ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1075/20 от 16.02.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1075/2020

39RS0002-01-2020-006976-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Калининград 16 февраля 2021 г.

Центральный районный суд гор. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Кисель М.П.,

при секретаре Ильченко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МИФНС России № 8 по гор. Калининграду, УФНС России по Калининградской области о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в адрес суда с названными требованиями, в обоснование которых указал, что в период с 21.04.1999 г. по 26.04.2002 был зарегистрирован в качестве индивидуально предпринимателя. В конце июня 2020 г. ФИО1 получено заявление налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании с него задолженности по обязательным платежам – страховым взносам.

Основанием к подаче указанного заявления послужило наличие у истца по состоянию на 20.07.2020 г. налоговой недоимки по страховым взносам на общую сумму 14298,86 руб. со сроком уплаты до 31.12.2002, в том числе: по платежам в Пенсионный фонд РФ в размере 8778,79 руб., по платежам на обязательное медицинское страхование в размере 5520,07 руб.

Поскольку указанное начисление является не законным, на основании норм материального права и в порядке, определённом процессуальным законом истец просил признать безнадежной ко взысканию имеющуюся у него задолженность по страховым платежам в размере 14298,86 руб.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 8 по гор. Калининграду (далее по тексту также – Инспекция) ФИО2 указала, что у инспекции отсутствуют законные основания для признания указанной недоимки безнадежное к взысканию и исключению её из лицевого счета.

Также поддержала ранее представленные суду пояснения по существу заявленные требований, из содержания которых следует, что в отношении указанной недоимки в размере 14298,86 руб. применены меры принудительного взыскания, а именно подано заявлением мировому судье 4-го судебного участка Московского района гор. Калининграда, на основании которого вынесен судебный приказ, обращенный к принудительному исполнению должностными лицами ФССП России.

В отношении образовавшейся суммы задолженности представитель пояснила, что первоначально указанные административным истцом суммы были переданы в налоговую инспекцию, как сальдо пеней по состоянию на 01.01.2014 г., при этом в результате программной ошибки в настоящее время суммы задолженности отражены/восстановлены по категории взнос.

Административный ответчик УФНС России по Калининградской области (далее по тексту также – Управление), будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения спора, в суд явку представителя не обеспечило, заявлений и ходатайств суду не представило.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Из содержания представленного суду ответа УФНС России по Калининградской области по результатам рассмотрения обращения (жалобы) административного истца на действиям МИФНС России № 8 по гор. Калининграду следует, что по состоянию на 20.07.2020 за ним числится недоимка по страховым взносам по следующим категориям: - в Пенсионный фонд РФ в размере 8778,79 руб. по сроку уплаты 31.12.2002 г.; - на ОМС в размере 5520,07 руб. по сроку уплаты 31.12.2002 г.

В связи с отсутствием факта уплаты задолженности инспекцией сформировано требование от 06.09.2019, со сроком уплаты до 15.10.2019 г., которое административным истцом также не исполнено, в следствие чего инспекцией в адрес мирового судьи 4-го судебного участка Московского района гор. Калининграда подано заявление о вынесении судебного приказа.

По результатам рассмотрения указанного заявления названным мировым судьей 23.03.2020 г. вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 налоговой недоимки по страховым взносам на общую сумму 14298,86 руб., в том числе: по платежам в Пенсионный фонд РФ в размере 8778,79 руб., по платежам на обязательное медицинское страхование в размере 5520,07 руб.

Вместе с тем Управлением в рамках указанного ответа в ходе проверки доводов жалобы, как вышестоящим органом по отношению к Инспекции, установлено, что Инспекцией неправомерно приняты меры принудительного взыскания задолженности в связи с выявленным фактом образования задолженности за 2002 г.

Более того Управлением Инспекции поручено в двухдневный срок после получения указанного письма направить в адрес мирового судьи письмо об отзыве заявления о вынесении судебного приказа № 2703, а также в случае наличия судебного приказа – не предъявлять его к исполнению.

Основанием к указанным выводам явился установленный Управлением факт истечением прескательного срока для взыскания задолженности в силу положений действующего законодательства, в связи с чем, Управлением указанное заявление о вынесении судебного приказа Инспекции было отменено.

Более того, определением мирового судьи 4-го судебного участка Московского района гор. Калининграда от 02.02.2021 г. указанный выше судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений ФИО1 относительно факта его вынесения.

Судом учитывается, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ), которое согласно п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, с учетом суммы недоимки превышающей 3000 руб.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ налоговый орган обязан включать в требование об уплате налога сведения о сумме задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования.

В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1); а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 5 п.1).

пунктом 5 вышеприведенной нормы порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту также – ФЗ № 436), вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 ФЗ № 436).

Положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что указанные полномочия переданы налоговым органам с 01.01.2017 г.

Приказом ФНС России от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

При указанном правовом регулировании не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований то обстоятельство, что задолженность, подлежавшая списанию налоговым органом, взыскивается в рамках исполнительного производства, осуществляемое после вступления в действие статьи 11 Закона № 436-ФЗ, соответствующие суммы должны рассматриваться как излишне взысканные.

Вместе с тем на момент рассмотрения настоящего спора указанная административным истцом задолженность по страховым взносам на общую сумму 14298,86 руб. за период 2002 г. более в порядке принудительного исполнения судебного приказа органами ФССП не взыскивается, соответствующий приказ мирового судьи отменен.

Установленные фактические обстоятельсва, в совокупности с приведенными выше нормами и положениями предопределяет вывод суда о том, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку имеющая у административного истца задолженность по страховым взносам за период 2002 г. в силу приведенных нормативов взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать безнадежной ко взысканию имеющуюся у ФИО1 налоговую недоимку по страховым взносам на общую сумму за период 2002 г., в том числе: по платежам в Пенсионный фонд РФ в размере 8778,79 руб., по платежам на обязательное медицинское страхование в размере 5520,07 руб., а всего 14298 (четырнадцать тысяч двести девяносто восемь) руб. 86 коп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2021 г.

СУДЬЯ: