таким образом, возникла задолженность, превышающая три тысячи рублей, с даты самого раннего требования - 04.02.2019 года трехлетний срок на дату подачи заявления о взыскании недоимки не истек – 15.09.2020 года ИФНС № 4 обратилась к мировому судье судебного участка № 22 в Омском судебном районе Омской области, о взыскании задолженности по налогам за 2017, 2018 годы.
22.09.2020 мировым судьей судебного участка №22 в Омском судебном районе Омской области был вынесен судебный приказ о взыскании с должника Барсегн В.И. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Омской области задолженности земельному налогу 2670,00 руб., пени 9,74 руб., налогу на имущество физических лиц, 1287,00 руб, пени 19,09 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №22 в Омском судебном районе Омской области от 20.10.2020 судебный приказ отменен по заявлению должника, с указанием на то, что задолженность по налогам погашена.
По состоянию на дату составления административного искового заявления по данным лицевого счета за налогоплательщиком числится вышеуказанная задолженность.
До настоящего времени недоимка административным ответчиком не оплачена, что подтверждается данными налогового обязательства. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
По запросу суда поступила информация, что ранее административный истец обращался с аналогичными заявлениями к мировому судье судебного участка №22 в Омском судебном районе Омской области за взысканием недоимки по указанным налогам за 2015, 2016 годы, которые были взысканы принудительно Омским РОСП, что отражено в электронном журнале.
Таким образом, ссылка административного ответчика, что налоги за 2017, 2018 год оплачена, не нашла своего подтверждения.
С учетом изложенного, исковые требования административного истца о взыскании задолженности по налогам подлежат удовлетворению.
Что касается размером задолженности, то расчет налога на имущество произведен неверно. Так, поскольку применена кадастровая стоимость, которая составил 330 380 руб., 9л.д. налоговая ставка -0,5%, то сумма налога составит 330380*0,5% =1651,90 руб. При этом, применен понижающий коэффициент, который составляет 0,4.1651,9*0,4 =660,76 руб. Учитывая, что Барсегян В.И. владеет 2/3 доли, то указанная сумма 660,76 руб. - 2/3, 440,50 руб. Сумма, исчисленная истцом, суду не обоснована. Ссылка на ст. 408, содержащаяся в требования, не указывает на конкретные числа, подлежащие использованию при исчислении налога.
В следующем налоговом периоде понижающий коэффициент равен 0,6, и сумма задолженности ко взысканию по налогу на имущество, составит 330380*0,5%*0,6=660,76 руб.
Соответственно, пропорциональному снижению подлежат и пени
Налог на землю исчислен правильно, с учетом неприменения налогового вычета в предыдущие периоды.
Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
Согласно ст. 75 НК РФ Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку снижена сумма задолженности налогу на имущество, соответственно, пропорциональному снижению подлежат и пени, которые исчислены в следующем размере - Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 в размере 21, 24 руб. за период с 04.12.2018 по 03.12.2019 года
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2017 год по ОКТМО 52644413 в размере 5,6 руб. за период с 04.12.2018 по 03.12.2019 года
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 за 2018 в размере 18,50 руб. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 года
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2018 г по ОКТМО 52644413 в размере 7,7 руб. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 года
Согласно ч. 2 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к Барсегян В.И. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Барсегян В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 552800673276 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области задолженность на общую сумму 3 823,80 коп., из которых:
Задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год в размере 1 335,00 руб.
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 в размере 21, 24 руб. за период с 04.12.2018 по 03.12.2019 года
Задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год в размере 440,00 руб.
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2017 год по ОКТМО 52644413 в размере 5,6 руб. за период с 04.12.2018 по 03.12.2019 года
Задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 по сроку уплаты 02.12.2019 за 2018 год в размере 1 335,00 руб.
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 за 2018 в размере 18,50 руб. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 года
Задолженность по налогу на имущество физических лиц в границах сельских поселений по ОКТМО 52644413 по сроку уплаты 02.12.2019 за 2018 год в размере 660,76 руб.
Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2018 г по ОКТМО 52644413 в размере 7,7 руб. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 года
Взыскать с Барсегян В.И. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 рублей
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М.Набока
Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2021 года.