ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10737/2016 от 23.11.2016 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Ленинского районного суда г.Краснодара Устинов О.О., при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Министерства финансов Краснодарского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Краснодарского края обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указывает, что министерство финансов Краснодарского края является должников по исполнительному производству ИП, по которому в соответствии с решением Лабинского районного суда от 21.09.2015г. обязано провести дополнительное финансирование берегоукрепительный мероприятий, проводимых министерством природных ресурсов Краснодарского края на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края, на основании заключения, подготовленного независимыми специалистами.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г.Краснодар ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ с министерства взыскан исполнительский сбор в размере 5000 руб. за неисполнение указанного решения суда и требований исполнительного документа.

Административный истец с указанным постановлением не согласно, ссылаясь, что после поступления 5.04.2016г. постановления о возбуждении указанного исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу направлено письмо с указанием причин невозможности исполнения решения суда, повторно ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено письмо с указанием причин невозможности исполнения решения в связи с отсутствием финансирования. Кроме того, в адрес второго должника- Министерства природных ресурсов Краснодарского края направлено письмо о необходимости исполнения решения в части инициирования внесения изменений в соответствующую государственную программу Краснодарского края для включения в нее берегоукрепительных мероприятий на <адрес>.

Министерство финансов Краснодарского края считает, что вины министерства в неисполнении требований исполнительного документа не имеется, невозможность исполнения решения Лабинского районного суда от 21.09.2015г. обусловлена объективными причинами, просит от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ освободить.

В судебное заседание представитель административного истца Министерства финансов Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ОСП по Западному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 ГКАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Как видно из материалов дела, в соответствии с решением Лабинского районного суда от 21.09.2015г. Министерство финансов Краснодарского края обязано провести дополнительное финансирование берегоукрепительный мероприятий, проводимых министерством природных ресурсов Краснодарского края на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края, на основании заключения, подготовленного независимыми специалистами.

Постановлением судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Западному округу города Краснодара ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ИП возбуждено исполнительное производство в отношении министерства финансов Краснодарского края об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на имя судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу г.Краснодара направлено письмо .01-16 с указанием причин невозможности выполнения министерством финансов решения Лабинского районного суда от 21.09.2015г. в части проведения дополнительного финансирования берегоукрепительный мероприятий, проводимых министерством природных ресурсов Краснодарского края на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края.

Такое же письмо направлено повторно с отчетом о проделанной работе ДД.ММ.ГГГГ.

Министерством природных ресурсов Краснодарского дополнительная потребность в средствах краевого бюджета по указанному вопросу в министерство финансов Краснодарского края не заявлялась, обосновывающие документы и экономические расчеты, в том числе вышеуказанное заключение, подготовленное независимыми специалистам, не представлялись. С учетом того, что в настоящее время в министерстве отсутствует заключение, подготовленное независимыми специалистами, у министерства отсутствуют правовые основания для дополнительного финансирования берегоукрепительных мероприятий, проводимых министерством природных ресурсов Краснодарского края на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края. Кроме того, согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской и (далее - БК РФ) бюджет субъекта Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно статье 65 БК РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, установленными с учетом положений статьи 85 БК РФ. При этом, расходные обязательства субъекта Российской Федерации, как установлено в статье 85 БК РФ, возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Однако нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства на проведение берегоукрепительных мероприятий, указанных в постановлении и решении суда Лабинского районного суда Краснодарского л: делу отсутствуют (статья 85 БК РФ).

При этом являясь финансовым органом Краснодарского края, министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому министерство - орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный обеспечивать разработку и реализацию бюджетно-финансовой политики края, составление и организацию исполнения краевого бюджета, а также составление отчетов об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета Краснодарского края, осуществлять управление средствами краевого бюджета, и не наделено полномочиями (обязанностью) по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства по берегоукрепительным мероприятиям.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении министерства возбуждено исполнительное производство -ИП, в соответствии которым министерство обязано провести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, проводимых министерством природных ресурсов Краснодарского края на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края на основании заключения, подготовленного независимыми специалистами, с установлением срока на его добровольное исполнения 5 дней.

Однако обязанность по финансированию берегоукрепительных мероприятий у министерства наступает после возникновения соответствующего денежного обязательства (например, при исполнении государственного контракта).

В соответствии со ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: санкционирование оплаты денежных обязательств; которое осуществляется министерством в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета, утвержденным приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета»,

Согласно пункту 16 Порядка при санкционировании денежных обязательств, связанных с оплатой бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, предусмотренные соответствующей государственной программой Краснодарского края

Или нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края, клиент представляет в министерство вместе с заявкой пакет документов, включающий, в том числе государтсвенный контракт (договор) на выполнение подрядных работ для краевых государственных нужд, локальные сметы, сводный сметный расчет стоимости строительства и распорядительный документ об утверждении проектной документации органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, акт приемки законченного строительством объекта (КС-11) и акт приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (КС14).

Кроме того, министерством в адрес второго должника по решению Лабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ – министерства природных ресурсов Краснодарского края направлено письмо о необходимости инициирования министерством природных ресурсов Краснодарского края внесения изменений в соответствующую государственную программу Краснодарского края для включения в нее проведения берегоукрепительных мероприятий на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края.

Копия данного письма предоставления административному ответчику.

Кроме того, определением Лабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ гола разъяснен порядок исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и указано, что министерство финансов Краснодарского края обязано провести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий после принятия нормативного правового акта, устанавливающего расходные обязательства на проведение берегоукрепительных мероприятий на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края.

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что взыскание с административного истца исполнительского сбора в связи с несвоевременным неисполнением требований исполнительного документа и решения Лабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным.

Однако, следует учитывать, что исполнение вышеуказанного решения зависит от наличия в бюджете субъекта Российской Федерации денежных средств для реализации указанных задач - дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, проводимых министерством природных ресурсов Краснодарского края на <адрес>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <адрес> Краснодарского края

Согласно пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, если должник не принимал все меры с целью надлежащего исполнения этих требований.

В ходе судебного разбирательства установлено, что фактически административным истцом были приняты все необходимые меры и действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу решений суда.

В соответствии с требованиями п.7 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в пункте 74 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).

С учетом изложенного, суд с учетом установленных обстоятельств, степени вины должника, считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора, принявшего все необходимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Министерства финансов Краснодарского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Западному округу города Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить министерство финансов Краснодарского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий –