Дело № 2а-10752/2023
66RS0001-01-2022-007133-82
мотивированное решение
составлено 09.01.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2023 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
при секретаре Прокиной Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав о признании постановления незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований, просит признать незаконным постановление территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 07.07.2022 №. Возложить на административного ответчика обязанность внести в постановление изменения, которыми признать ошибочным постановку семьи административного истца на персонифицированный учет, как семьи, находящейся в социально опасном положении, прекратить проведение работы с семьей административного истца, отозвать информацию о семье административного истца из территориальной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 19.05.2022 № семья ФИО2 признана находящейся в социально опасном положении и поставлена на персонифицированный учет. Постановлением территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 07.07.2022 № семья ФИО2 снята с персонифицированного учета. Информация о семье направлена в территориальную комиссию Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав. Административный истец не согласна с постановлением от 07.07.2022 №. Считает его незаконным, поскольку указанное постановление содержит необоснованные выводы о нахождении семьи в социально опасном положении, нарушении прав несовершеннолетней <ФИО>10. на образование. Административный истец указывает, что местом фактического проживания ребенка и родителей в период учебы является адрес: г. Екатеринбург, <адрес>, находящийся в Верх-Исетском административном районе г. Екатеринбурга. Таким образом, сотрудниками отдела полиции № УМВД России по г. Екатеринбургу неверно установлено фактическое место проживания семьи административного истца по адресу: г<адрес> в Чкаловском административном районе г. Екатеринбурга. Кроме того, она не была извещена о времени и месте заседания территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав 07.07.2022, на котором принято оспариваемое постановление, в связи с чем, была лишена возможности осуществлять защиту своих прав.
Определением суда от 12.08.2022 в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № (далее - МБОУ СОШ №), ФИО3
Решением суда от 05.10.2022 по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 26.01.2023 по делу №, кассационным определением седьмого кассационного суда от 06.09.2023 по делу №, в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказано.
Определением суда от 22.12.2023 заявление о пересмотре решения суда от 05.10.2022 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено. Решение суда от 05.10.2022 по заявлению ФИО2 к территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав о признании незаконным постановления от 07.07.2022 №, возложении обязанности, отменено.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, заявленные сторонами ходатайства об отложении судебного заседания оставлены без удовлетворения, в связи с чем, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Исходя из положений п. 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 решения о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении и о снятии с персонифицированного учета принимаются комиссией в форме постановления.
Согласно пп. 2, 5 п. 36 Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2020 № 188-ПП решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета и прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы принимается территориальной комиссией в следующих случаях: вынесение судом решения об отмене Постановления территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении; выезд несовершеннолетнего на постоянное место жительства за пределы территории, на которую распространяются полномочия территориальной комиссии, в том числе за пределы Российской Федерации (далее – Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Из материалов дела следует, что постановлением территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 19.05.2022 № семья ФИО2 признана находящейся в социально опасном положении, постановлена персонифицированный учет.
Постановлением территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 07.07.2022 № на основании пп. 5 п. 36 Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних прекращено проведение комплексной индивидуальной профилактической работы с семьей ФИО2, семья снята с персонифицированного учета в связи с тем, что постоянное место жительства семьи находится за пределами Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Информация о семье административного истца направлена в территориальную комиссию Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При вынесении оспариваемого решения территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав учитывалась информация, поступившая 24.06.2022 из отдела полиции № УМВД России по г. Екатеринбургу о том, что семья ФИО2 фактически проживает по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, расположенному на территории Чкаловского района г. Екатеринбурга. Указанные обстоятельства подтверждались рапортом старшего инспектора ОДН отдела полиции № УМВД России по г. Екатеринбургу <ФИО>4 от 15.06.2022, из которого следует, что в ходе проведения проверки установлено, что по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, проживает ФИО2 совместно с супругом ФИО3 и несовершеннолетней дочерью <ФИО>11 ответом от 20.05.2022 УУП отдела полиции № УМВД России по г. Екатеринбургу <ФИО>5, согласно которому в ходе осуществления выхода по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, установлено, что в указанной квартире никто не проживает, двери никто не открыл, со слов соседей владельцы квартиры проживают по иному адресу.
Таким образом, у административного ответчика имелись основания для вынесения оспариваемого постановления от 07.07.2022 №.
Доводы административного истца о не извещении о времени и месте заседания территориальной комиссии <адрес> г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку в силу п. 37 Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета принимается территориальной комиссией в ходе заседания территориальной комиссии по результатам изучения имеющейся информации, подтверждающей наступление случая (обстоятельств), указанных в п. 36 настоящего порядка, большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии в форме постановления. После принятия территориальной комиссией Постановления, предусматривающего решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета, органы и учреждения системы профилактики прекращают проведение комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей. Таким образом, из указанных положений не следует, что вопрос о снятии с персонифицированного учета рассматривается с обязательным участием законного представителя несовершеннолетнего.
Вместе с тем, следует принять во внимание, что кассационным определением седьмого кассационного суда от 23.08.2023 по делу № требования административного истца ФИО2 удовлетворены. Признано незаконным постановление территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 19.05.2022 №, которым семья ФИО2 признана находящейся в социально опасном положении и постановлена на персонифицированный учет.
При таких обстоятельствах, постановление территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 07.07.2022 № о прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы с семьей ФИО2, снятии ее с персонифицированного учета в связи с изменением места жительства, не может быть признано законным, в связи с чем, требования административного искового заявления подлежат удовлетворению. Оспариваемое решение не соответствует требованиям закона, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав о признании постановления незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным постановление территориальной комиссии Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних и защите их прав от 07.07.2022 № о снятии семьи ФИО1, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета и прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы.
Обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца, о чем сообщить в суд и административному истцу в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий