ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1073/20 от 10.09.2020 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе :

председательствующего судьи Бабкина С.В.,

при секретаре Ефиминой А.Е.,

с участием представителя административного истца Уваровой Г.В., представителя административного ответчика Андреевой Н.П., адвоката Адвокатского кабинета № *** г. Сызрань Нянькина Д.А., представителя заинтересованного лица МКУ г.о. Сызрань «СГХ» Пигалкиной В.Я., заинтересованных лиц Кузиной Н.К., Симоновой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-1073/2020 по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Самарской области к Администрации г.о. Сызрань о признании бездействий должностных лиц незаконными и понуждении принятия решения,

Установил :

Государственная жилищная инспекция Самарской области (далее - ГЖИ Самарской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Сызрань о признании бездействий должностных лиц незаконными и понуждении принятия решения, в котором просила признать незаконным бездействие Администрации г.о. Сызрань, Межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань Самарской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области, выразившееся в непринятии решений в соответствии с пунктом 47 Постановления № 47 по заключениям Инспекции о техническом состоянии многоквартирных домов по адресам : г. Сызрань, ул. * * *, и г. Сызрань, ул. * * * и обязать Администрацию г.о. Сызрань в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение в соответствии с пунктом 47 Постановления № 47 в отношении многоквартирных домов по адресам : г. Сызрань, ул. * * ** * * и г. Сызрань, ул. * * *, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что ГЖИ Самарской области было проведено обследование многоквартирных домов, расположенных по адресам : г. Сызрань, ул. * * *, г. Сызрань, ул. * * *

По результатам обследования были вынесены заключения органа государственного жилищного надзора от 26.11.2019 г., согласно которым межведомственной комиссии при Администрации городского округа Сызрань Самарской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области, было рекомендовано принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

По результатам обследования дома по адресу : г.Сызрань, ул.* * *, было выявлено : состояние фундамента удовлетворительное; отмостка отсутствует; наружные стены : трещины кирпичной кладки несущих конструкций по периметру жилого дома; штукатурный слой и облицовочный слой стен : отслоение штукатурного облицовочного слоя стен жилого дома и обрушение до кирпичной кладки местами; кровельное покрытие : неисправность кровельного шиферного покрытия (трещины, сколы); водоотводящие конструкции водостока: неорганизованный; система отопления: коррозия трубопровода; система ХВС : коррозия трубопроводов.

По результатам обследования дома по адресу : г. Сызрань, ул. * * * было выявлено : наружные стены : трещины кирпичной кладки несущих конструкций по периметру жилого дома, отклонение стен от вертикали; штукатурный слой и облицовочный слой стен : обрушение кирпичной кладки стен местами, сквозные трещины; лоджии, балконы, козырьки, перекрытия, крыльца : перекос, провалы деревянных конструкций пола балкона; перекрытия межэтажные, чердачные : зыбкость конструкций перекрытий, перекос; кровельное покрытие : неисправность кровельного шиферного покрытия (трещины, сколы); водоотводящие конструкции водостока : неисправность наружного водостока, отсутствие водосточных труб местами, нарушение примыкания водосточных воронок к кровельному покрытию; входы в здание и лестничные клетки : прекос деревянных проемов деревянных конструкций дверей, сквозные трещины на потолке и стенах, перекос деревянных конструкций лестниц и отклонение от вертикали; системы отопления : коррозия трубопроводов; система ХВС : коррозия трубопроводов.

Заключение ГЖИ Самарской области от 26.11.2019 (адрес : г. Сызрань, ул. * * *) письмом от 28.11.2020 № 2445-3 было направлено Главе администрации г.о. Сызрань.

Письмом от 03.02.2019 № 134 председатель межведомственной комиссии проинформировал собственников вышеуказанного многоквартирного дома о том, что они вправе обратиться с соответствующим заявлением и установленным пакетом документов в межведомственную комиссию.

Письмами от 13.12.2020 № 11 и от 31.12.2019 № 10 председатель межведомственной комиссии сообщил о невозможности провести оценку соответствия многоквартирных домов по адресам : г. Сызрань, ул. * * *, и г. Сызрань, ул. * * *, установленным Постановлением № 47 требованиям, поскольку с заявлением о признании указанного многоквартирного дома аварийным и прилагаемых к нему обосновывающих документов, собственники помещения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладатели или граждане (наниматели) в межведомственную комиссию не обращались.

Оценка соответствия помещения установленным в положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Как предусмотрено пунктом 42 Постановления № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполни-тельной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Постановления № 47.

В случае, если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 Постановления № 47 (п. 45 (1) Постановления № 47).

Согласно п. 46 Постановления № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Постановления № 47, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

До настоящего времени заключения ГЖИ Самарской области о техническом состоянии многоквартирных домов по адресам : г. Сызрань, ул. * * *, и г. Сызрань, ул. * * *, в установленном порядке межведомственной комиссией не были рассмотрены.

Решение межведомственной комиссии является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения влечет нарушение жилищных прав граждан, в связи с чем они были вынуждены обратиться в суд с данным административным иском.

Представитель административного истца ГЖИ Самарской области по доверенности Уварова Г.В. в судебном заседании административный иск поддержала, просила удовлетворить, и пояснила, что межведомственной комиссией не было принято никакого решения, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47. Межведомственная комиссия оставила по двум домам решение без рассмотрения, сославшись на то, что отсутствует экспертиза по состоянию этих домов. Однако такого условия Постановлением № 47 не предусмотрено. Норма закона, на основании которой Администрация г.о. Сызрань может быть привлечена к административной ответственности за неисполнение заключения ГЖИ Самарской области, отсутствует.

Представитель административного ответчика Администрации г.о.Сызрань по доверенности Андреева Н.П. административный иск не признала и пояснила, что было проведено обследование спорных жилых домов и данные заключения были представлены. Заключение ГЖИ Самарской области было рассмотрено межведомственной комиссией и собственникам и ГЖИ были направлены письма-объяснения о порядке признания домов ветхими и аварийными. В связи с этим полагает, что комиссия рассмотрела заключения ГЖИ Самарской области, и поэтому процедура ими соблюдена. Считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно письменных возражений административного ответчика Администрация г.о. Сызрань возражает против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными. ГЖИ Самарской области было проведено обследование многоквартирных жилых домов * * * по ул. * * * и * * * по ул. * * * г. Сызрани. Результаты обследования оформлены заключениями и направлены в Администрацию г.о. Сызрань. Ввиду того, что к заключениям не были приложены необходимые документы, оценка соответствия многоквартирных домов не проводилась. Для проведения оценки соответствия в адрес собственников были направлены уведомления о необходимости предоставления документов. В ГЖИ Самарской области и пользователям помещений были направлены письма с разъяснением порядка признания домов ветхими и аварийными. Выявленные ГЖИ Самарской области в ходе осмотра дефекты и повреждения (нарушения) конструкций, указанные в заключении ГЖИ, не указывают на неудовлетворительное состояние несущих конструкций, их ветхость или значительный износ, однозначно не свидетельствуют о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома. К заключению ГЖИ не приложены какие-либо фотоматериалы, свидетельствующие о признаках и показателях физического износа обследованных конструкций. Заключение ГЖИ не является безусловным доказательством ветхости и аварийности дома. Таким образом, процедура рассмотрения заключения ГЖИ межведомственной комиссией в отношении многоквартирных домов соблюдена. До момента поступления необходимых документов проведение оценки соответствия многоквартирного дома вступает в противоречие с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Принятие решения в соответствии с п. 47 Положения без оценки соответствия многоквартирного дома противоречит действующему законодательству. Заключение ГЖИ не является доказательством аварийности дома.

Определением Сызранского городского суда от 08.052020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены * * *

Заинтересованное лицо * * * в судебном заседании исковые требования поддержала.

Заинтересованное лицо * * * в судебном заседании исковые требования поддержала.

В ходе предварительного судебного заседания пояснила, что дом * * * по ул. * * * г. Сызрани стоит с 1953 года. Она является собственником квартиры * * * в указанном доме, в котором все стены рушатся, для проживания он не пригоден.

Представитель заинтересованного лица * * * по ордеру Нянькин Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что органы местного самоуправления должны искать способ помочь гражданам и решить проблему.

Заинтересованные лица * * *., представитель Межведомственной комиссии Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

В письменных возражениях представитель Межведомственной комиссии Администрации г.о. Сызрань по доверенности Цухишвили Д.О. просила отказать Государственной жилищной инспекции Самарской области в удовлетворении административного искового заявления, поскольку Межведомственной комиссией Администрации г.о. Сызрань на заседаниях 25.12.2019 г. рассмотрены поступившее 19.12.2019 г. заключение Государственной жилищной инспекции Самарской области от 26.11.2019 г. по результатам осмотра жилого дома * * * по ул. * * * г. Сызрань, и поступившее 17.12.2019 г. заключение Государственной жилищной инспекции Самарской области от 04.12.2019 г. по результатам осмотра жилого дома * * * по ул. * * * г. Сызрань. На период рассмотрения заключений ГЖИ действовал административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденный Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 19.07.2016 г. № 2150. Предоставление муниципальной услуги обеспечивает Межведомственная комиссия. Срок предоставления муниципальной услуги составляет 65 дней со дня регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги. Оценка соответствия многоквартирных домов установленным требованиям возможна только после предоставления собственником помещения пакета документов, предусмотренных регламентом. Регламент либо его отдельные положения не обжаловались, незаконными не признаны. Руководствуясь п. 45 (1) Положения в адрес правообладателей жилых помещений в многоквартирных домах по адресам : г. Сызрань, ул. * * * и г. Сызрань, ул. * * *, были направлены предложения представить документы, указанные в п. 45 Положения. Дом * * * г. Сызрани включен в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, расположенных на территории Самарской области (Дом купчихи Берлин Р.К.).Наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для организаций, проводящих обследование многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, обязательно. В соответствии с п. 46 Положения в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 45 Положения в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абз.1 п. 45 Положения (30 дней с даты регистрации заключения органа государственного надзора в Межведомственной комиссии) в адрес ГЖИ Самарской области и правообладателей жилых помещений в многоквартирных домах по адресам : г. Сызрань, ул. * * *, и г. Сызрань, ул. * * *, направлены извещения о невозможности в настоящее время провести оценку соответствия многоквартирных домов по указанным адресам, установленным в Положении требованиям. До настоящего времени с заявлениями о признании спорных многоквартирных домов аварийными и прилагаемых к нему обосновывающих документов собственники помещений, правообладатели или граждане (наниматели) в Межведомственную комиссию не обращались. В связи с изложенным провести оценку соответствия многоквартирных домов по адресам : г. Сызрань, ул. * * *, и г. Сызрань, ул* * ** * * установленным в Положении требованиям в настоящее время не представляется возможным. Считают, что заключения Государственной жилищной инспекции Самарской области рассмотрены Межведомственной комиссией в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе предварительного судебного заседания заинтересованное лицо * * * исковые требования поддержала и пояснила, что она является собственником квартиры * * * по ул. * * *, д. * * *, г. Сызрани и хочет, чтобы дом признали ветхим, но в Межведомственную комиссию Администрации г.о. Сызрань она не обращалась.

В ходе предварительного судебного заседания заинтересованное лицо * * * исковые требования поддержала и пояснила, что она является собственником кв. * * * по ул. * * *, г. Сызрани, конструкция которого нарушена. Дом находится в плачевном состоянии. Она делала ремонт в своей квартире, но трещины опять появились. Поскольку приезжала комиссия из ГЖИ, то она решила, что самостоятельно готовить специализированное заключение о состоянии дома не нужно.

В ходе предварительного судебного заседания заинтересованное лицо * * *. исковые требования поддержал и пояснил, что он проживает в квартире * * * дома * * * по ул. * * * г. Сызрани, на втором этаже. Возникают постоянные проблемы с крышей; стены дома просаживаются, находятся в трещинах; балки перекрытия уже гнилые. Относительно неудовлетворительного состояния дома он никуда не обращался.

В ходе предварительного судебного заседания заинтересованное лицо * * * исковые требования поддержала и пояснила, что она является собственником квартиры * * * в доме * * * по ул. * * * г. Сызрани. В специализированную организацию для получения заключения относительно технического состояния дома она не обращалась.

В ходе предварительного судебного заседания заинтересованное лицо * * *. исковые требования поддержала.

Определением Сызранского городского суда от 29.05.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КЖКХ Администрации г.о. Сызрань.

Представитель заинтересованного лица КЖКХ Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

В письменных возражениях КЖКХ Администрации г.о. Сызрань на административное исковое заявление возражали против удовлетворения требований, заявленных административным истцом, считая их необоснованными, поскольку ГЖИ Самарской области было проведено обследование многоквартирных жилых домов * * * и * * * в г. Сызрань. Результаты обследования оформлены заключениями и направлены в Администрацию г.о. Сызрань, межведомственную комиссию. Ввиду того, что к заключениям не были приложены необходимые документы, предусмотренные пунктом 45 Положения, оценка соответствия многоквартирных домов не проводилась, но заключение ГЖИ Самарской области было рассмотрено в соответствии с пунктом 45 (1) Положения, который регламентирует, что в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в межведомственную комиссию свое заключение, после рассмотрения которого межведомственная комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения. Для проведения оценки соответствия в адрес собственников (пользователей) межведомственной комиссией направлены предложения о предоставлении необходимых документов. В ГЖИ Самарской области и собственникам (пользователям) помещений направлены письма с разъяснением порядка признания домов ветхими и аварийными. Заключение ГЖИ Самарской области не является безусловным доказательством ветхости и аварийности дома, не является заключением специализированной организации, как и не является документом, свидетельствующим о волеизъявлении собственников (пользователей) помещений в признании многоквартирного дома аварийным (подлежащим сносу). Решающее значение в признании многоквартирного дома аварийным (подлежащим сносу) является волеизъявление собственников (пользователей) в многоквартирном доме. Таким образом, процедура рассмотрения заключения ГЖИ Самарской области межведомственной комиссией в отношении многоквартирных домов соблюдена, фактически решение по заключениям ГЖИ Самарской области было принято межведомственной комиссией в соответствии с п. 45 (1) Положения. Факта бездействия нет. Принятие межведомственной комиссией решения в соответствии с п. 47 Положения без заявления собственника (пользователя), без заключения специализированной организации, проводившей обследование, противоречит действующему законодательству. Заключение ГЖИ Самарской области не является доказательством аварийности дома, не является техническим заключением специализированной организации об аварийности дома, как и не является волеизъявлением собственника (пользователя) о признании дома аварийным.

Определением Сызранского городского суда от 15.06.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства».

Представитель заинтересованного лица МКУ г.о. Сызрань «СГХ» по доверенности Пигалкина В.Я. в судебном заседании возражала против административного иска и пояснила, что органами местного самоуправления порядок не нарушался. Органы местного самоуправления не вправе принимать подобные решения самостоятельно, только по заявлению всех собственников.

Определением Сызранского городского суда от 30.06.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Акционерное общество ремонта и пошива одежды «Мода», * * *. и * * *

В судебное заседание представитель АО ремонта и пошива одежды «Мода», * * *. не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, поэтому судом определено о рассмотрении дела без их участия.

Заинтересованное лицо * * *. в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования ГЖИ Самарской области поддержал в полном объеме.

В представленном письменном отзыве представитель АО ремонта и пошива одежды указала, что АО РПО «Мода» является собственником нежилого помещения общей площадью 256,2 кв.метров, расположенного на 1 этаже здания по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * Согласно охранного обязательства от 07.02.1995 г. здание по адресу : г. Сызрань, ул. * * * является местным памятником архитектуры «Дом купчихи Берлин Р.Х.». Указанное помещение было передано в собственность АО РПО «Мода» по договору передачи № 213 от 13.09.1996 г. В настоящее время данное помещение используется АО РПО «Мода» под ателье ремонта и пошива одежды. Содержание и ремонт нежилого помещения осуществляется за счет АО РПО «Мода». Требования оставила на усмотрение суда.

Определением Сызранского городского суда от 13.07.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области.

Представитель Управления Государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, поэтому суд определил о рассмотрении дела без их участия.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны :

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что на основании обращения * * *. по вопросу неудовлетворительного технического состояния жилого дома * * * в г. Сызрань инспекционным обследованием, проведенным 04.12.2019 г. Государственной жилищной инспекцией Самарской области, подготовлено заключение органа государственного жилищного надзора.

В ходе проведения осмотра указанного жилого дома установлено следующее. Наружные стены : имеют трещины кирпичной кладки несущих конструкций по периметру жилого дома, отклонение стен от вертикали; штукатурный слой и облицовочный слой стен : обрушение кирпичной кладки стен местами, сквозные трещины; лоджии, балконы, козырьки, перекрытия, крыльца : перекос, провалы деревянных конструкций пола балкона; перекрытия межэтажные, чердачные : зыбкость конструкций перекрытий, перекос; кровельное покрытие : неисправность кровельного шиферного покрытия (трещины, сколы); водоотводящие конструкции водостока : неисправность наружного водостока, отсутствие водосточных труб местами, нарушение примыкания водосточных воронок к кровельному покрытию; входы в здание и лестничные клетки : перекос деревянных проемов деревянных конструкций дверей, сквозные трещины на потолке и стенах, перекос деревянных конструкций лестниц и отклонение от вертикали; системы отопления : коррозия трубопроводов; система ХВС : коррозия трубопроводов.

Согласно заключения Государственной жилищной инспекции Самарской области от 04.12.2019 г. по результатам осмотра жилого дома * * * г. Сызрани Межведомственной комиссии Администрации г.о. Сызрань рекомендовано принять решение в соответствии с пунктом 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Извещением № 162 от 25.12.2019 г. председатель Межведомственной комиссии Администрации г.о. Сызрань Черников А.Н. проинформировал собственников помещений в многоквартирном доме по адресу : г. Сызрань, ул. * * * о том, что они вправе обратиться с соответствующим заявлением и установленным перечнем документов в Межведомственную комиссию. Решение о необходимости предоставления документов, указанных в п. 45 Положения, принято на заседании Межведомственной комиссии от 25.12.2019 г., что подтверждено протоколом заседания.

Извещением № 10 от 31.01.2020 г. председатель Межведомственной комиссии Администрации г.о. Сызрань сообщил заместителю руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области - руководителю Западного управления жилищного надзора Еналееву И.Ф. и собственникам помещений в многоквартирном доме * * * г. Сызрани, о невозможности провести оценку соответствия многоквартирного дома по адресу : г. Сызрань, ул. * * *, установленным в Положении требованиям, поскольку с заявлением о признании указанного многоквартир-ного дома аварийным и прилагаемых к нему обосновывающих документов собственники помещений в многоквартирном доме, правообладатели или граждане (наниматели) в Межведомственную комиссию не обращались.

Судом также установлено, что на основании обращения Кузиной Н.К. по вопросу неудовлетворительного технического состояния жилого дома * * * г. Сызрани инспекционным обследованием, проведенным 26.11.2019 г. Государственной жилищной инспекцией Самарской области, подготовлено заключение органа государственного жилищного надзора.

В ходе проведения осмотра указанного жилого дома установлено следующее. Состояние фундамента удовлетворительное; отмостка отсутствует; наружные стены : имеют трещины кирпичной кладки несущих конструкций по периметру жилого дома; штукатурный слой и облицовочный слой стен : отслоение штукатурного облицовочного слоя стен жилого дома и обрушение до кирпичной кладки местами; кровельное покрытие : неисправность кровельного шиферного покрытия (трещины, сколы); водоотводящие конструкции водостока : неорганизованный; система отопления : коррозия трубопровода; система ХВС : коррозия трубопроводов.

Согласно заключения Государственной жилищной инспекции Самарской области от 26.11.2019 г. по результатам осмотра жилого дома * * * г. Сызрани Межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань было рекомендовано принять решение в соответствии с пунктом 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Вышеуказанное заключение направлено Главе администрации г.о. Сызрань Н.М. Лядину 28.11.2019 г.

17.04.2020 г. Межведомственная комиссия при Администрации г.о. Сызрань Самарской области возвратила и.о. заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области - руководителю Западного управления жилищного надзора Еналееву И.Ф. заключения Государственной жилищной инспекции Самарской области от 04.12.2019 г. по результатам осмотра жилого дома * * * г. Сызрани и от 26.11.2019 г. по результатам осмотра жилого дома * * * г. Сызрани.

По сообщению КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от 22.05.2020 г. в многоквартирном доме * * * г. Сызрани, муниципальные квартиры отсутствуют, все квартиры находятся в собственности граждан. В связи с этим собственникам необходимо самостоятельно изготовить техническое заключение специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома на предмет износа основных несущих конструкций. В многоквартирном доме * * * г. Сызрани, имеются муниципальные комнаты. В связи с этим Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань планирует включить жилой дом * * * г. Сызрани на изготовление технического заключения для определения процента износа основных и несущих конструкций дома в 2020 г.

Судом также установлено, что правообладателями жилого помещения площадью 191,3 кв.метров, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * являются : * * * (274/1219 доли), * * *.(135/1219 доли), * * * (324/2438 доли), * * * (413/1219 доли). Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * является * * * (316/577 доли). Собственником жилого помещения площадью 59,0 кв.метров, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, является * * * Собственником жилого помещения, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * является * * * Собственником жилого помещения, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, является * * * Собственником жилого помещения, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, является * * * Собственником жилого помещения, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * является * * * Собственником жилого помещения, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, является * * * Собственником жилого помещения, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, является * * * Собственником жилого помещения, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * является * * *

Указанные обстоятельства также подтверждаются выписками из ЕГРН от 24.12.2019 г., от 19.06.2020 г., договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 27.04.2010 г., свидетельствами о праве на наследство по закону от 21.09.2013 г. и от 16.04.2014 г., свидетельством о праве на наследство по завещанию от 11.04.2011 г., свидетельствами о государственной регистрации от 20.03.2009 г., 06.05.2010 г., 19.05.2011 г., 17.12.2013 г., архивной выпиской из постановления администрации г. Сызрани Самарской области от 26.06.1996 г. № 602.

Собственниками нежилого помещения, (этаж 1, помещения с 2 по 6, 8), расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * являются * * * (по 1/2 доле каждый), что подтверждено выпиской из ЕГРН от 22.06.2020 г. Собственником нежилого помещения площадью 256,2 кв.метров, расположенного по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * является АО ремонта и пошива одежды «Мода», что подтверждено выписками из ЕГРН от 19.06.2020 г., 03.02.2017 г., договором № 213 между продавцом и покупателем муниципального имущества.

Согласно уведомления от 19.06.2020 г. в ЕГРН информация о зарегистрированных правах на нежилое здание по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, площадью 740,3 кв. метров, отсутствует.

Согласно уведомления от 19.06.2020 г. в ЕГРН информация о зарегистрированных правах на квартиру по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * отсутствует.

По сведениям Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 07.07.2020 г. здание, расположенное по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * является объектом культурного наследия регионального значения «Дом купчихи Берлин Р.К.» на основании постановления Главы администрации Самарской области от 27.03.1992 г. № 77. Объект включен в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объекту присвоен регистрационный номер * * * Указанные обстоятельства также подтверждены справкой от 16.03.1995 г.

Согласно Положения о Комитете ЖКХ Администрации г.о. Сызрань в новой редакции от 03.05.2018 г. № 1217 Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань осуществляет, в том числе переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 19.01.2018 г. № 118 полномочия по ведению бюджетного учета имущества муниципальной казны г.о. Сызрань возложены на МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства».

Судом также установлено, что в обращении заместителю Главы г.о. Сызрань по городскому хозяйству, руководителю КЖКХ от 14.08.2020 г. собственники помещений, проживающие по адресу : г. Сызрань, ул. * * * (* * * просят провести обследование на предмет неудовлетворительного содержания общего имущества собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома организацией, осуществляющей управление домом в настоящее время т.е. КЖКХ.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище.

Согласно ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В соответствии с п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помеще-ниями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

В соответствии с п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с п. 7 Постановления № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным /непригодным/ для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина /нанимателя/ либо на основании заключения органов государственного надзора /контроля/ по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Как предусмотрено п. 42 Постановления № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В случае, если заявителем выступает орган государственного надзора /контроля/, указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 Постановления № 47 /п. 45 /1/ Постановления № 47/.

Согласно п. 46 Постановления № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В соответствии с абзацам вторым п. 49 Постановления № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Судом установлено, что до настоящего времени заключение инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, и г. Сызрань, ул. * * *, в установленном Постановлением № 47 порядке межведомственной комиссией не рассмотрено.

Суд не принимает во внимание предложение ответчика представить собственникам документов, указанных в п. 45 Положения, поскольку непредставление (либо невозможность представления) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, поскольку решение таких вопросов относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Судом также установлено, что в Межведомственную комиссию при Администрации г.о. Сызрань обращались не собственники помещений в домах, а орган государственного жилищного надзора – Государственная жилищная инспекция Самарской области, поэтому межведомственная комиссия не вправе ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации г.о. Сызрань, выразившееся в непринятии Межведомственной комиссией при Администрации г.о. Сызрань Самарской области, решений в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 по заключениям Государственной жилищной инспекции Самарской области о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * * Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *, и обязать Межведомственную комиссию при Администрации г.о. Сызрань Самарской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань и принять решение в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 по заключениям Государственной жилищной инспекции Самарской области о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *; Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 226-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Государственной жилищной инспекции Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Сызрань, выразившееся в непринятии Межведомственной комиссией при Администрации г.о. Сызрань Самарской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области, решений в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 по заключениям Государственной жилищной инспекции Самарской области о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *; Самарская область, г. Сызрань, ул* * *

Обязать Администрацию г.о. Сызрань в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань и принять решение в соответствии с пунктом 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 по заключениям Государственной жилищной инспекции Самарской области о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных по адресам : Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *; Самарская область, г. Сызрань, ул. * * *

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья : Бабкин С.В.

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2020 года.

Судья : Бабкин С.В.