ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1074/18 от 28.01.2019 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело 2а-87/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2019 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Федоренко Н.В.,

с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Букат С.О.,

при секретаре судебного заседания Мартыновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Николаевский-на-Амуре городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных объектов.

В обоснование требований истец указал, что Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что в настоящее время по ул. Красногвардейская и Свободная в г. Николаевск-на-Амуре расположены бесхозяйные сети теплоснабжения, а именно по адресам: ул. Красногвардейская, 34, и ул. Свободна, 37, общей протяженностью 10 м. Как следует из части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе относится организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Прокуратурой установлено, что указанные полномочия Администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» переданы Администрации Николаевского муниципального района. До настоящего времени работа по постановке на регистрационный учет как бесхозяйных в Управление Росреестра по Хабаровскому краю Администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и Администрацией Николаевского муниципального района в отношении указанных бесхозяйных сетей теплоснабжения не проведена. Соответственно, уклонение указанных Администраций от принятия мер к постановке на указанных сетей на учет в регистрирующем органе как бесхозяйных объектов свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и Администрации Николаевского муниципального района гражданского законодательства в части принятия мер к постановке объекта хозяйства на учет как бесхозяйного. Административный истец просил суд признать бездействие Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и Администрации Николаевского муниципального района в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учете сетей теплоснабжения, расположенных по адресам: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34, ул. Свободная, 37, общей протяженностью 10 м., как бесхозяйных объектов; обязать Администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и Администрацию Николаевского муниципального района принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по адресам: ул. Красногвардейская, 34, ул. Свободная, 37, протяженностью 10, как бесхозяйных объектов путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

22.01.2019 от главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» поступили возражения относительно исковых требований, из которых следует, что для проведения работ по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости необходимо финансирование. В бюджете городского поселения на 2019 год данный вид расходов не предусмотрен. В связи с чем необходимо обратиться в Совет депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» о внесении изменений в бюджет городского поселения. При постановке на учет бесхозяйных вещей необходимо установить срок по принятию мер к постановке на учет в течение 12 месяцев. Данный срок дает возможность провести администрации действия по выполнению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть разумный срок для принятия мер к постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных объектов. Просил суд принять решение о принятии мер к постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных, установить срок для исполнения 12 месяцев.

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28.01.2019 произведена замена ответчика Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края на ее правопреемника - Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Букат С.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что не возражает против предоставления срока для исполнения решения суда 12 месяцев.

В судебное заседание ответчик Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

По смыслу указанной выше статьи Гражданского кодекса РФ иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования - городское поселение «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края находятся сети теплоснабжения, расположенные по адресам: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34, ул. Свободная, 37, общей протяженностью 10 м.

Постановлением исполняющего обязанности главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 02.07.2015 в связи с выявлением на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» бесхозяйных участков тепловых сетей постановлено отделу муниципальной собственности в целях направления заявления в Нижнеамурский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о постановке на бесхозяйный учет выявленных участков бесхозяйных тепловых сетей провести процедуру оформления технических планов и технических паспортов сетей, согласно приложению к данному постановлению. В перечень выявленных бесхозяйных объектов (участки тепловых сетей), в том числе вошли сети теплоснабжения, расположенные по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34, ул. Свободная, 37, общей протяженностью 10 м.

Согласно справке КГУП «Хабкрайкадастр» от 27.11.2018 сети теплоснабжения, расположенные по указанным адресам, на техническом учете не состоят.

Как следует из соглашения от 25.06.2018, заключенного между Администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края и Администрацией «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, данное соглашение закрепляет передачу Администрации Николаевского муниципального района части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере теплоснабжения: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения (пункт 1.2.4). Данное соглашение заключено на срок с 28.06.2018 по 31.12.2018.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края 23.01.2019 прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что данные сети теплоснабжения фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными. Доказательств того, что указанные сети теплоснабжения находятся в чьей-либо собственности административным ответчиком суду не представлено.

До настоящего времени указанные сети теплоснабжения на учет как бесхозяйные не поставлены, меры по постановке данного бесхозяйного имущества на учет не приняты.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные сети теплоснабжения, уклонение административного ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное теплоснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» и Администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края, на которую указанным соглашением от 25.06.2018, в том числе возлагались полномочия по решению вопросов местного значения в сфере теплоснабжения, допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных по указанным адресам.

При таких данных, с учетом указанных правовых норм и обстоятельств дела на Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края как на правопреемника Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» должна быть возложена обязанность принять меры к постановке на учет названных сетей теплоснабжения, как бесхозных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

С учетом мнения представителя административного истца, суд считает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения как бесхозяйных объектов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края и Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию мер к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных по адресам: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34, ул. Свободная, 37, общей протяженностью 10 м., как бесхозяйных объектов.

Обязать Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет сетей теплоснабжения, расположенных по адресам: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34, ул. Свободная, 37, общей протяженностью 10 м., как бесхозных объектов, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 29.01.2019.

Судья Н.В. Федоренко