ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1073/2017 от 31.12.2018 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

дело № 2а-84/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2018 года п.Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Прилепской Н.А.,

при секретаре Анохиной В.А.,

с участием:

представителя процессуального административного истца помощника прокурора Ванинского района Колотушкина Н.Ф.,

представителя административного ответчика Ким Е.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 года № Ф 50-12/1, выданной сроком по 31.12.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края к ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края, Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю» и Управлению Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю об оспаривании бездействия органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ванинского района обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к ОМВД России по Ванинскому району об оспаривании бездействия органа государственной власти и возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ванинского района проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в ИВС ОМВД России по Ванинскому району. В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям Федерального Закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания ИВС ОМВД России по Ванинскому району в процессе эксплуатации не обеспечивается. Так, последнее удостоверение соответствия характеристик эксплуатируемого здания ИВС ОМВД России по Ванинскому району требованиям Технического регламента и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания проведено в 2009 году. Согласно Санитарным правилам 12-95 от 01.07.1995 г. МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел», СниП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», уровень искусственного освещения в камерах ИВС ОМВД России по Ванинскому району должен составлять не менее 150 лк. В ходе проведенной совместно с врачом - эпидемиологом ФКУЗ «МСЧ МВД России по Хабаровскому краю» проверки ИВС ОМВД России по Ванинскому району 22.08.2017 г. при осмотре камер ИВС (камеры № № 2-10, карцер) и камер для отбывания административного ареста (камеры № № 1, 11, 12) установлено, что гигиеническое покрытие санитарно-технического оборудования всех камер повреждено (краны на раковинах не закреплены, в раковинах не уходит полностью вода), что не позволяет качественно провести уборку помещений и противоречит п. 2.6. СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила». В результате проведенных инструментальных исследований установлено, что уровень искусственной освещённости во всех камерах ниже гигиенического норматива и противоречит требованиям СП 12-95 от 01.07.1995 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел», СниП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Так, уровень освещенности в камере № 1 - 6 лк, № 2 - 67 лк, № 3 - 30 лк, № 4 - 76,5 лк, № 5 - 46 лк, № 6 - 37 лк, № 7 - 27 лк, № 8 - 12 лк, № 9 - 18 лк, № 10 - 27 лк, № 11- 18 лк, № 12-25 лк, карцер - 77 лк. По данным нарушениям прокуратурой района 23.08.2017 г. начальнику ОМВД России по Ванинскому району вынесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответа от 13.09.2017 г. за № 50/21-9823, ОМВД России по Ванинскому району в УМВД России по Хабаровскому краю была направлена дефектная ведомость с целью выделения денежных ассигнований для проведения капитального ремонта в помещениях ИВС ОМВД России по Ванинскому району, а именно, замены полов, канализации и санитарно-гигиенического оборудования. Однако до настоящего времени повреждения санитарно-технического оборудования всех камер не устранены, какие-либо мероприятия по улучшению освещенности во всех камерах за период с 22.08.2017 г. по настоящее время не осуществлялись. Кроме того, в нарушение Приказа МВД России от 22.11.2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», Приказа Минздрава РФ N475 от 31.12.1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», в ИВС ОМВД России по Ванинскому району отсутствует санпропускник с камерной дезинфекцией вещей, а также отсутствует журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС. Прокурор указывает, что при таких обстоятельствах, деятельность ОМВД России по Ванинскому осуществляется с многочисленными нарушениями требований законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту, что угрожает причинением вреда неопределенному кругу лиц в будущем. Просит признать бездействие незаконным и возложить на ОМВД России по Ванинскому району следующие обязанности: устранить повреждения санитарно-технического оборудования камер № № 1-12, карцера ИВС ОМВД России по Ванинскому району; привести освещенность камер № № 1-12, карцера ИВС ОМВД России по Ванинскому району в соответствии с требованиями законодательства; провести медицинский осмотр и гигиеническую подготовку, оформить личные медицинские книжки сотрудникам ИВС ОМВД России по Ванинскому району, осуществляющих порционирование и раздачу пищи содержащимся в ИВС ОМВД России по Ванинскому району; оборудовать ИВС ОМВД России по Ванинскому району санпропускником с камерной дезинфекцией вещей, завести журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС; удостоверить соответствие характеристик эксплуатируемого здания ИВС ОМВД России по Ванинскому району требованиям Технического регламента и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания.

Определением Ванинского районного суда Хабаровского края от 06.02.2018 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю» и Управление Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю.

Определением Ванинского районного суда от 16.03.2018 года в связи с отказом от административного иска прокурора прекращено производство по делу в части признания бездействием и обязании административного ответчика провести медицинский осмотр и гигиеническую подготовку, оформить личные медицинские книжки сотрудникам ИВС ОМВД России по Ванинскому району, осуществляющих порционирование и раздачу пищи содержащимся в ИВС ОМВД России по Ванинскому району.

В судебном заседании представитель процессуального административного истца помощник прокурора Ванинского района Колотушкин Н.Ф. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ОМВД России по Ванинскому району Ким Е.А. с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме, в обоснование своих доводов суду пояснила, что здание ОМВД России по Ванинскому району 1979 года постройки. Последнее удостоверение соответствия характеристик эксплуатируемого здания ОМВД России по Ванинскому району требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания проведено в 2009 г. При оформлении технического паспорта необходимо иметь заключения из СЭС, пожарной и газовой служб. Получение технического паспорта - это долгий и трудоёмкий процесс, включающий в себя множество нюансов и денежных вложений. Однако, закон не устанавливает временных рамок для актуальности технического паспорта. Документ действителен до того момента, пока не внесены изменения в фактическое состояние объекта. 02.11.2017 г. в Управление охраны общественного порядка УМВД России по Хабаровскому краю направлена дефектная ведомость и заявка на выделение денежных ассигнований на проведение капитального ремонта (в 12 камерах, карцере и санитарном пропускнике ИВС ОМВД России по Ванинскому району) с заменой полов и санитарно-технического оборудования. На сегодняшний день по данным документам выделены лимиты бюджетных обязательств в сумме 812 000,00 руб. на проведение капитального ремонта ИВС ОМВД России по Ванинскому району. ИВС ОМВД России по Ванинскому району оборудован отдельным санпропускником и отдельной камерой дезинфекцией вещей. Совместить санпропускник с камерой дезинфекцией вещей в одном помещении технически не представляется возможным, по причине отсутствия свободных площадей. В соответствие с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в ИВС ОМВД России по Ванинскому району требования санитарного законодательства выполняет штатный дезинфектор, в соответствии с должностным регламентом (Карпеченкова Л.В.). Также, сотрудником ежедневно ведутся журналы регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Таким образом, ОМВД России по Ванинскому району, являясь государственным органом исполнительной власти в сфере правоохранительной деятельности, принимает все меры по устранению выявленных нарушений, часть которых в настоящее время уже устранена. Кроме того, считает, что прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основании заявлений или жалоб, наличие которых административным истцом не доказано. Считает, что административным истцом пропущен срок подачи административного иска, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю Ильиных А.А., действующий на основании доверенности, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл. Представил суду отзыв на административное исковое заявление, в котором с заявленными исковыми требованиями не согласен, поскольку исходя из функций, возложенных на учреждение законодательством Российской Федерации, ОМВД России по Ванинскому району самостоятельно осуществляет свои полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством РФ содержания лиц, находящихся в ИВС ОМВД России по Ванинскому району.Одной из функций ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю» является организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе Учреждения, и технический контроль за его состоянием. В целях реализации вышеуказанного вида деятельности Филиалом «ФКУ ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю» 30 декабря 2016 года заключены следующие Государственные контракты: № 0822100001416000124-0464072-02 на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, ремонту имущества, находящегося в зданиях ОМВД России по Ванинскому району на 2017г.;№ 0822100001416000128-046472-03 от 17.01.2017 на оказание услуг по уборке помещений административных зданий ОМВД России по Ванинскому районуи прилегающих территорий.Вышеуказанные Государственные контракты, руководствуясь ст. 392.3 Гражданского кодекса РФ соглашением о замене стороны в государственном контракте переданы в том же объеме и на тех же условиях для исполнения ОМВД России по Ванинскому району.Руководствуясь вышеизложенным считает, что ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю» должным образом осуществляется хозяйственное обеспечение ОМВД России по Ванинскому району; организации эксплуатация и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориального органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе Учреждения, и технического контроля за его состоянием; обеспечения пожарной безопасности на объектах территориальных органов МВД России в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой.Таким образом, считает, что надлежащим ответчиком по указанным исковым требованиям являются ОМВД России по Ванинскому району и администрация ИВС, в связи с чем просит в заявленных требованиях об оспаривании бездействия органа государственной власти и возложении обязанности совершить определенные действия к ФКУ «ЦХиСО по Хабаровскому краю» как к соответчику, отказать.

Представитель административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю в суд не прибыл, ходатайствовал о проведении судебного заседания без участия представителя УМВД России по Хабаровскому краю. В отзыве на административное исковое заявление с исковыми требованиями не согласен, полагает, что предъявленные прокурором Ванинского района исковые требования не относятся к компетенции УМВД России по Хабаровскому краю, следовательно, УМВД России Хабаровскому краю не может выступать административным ответчиком по настоящему делу. Административный иск прокурора не соответствует требованиям пунктам 1-5, 8 и 9 части 2 ст. 125 КАС РФ. Прокурором пропущен срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ, поскольку вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокурора от 23.08.2017 года, а с административным иском прокурор обратился только 21.12.2017 года. Требование административного истца о признании бездействия ОМВД России поВанинскому району по не устранению нарушений незаконным нельзя признатьобоснованным ввиду того, что ИВС ОМВД России по Ванинскомурайону финансируется за счет средств федерального бюджета по смете МВД России.Дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях определяется МВД России наосновании соответствующих запросов территориальных органов внутренних дел на региональномуровне. В материалы дела представлены письма ОМВД России по Ванинскому району:от 19.12.2017 исх. №50/17-12907 о том, что на 2018 г. сделана заявка на выделение денежныхсредств для оценки и оформления проектной документации на имущество ОМВД России поВанинскому району, включая ИВС; исх. № 50/21-10754 о направлении в УМВД России поХабаровскому краю дефектной ведомости по необходимым работам капитального ремонта ИВСна 2018 г.; справка ОМВД России по Ванинскому району от 09.01.2018 исх. № 50/20-б/н о том, чтосогласно расходного расписания № 188/37491/004 от 29.12.2017 на 2018 год выделены лимитыбюджетных обязательств в сумме 812 000 руб. на проведение капитального ремонта ИВС ОМВДРоссии по Ванинскому району, что также подтверждается Планом проведения капитальногоремонта за счет средств федерального бюджета на 2018 год по объектам УМВД России поХабаровскому краю, утвержденным врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю16.02.2018 г., а также Ведомостью объемов работ капитальный ремонт помещений ИВС ОМВДРоссии по Ванинскому району, ул. Невского, 1, утвержденной врио начальника ОМВД России поВанинскому району 13.11.2017 г.Таким образом, ОМВД России по Ванинскому району, а также УМВД России поХабаровскому краю были приняты все необходимые меры для надлежащего исполненияобязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась отних.Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В обоснование административного иска прокурор Ванинского района ссылается на то, что при проведении проверки в ИВС ОМВД России по Ванинскому району выявлены нарушения требований законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также законодательства, регламентирующего порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту.

В соответствии с действующим законодательством бездействие, в данном случае выражается в противоправном неисполнении органами и должностными лицами возложенных на них обязанностей, влекущих нарушение прав и законных интересов граждан (подозреваемых обвиняемых).

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пп.4 ч. 1 ст. 38 Технического регламента,оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в том числе в целях периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения.

Требования безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться и в процессе их эксплуатации. Ввиду этого в ч. 5 вышеуказанного закона определены источники закрепления требований безопасности, которым должны соответствовать здания и сооружения в процессе их эксплуатации при осуществлении оценки соответствия. Кроме того, важным требованием обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации является соответствие требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их эксплуатации.

Оценка соответствия зданий и сооружений в процессе их эксплуатации требованиям проектной документации осуществляется в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с техническим паспортом на здание – Районный отдел внутренних дел, составленным по состоянию на 30.06.2009 года, здание ОМВД России по Ванинскому району 1979 года постройки (инвентарный номер 2965), ИВС ОМВД России по Ванинскому району является пристройкой основного здания. Имеет сборную железобетонную конструкцию, трехэтажное (1 этаж предназначен для содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, отбывающих административный арест; на 2 и 3 этажах размещены - отдел уголовного розыска, ОКОН, ОБЭП). Количество камер - 12, площадь от 5 до 17 кв.м.

Последнее удостоверение соответствия характеристик эксплуатируемого здания ОМВД России по Ванинскому району требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания проведено в 2009 г.

Из пояснений представителя ОМВД России по Ванинскому району в судебном заседании следует, что при оформлении технического паспорта необходимо иметь заключения из СЭС, пожарной и газовой служб. Получение технического паспорта - это долгий и трудоёмкий процесс, включающий в себя множество нюансов и денежных вложений. Однако, закон не устанавливает временных рамок для актуальности технического паспорта. Документ действителен до того момента, пока не внесены изменения в фактическое состояние объекта.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что 02.11.2017 г. в Управление охраны общественного порядка УМВД России по Хабаровскому краю на 2018 г. сделана заявка на выделение денежных средств для оценки и оформления проектной документации на имущество ОМВД России по Ванинскому району, включая ИВС.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками активно решается вопрос с УМВД России о выделении финансирования для удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания ИВС ОМВД России по Ванинскому району требованиям Технического регламента и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания.

Исходя из вышеизложенного, требования прокурора об обязании ОМВД России по Ванинскому району удостоверить соответствие характеристик эксплуатируемого здания ИВС требованиям Технического регламента и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания,суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 204 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения указанных обязанностей до 1 июля 2019 года.

Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.

Согласно ст. 23 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Исходя из положений статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» жилые помещения должны соответствовать санитарным правилам, в том числе по освещенности, в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Следует учитывать, что в соответствии с абз. 10 ст. 1 вышеуказанного закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с пунктом 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11278-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34, установлены нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий, изложенные в таблице 1, согласно пунктам 1 и 2 которой освещенность рабочих поверхностей жилых комнат, гостиных, спален и жилых комнат общежитий должна быть не менее 150 люкс.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в результате проведенной 22.08.2017 проверки прокуратурой Ванинского района с участием специалиста ФКУЗ «МСЧ России по Хабаровскому краю» в отношении ИВС ОМВД России по Ванинскому району, установлено, что уровень искусственного освещения ИВС ОМВД России по Ванинскому району не соответствует СП 12-95 от 01.07.1995г. МВД России «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел, СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Так, произведенными в ходе проверки замерами освещенности установлено, что в камере № 1 освещенность составляет 6люкс (лк), в камере № 2 - 67 лк, в камере № 3 - 30 лк, в камере № 4 –76,5 лк, в камере № 5 - 46 лк, в камере № 6 –37 лк, в камере № 7 - 22 лк, в камере № 8- 12 лк, в камере № 9 -18 лк, в камере № 10 -27 лк, в камере № 11 -25 лк, в камере № 12 -25 лк, в карцере - 77 лк при норме 150 лк (л.д. 41-49).

Учитывая ч. 1 ст. 17 и ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 45 Приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», ст. 1, 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11278-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 34, суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании административного ответчика провести освещенность камер №№ 1-12,карцера ИВС ОМВД России по Ванинскому району в соответствии с требованиями законодательства следует удовлетворить,установив срок исполнения до 1 июля 2019 года.

Из искового заявления и пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что по состоянию на 22.08.2017 года в камерах ИВС (камеры № № 2-10, карцер) и камерах для отбывания административного ареста (камеры № № 1, 11, 12) гигиеническое покрытие санитарно-технического оборудования всех камер повреждено (краны на раковинах не закреплены, в раковинах не уходит полностью вода), что не позволяет качественно провести уборку помещений и противоречит п. 2.6. СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.

Из писем ОМВД России по Ванинскому району от 19.12.2017 исх. № 50/17-12907, исх. № 50/21-10754 о направлении в УМВД России по Хабаровскому краю дефектной ведомости по необходимым работам капитального ремонта ИВС на 2018 г.; справки ОМВД России по Ванинскому району от 09.01.2018 исх. № 50/20-б/н о том, что согласно расходного расписания № 188/37491/004 от 29.12.2017 на 2018 год выделены лимиты бюджетных обязательств в сумме 812 000 руб. на проведение капитального ремонта ИВС ОМВД России по Ванинскому району; Плана проведения капитального ремонта за счет средств федерального бюджета на 2018 год по объектам УМВД России по Хабаровскому краю, утвержденного врио начальника УМВД России по Хабаровскому краю 16.02.2018 г., а также Ведомости объемов работ капитального ремонта помещений ИВС ОМВД России по Ванинскому району, ул. Невского, 1, утвержденной врио начальника ОМВД России по Ванинскому району 13.11.2017 г., усматривается, что на 2018 г. сделана заявка на выделение денежных средств для оценки и оформления проектной документации на имущество ОМВД России по Ванинскому району, включая ИВС.

Как следует из пояснений представителя ОМВД России по Ванинскому району Ким Е.А., письменных отзывов УМВД России по Хабаровскому краю, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю, заявка ОМВД России по Ванинскому району о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта ИВС в сумме 812000 рублей исполнена.

Согласно протоколу № 6-18 от 13.03.2018 года комиссией ОМВД России проведен открытый аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту здания ИВС ОМВД России по Ванинскому району.

Таким образом, административный ответчик ОМВД России по Ванинскому району приступил к исполнению обязанностей по устранению повреждений санитарно-технического оборудования камер №№ 1-12, карцера ИВС ОМВД России по Ванинскоиу и с учетом необходимого времени для проведения капитального ремонта в ИВС суд считает возможным определить срок исполнения решения в этой части до 31.12.2018 года.

Из административного иска усматривается, что в ИВС ОМВД России по Ванинскому району по состоянию на 21.12.2017 года отсутствует санпропускник с камерой дезинфекции вещей, а также отсутствует журнал регистрации дезинфекций (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС, что подтверждается Актом проверки от 21.12.2017 года.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п. 11 Приказа МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции).

Пунктом 14 Приказа МВД России от 22.11.2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка и изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» предусмотрена необходимость прохождения вновь прибывшими подозреваемыми и обвиняемыми санитарной обработки в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) данных лиц должны быть обработаны в дезинфекционной камере.

Оборудования помещений ИВС дезинфекционными камерами установлена Сводом правил 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» от 01.07.1995 года. Согласно разделу 1 которых, нормы указанной инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел (милиции).

Из пояснений представителя ОМВД России по Ванинскому району Ким Е.А., а также из материалов дела следует, что ИВС ОМВД по Ванинскому району построено в 1979 году и оборудован отдельным санпропускником и отдельной камерой дезинфекцией вещей. Совместить санпропускник с камерой дезинфекцией вещей в одном помещении технически не представляется возможным, по причине отсутствия свободных площадей. При этом все требования положений Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ выполняются, штатным дезинфектором ежедневно ведутся журналы регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере ИВС.

Сведений и доказательств нарушения прав, содержащихся в ИВС ОМВД по Ванинскому району лиц, проведением дезинфекции вещей не имеется.

Доказательств, подтверждающих возможность обустройства в ИВС санпропускника и дезокамерой с соблюдением требований, предъявляемых Инструкцией, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного суд полагает, что требование прокурора об оборудовании в ИВС санпропускника и дезокамеры, в здании ИВС ОМВД России по Ванинскому району, строительство, которого осуществлено в 1979 году, равно как и решение суда о таком размещении не может являться исполнимым, законным и обоснованным.

Таким образом, учитывая отсутствие прямого требования законодателя об обустройстве дезинфекционных камер при каждом ИВС, отсутствии технической возможности обустройства санпропускника с камерой дезинфекции вещей, принятии ответчиками необходимых мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм содержания лиц в ИВС и соблюдению их прав в указанной сфере, отсутствие доказательств нарушения прав граждан, направляемых в ИВС для временного содержания, суд находит требования прокурора в части оборудования ИВС ОМВД России по Ванинскому району санпропускником с камерой дезинфекцией вещей необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Доводы административных ответчиков о том, что прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основании заявлений или жалоб, наличие которых административным истцом не доказано, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Частью 1 ст. 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суд не может согласиться с доводами административных ответчиков о том, что административным истцом пропущен срок подачи административного иска, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.

Так, в своих письменных отзывах административные ответчики делают ссылку на представление прокурора от 23.08.2017 года об устранении нарушений законодательства РФ о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Однако в материалах имеются акты проверки ИВС ОМВД России по Ванинскому району от 20 и 21 декабря 2017 года, составленные помощником прокурора Ванинского района Гребенюком И.Г. о выявленных нарушениях, которые послужили основой для предъявления административного иска.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствие у административного истца пропуска срока для обращения в суд с административным иском.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Согласно п.п. 19-21 Типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 5 июня 2017 года № 355 территориальный орган является юридическим лицом, получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; за территориальным органом в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество.

Согласно пп. 30 п. 16 указанного Типового положения начальник территориального органа на районном уровне осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, находящимся в оперативном управлении территориального органа; обеспечивает эффективное использование бюджетных ассигнований.

Приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 11 августа 2017 года № 388 утверждено Положение об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ванинскому району.

Таким образом, ОМВД России по Ванинскому району в соответствии с указанным Положением является территориальным органом МВД России на районном уровне, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, за ним в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество, в отношении которых Отдел осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, а также Отдел является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, финансирование изоляторов временного содержания согласно действующего законодательства осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД России, следовательно, надлежащим административным ответчиком по административному иску прокурора является ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Ванинского района Хабаровского края к ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края об оспаривании бездействия органа государственной власти, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края по устранению повреждения санитарно-технического оборудования камер № № 1-12, карцера ИВС ОМВД России по Ванинскому району; приведению освещенности камер № № 1-12, карцера ИВС ОМВД России по Ванинскому району в соответствии с требованиями законодательства; удостоверению соответствия характеристик эксплуатируемого здания ИВС ОМВД России по Ванинскому району требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания.

Возложить на ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края обязанность:

-устранить повреждения санитарно-технического оборудования камер № № 1-12, карцера ИВС ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края сроком до 31.12.2018 года;

-привести освещенность камер № № 1-12, карцера ИВС ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства, а именно, в соответствие с п. 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1 1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» сроком до 01 июля 2019 года;

-удостоверить соответствие характеристик эксплуатируемого здания ИВС ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края требованиям Технического регламента и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации данного здания сроком до 01 июля 2019 года.

В остальной части административного иска прокурора ОМВД России по Ванинскому району Хабаровского края, отказать.

В иске к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю» и Управлению Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю об оспаривании бездействия органа государственной власти, отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Прилепская Н.А.

Мотивированное решение

изготовлено 19.03.2018г.

Копия верна:

Судья Прилепская Н.А.