ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1075/2016 от 15.11.2016 Марксовского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2 а -1075/2016

Решение

Именем Российской Федерации

15 ноября 2016 года г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Фроловой Н.П.,

при секретаре Белиной Т.В.,

с участием заместителя Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области Родионова А.Ю.

административного истца Ломидзе В.Г.

представителей административных ответчиков Ивановой И.Г., Клюшиной В.В.

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва Ломидзе В.Г. к участковой избирательной комиссии избирательного участка , Территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования, признании недействительными итогов голосования, результатов выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , заинтересованные лица: избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Саратовской области», Покровский В.В., Плющев А.Н.,

установил:

Ломидзе В.Г. зарегистрированный кандидат в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва, обратился в Марксовский городской суд Саратовской области с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, об оспаривании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка по выборам депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу (далее - УИК), Территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района Саратовской области (далее - ТИК). Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ во время подсчетов голосов, в помещении для голосования организованных УИК по адресу: <адрес> имели место нарушения Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ от «Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме». Нарушения заключались в следующем: во время подсчета итогов голосования, в 22часа 30 минут в помещение вошел кандидат в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу Покровский В.В. в сопровождении главы Совета депутатов города Маркс ФИО6, который начал участвовать в подведении итогов голосования вместе с председателем УИК Клюшиной В. В. Они перенесли избирательные бюллетени в подсобное помещение и не давали допуск туда посторонних лиц, тем самым выяснились другие результаты по всем итоговым протоколам. Просит отменить решение УИК об итогах голосования, оформленное протоколом и протоколом УИК об итогах голосования на избирательном участке по одномандатному избирательному округу ; признать недействительными итоги голосования по выборам депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва ДД.ММ.ГГГГ на данном избирательном участке.

В судебном заседании Ломидзе В.Г. доводы заявления поддержал, просил уточненные заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно показал, что избирательным объединением Саратовское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» он был выдвинут кандидатом в депутаты по выборам в органы местного самоуправления и зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу . Проведение выборов ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу проводилось УИК , расположенной по адресу: <адрес> помещении средней школы и УИК , расположенной по адресу: <адрес>. По итогам голосования на избирательном участке УИК он набрал наибольшее количество голосов избирателей - 250 избирателей. На избирательном участке УИК за него проголосовало 222 избирателя, за Покровского В.В. – 251 избиратель. Полагает, что при подсчете голосов на избирательном участке были допущены нарушения, что повлекло наибольшее количество голосов избирателей за кандидата Покровского В.В. Так же показал, что вечером ДД.ММ.ГГГГ ему позвонил ФИО7 и сообщил, что на УИК 1172 был произведен подсчет голосов по итогам которого прошла кандидатура Покровского В.В. однако итоговый протокол и его увеличенная форма еще не были изготовлены когда на участке появились два члена ТИК Марксовского муниципального района после чего вновь продолжился подсчет голосов. Со слов ФИО7 кандидат в депутаты Покровский В.В. находился на избирательном участке во время подсчета голосов. После 20.00ч. на избирательный участок был допущен глава Совета депутатов города Маркс ФИО6 Полагает, что факт нахождения на избирательном участке после 20 часов 00 минут кандидата в депутаты Покровского В.В. и главы Совета депутатов города Маркса ФИО6 не позволило с достоверностью определить волеизъявление избирателей на участке .

Председатель УИК избирательного участка – Клюшина В.В. возражала против удовлетворения иска, указав, что выборы были проведены в соответствии с требованиями закона. Когда наблюдатель сообщил ей, что работник полиции впустил на участок постороннее лицо - ФИО6, она проконтролировала, что бы он покинул помещение избирательного участка, который, около 22 часов зашел в фойе школы, при этом в работу избирательной комиссии не вмешивался, к членам комиссии не подходил, участия в подсчете голосов не принимал, доступ к документам избирательной комиссии не имел. Бюллетени подсчитывались в помещении, где проводилось голосование, в присутствии кандидатов, наблюдателей. После подсчета голосов результаты голосования были оглашены. Полагает, что административным истцом не представлено доказательств, позволяющих усомниться в волеизъявлении избирателей, жалоб и замечаний на нарушение законодательства при голосовании и подсчете голосов избирателей не было.

Председатель ТИК Марксовского муниципального района – Иванова И.Г. требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях. (л.д. 150-154). Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в Марксе проводились следующие выборы: депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Энгельсскому одномандатному избирательному округу и выборы депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления. Поскольку было совмещение выборов, то подсчет голосов на всех УИК был длительный. При проверке контрольных соотношений по специальной программе «Предконтроль» на УИК выяснилось, что не выполняются контрольные соотношения строк протоколов об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Энгельсскому избирательному округу и решением ТИК Марксовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в УИК 1172 были направлены члены ТИК Марксовского района ФИО10 и ФИО11 для оказания помощи УИК при проведении дополнительного пересчета строк протоколов голосования. На момент их приезда в УИК протоколы об итогах голосования составлены не были, увеличенные формы протоколов об итогах голосования заполнены не были, избирательные бюллетени находились в помещении для голосования. Считает, что требования административного истца не подтверждены представленными доказательствами, все итоговые документы УИК оформлены в соответствии с законом. Отраженные в протоколах результаты УИК об итогах голосования на избирательном участке по одномандатному избирательному округу размещены в системе ГАС «Выборы».

Заинтересованное лицо – Покровский В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в возражениях на административный иск просит в удовлетворении заявленных требований Ломидзе В.Г. отказать. Указывает, что в соответствии со статьей 17, частью 1, статьей 59 частью 9 Закона Саратовской области № 107 от 21.10.2005года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» он находился на территории избирательного участка в день голосования ДД.ММ.ГГГГ в качестве зарегистрированного кандидата по одномандатному округу . В подсчете голосов и подведении итогов голосования вместе с председателем и членами УИК не участвовал. В день голосования видел на крыльце МОУ СОШ ФИО6, который зашел в фойе школы и практически сразу же был удален сотрудником полиции находившимся на избирательном участке.(л.д. 133,135).

Заинтересованное лицо – Плющев А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. (л.д.137).

Заинтересованное лицо - избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Саратовской области», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке на основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ).

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетеля ФИО7 суду показал, что являлся наблюдателем от кандидата ФИО12 на выборах в депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания седьмого созыва по Энгельсскому одномандатному РФ, находился на избирательном участке до ДД.ММ.ГГГГ до 2х часов, периодически снимал работу УИК на мобильный телефон, записи передал Ломидзе В.Г. После того как закончился подсчет голосов на участке он позвонил Ломидзе В.Г. и сообщил, что Покровский В.В. набрал большее количество голосов и что на участке находится сам кандидат Покровский В.В., а в фойе школы зашел постороннее лицо ФИО6 о его нахождении он сообщил председателю УИК. Ни Покровский В.В., ни ФИО6 к избирательным документам не подходили, при подсчете голосов не участвовали. Поскольку в компьютерной программе не сходились какие то цифры, то на участке появились члены ТИК Марксовского района после чего еще раз пересчитывали ряд бюллетеней. Итоговый протокол и увеличенная форма протокола еще не были заполнены.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетеля ФИО13 суду дал аналогичные показания, при этом дополнил, что решением ТИК Марксовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в качестве доверенного лица кандидата в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному округу - Ломидзе В.Г. Видел как после 20.00часов на избирательный участок два раза заходил ФИО6, к избирательным документам он не подходил в подсчете голосов участия не принимал.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетеля ФИО14 суду показал, что на данных выборах он являлся доверенным лицом от зарегистрированного кандидата в депутаты в Государственную Думу РФ ФИО12 Около 23.00 часа вместе с Ломидзе В.Г. они прибыли на УИК , увеличенная форма протокола еще не была заполнена, в помещении находился кандидат в депутаты Покровский В.В., а на улице находился ФИО6

Свидетель ФИО15 в судебном заседании показал, что является заместителем председателя УИК , пояснил, что выборы ДД.ММ.ГГГГ проходили в рамках действующего законодательства, жалоб никаких не было. После закрытия избирательного участка сначала осуществляли подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, бюллетени подсчитывались в помещении, где проводилось голосование, в присутствии кандидатов, наблюдателей. Официально видеосъемка не проводилась, он делал замечание двум наблюдателям, чтобы они не пользовались мобильными телефонами. При подсчете голосов посторонних на избирательном участке не находилось. Также показал, что после закрытия участка не видел ни Покровского В.В, ни ФИО6

Свидетель ФИО16 суду показала, что являлась членом УИК , при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ никаких нарушений не имелось, голосование проходило спокойно, подсчет голосов провели без замечаний, присутствовали наблюдатели и кандидат Плющев А.Н. После проведения подсчета голосов, бюллетени подготовили к упаковке, то есть свернули и завернули в бумагу, некоторые сложили для удобства в коробки, но коробки не запечатывали. Протокол еще не был заполнен и подписан, когда при внесении данных в компьютерную программу «Предконтроль» не сошлись контрольные соотношения строк протоколов об итогах голосования в депутаты Государственной Думы и комиссией было принято решение о дополнительном пересчете строк. Бюллетени находились в завернутом виде на столах в зале, где проводились выборы, а также подсчет бюллетеней. После приезда членов ТИК вновь продолжили работу по подсчету голосов. Ни Покровский В.В. ни ФИО6 участия в работе УИК не принимали, в её работу не вмешивались.

Свидетель ФИО17 в судебном заседании показала, что являлась секретарем УИК , выборы проходили спокойно, посторонних лиц после закрытия избирательного участка она не видела. После подсчета голосов она находилась в комнате, где стоял компьютер с программой «Предконтроль», и вносила результаты подсчета. Итоговые протоколы были составлены уже под утро, всеми был подписаны, жалоб на работу комиссии не поступало.

Свидетель ФИО18 в судебном заседании показала, что являлась членом УИК с правом решающего голоса. Пояснила, что первыми считали бюллетени по Энгельсскому одномандатному избирательному округу , затем по Федеральным спискам кандидатов в депутаты и последними считали бюллетени в Собрание депутатов ММР. При проведении подсчета голосов посторонних на избирательном участке не было, только члены комиссии и наблюдатели. Когда выяснилось, что по компьютерной программе не сходятся контрольные соотношения, вновь пересчитали ряд бюллетеней.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании показала, что является членом ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области, ДД.ММ.ГГГГ на УИК выборы проходили в обычном режиме, весь день УИК занималась обеспечением порядка голосования избирателей. После закрытия участка на подсчет голосов было обращение в ТИК председателя УИК Клюшиной В.В. о том, что у них «не идут» контрольные соотношения по выборам по Энгельсскому одномандатному избирательному округу и по выборам в Собрание депутатов ММР. По прибытии на УИК примерно в 23.00-24.00 часов на улице она встретилась с кандидатом в депутаты Ломидзе В.Г. и с главой муниципального образования г.Маркс ФИО6, по поведению которого было понятно, что он намеренно провоцирует Ломидзе В.Г. на конфликт. На момент прибытия членов ТИК увеличенные формы протоколов, вывешенные на стенах, заполнены не были, протоколы по итогам выборов не изготовлены. В дальнейшем УИК в присутствии членов ТИК стали производить дополнительный пересчет бюллетеней по Энгельсскому одномандатному избирательному округу , затем по выборам в Собрание депутатов ММР. После пересчета контрольные соотношения в программе «Предконтроль» сошлись и работа УИК продолжилась.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с Конституцией РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); граждане РФ участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избрать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 1; ч. 1 ст. 2; ч. 1 ст. 17).

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966года каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (ст. 25).

Названные принципы избирательного права, закрепленные в международных нормах, являются составной частью правовой системы РФ, признаются и гарантируются РФ в качестве конституционных прав и свобод.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 77 закрепляет перечень обстоятельств, при установлении которых суд отменяет решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов.

Отмена судом решения избирательной комиссии о результатах выборов и последствии признание этих результатов недействительными возможны лишь при обязательном условии, что допущенные нарушения закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулирует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (дела рассматриваются по правилам главы 24 КАС РФ).

В силу частей 2 - 4 статьи 84 КАС РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В соответствии с частью 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса (статья 61 КАС РФ).

Согласно ч.2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч.15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно преамбуле Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в редакции от 05.04.2016г.) (далее - Закон № 67-ФЗ) демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 ст. 32 Закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В соответствии с п.1 ст. 67 Закона № 67-ФЗ решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена статьями 68 и 69 указанного выше Федерального закона.

Аналогичные положение закреплены областным законом от № 107- ЗСО от 31 октября 2005года ( в редакции от 27.04.2016года) « О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» где установлен порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. ( ст. 59).

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 68 Закона).

Так, согласно п.26 статьи 68 Закона после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Согласно ч.9 ст. 68 вышеуказанного закона при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст. 30 Закона 67-ФЗ на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

В силу п.3 указанной статьи с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Аналогичные положения закреплены в статье 17 Закона Саратовской области № 107- ЗСО от 31 октября 2005года ( в редакции от 27.04.2016года) « О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области».

Согласно ч.11.2 ст. 56 Закона Саратовской области № 107 от 21.10.2005года «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» при проведении голосования, в том числе досрочного голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в части 3 статьи 17 настоящего Закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов

Согласно ч.9 ст. 59 вышеуказанного закона, при непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 3 статьи 17 настоящего Закона.

Согласно ч.3 ст. 17 вышеназванного закона с момента начала работы участковой избирательной комиссии в дни досрочного голосования, в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в частях 1 и 1_2 настоящей статьи, а также наблюдатели.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 67 –ФЗ для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

В силу п. 1 ст. 19 Закона № 67 – ФЗ для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016года № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016года № 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Энгельсскому одномандатному избирательному округу возложены на территориальную избирательную комиссию Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Решением Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Собрания Марксовского муниципального района пятого созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.156).

Решением ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р сформирована участковая избирательная комиссия в составе 11 человек. (л.д.54-56).

Решением ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ. -р председателем участковой избирательной комиссии назначена Клюшина В.В. (л.д.56).

Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ сформирована территориальная избирательная комиссия Марксовского муниципального района Саратовской области в количестве 11 членов с правом решающего голоса. (л.д.50-52).

Из материалов дела следует, что по городу Марксу и Марксовскому району определены границы округов и избирательных участков по выборам в Собрание Марксовского муниципального района пятого созыва.

К одномандатному избирательному округу в котором численность избирателей составляет – 3369 относятся УИК , расположенная по адресу: <адрес> - МОУ СОШ и УИК , расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 90).

Зарегистрированными кандидатами в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу , внесенными в избирательный бюллетень, являлись: Ломидзе В.Г., Плющев А.Н., Покровский В.В. Данные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела:

Решением ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р зарегистрирован список кандидатов в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Саратовской области». В составе указанного списка по одномандатному избирательному округу зарегистрирован кандидат Ломидзе В.Г. (л.д.17).

Решением ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области от 13 июля 2016 года № 01-07/56-р зарегистрирован список кандидатов в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва, выдвинутый Марксовским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия». В составе указанного списка по одномандатному избирательному округу зарегистрирован кандидат Покровский В.В. (л.д.92,93).

Решением ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р зарегистрирован Плющев А.Н. выдвинувшийся в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу . (л.д.95).

Решением ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в 23ч.10м. -р в УИК были направлены члены ТИК Марксовского района с правом решающего голоса ФИО11 и ФИО10 для оказания помощи при проведении дополнительного пересчета строк протоколов об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Энгельсскому избирательному округу , выборах депутатов Собрания Марксовского муниципального района по одномандатному избирательному округу , соответствующих избирательных бюллетеней и проверки выполнения соответствующих контрольных соотношений. (л.д.71,72).

Согласно протоколу (экземпляр № 1,2 ) участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке по адресу: <адрес>, подписанному ДД.ММ.ГГГГ в 04часов 15 минут председателем участковой комиссии, заместителем председателя, секретарем и всеми присутствующими членами УИК, кандидат Ломидзе В.Г. набрал <данные изъяты> голоса, кандидат Покровский В.В. – <данные изъяты> голос, кандидат Плющев А.Н. – <данные изъяты> голос. (л.д.63 -67). Указанные данные были внесены в систему ГАС «Выборы» ДД.ММ.ГГГГ. в 08ч. 23мин, что подтверждается актом ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области. (л.д. 120). Как следует из названного протокола, в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) не поступало. Указанный протокол является формой решения участковой комиссии. Наличие каких либо нарушений, допущенных при подписании протокола не установлено.

Согласно протокола № 1 от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Марксовского муниципального района Саратовской области с полномочиями окружной избирательной комиссии утверждены результаты голосования по одномандатному избирательному округу , согласно которым за кандидата Ломидзе В.Г. проголосовало <данные изъяты> избирателя ( <данные изъяты> за кандидата Покровского В.В. – <данные изъяты> голос ( <данные изъяты>), за кандидата Плющева А.Н. – <данные изъяты> голоса ( <данные изъяты>). Покровский В.В. признан избранным депутатом в Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному округу как кандидат, набравший большинство голосов избирателей. (л.д.109,110).

Решением ТИК Марксовского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-р выборы депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва признаны состоявшимися и действительными; депутатом Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу избран Покровский В.В. ( л.д. 123).

Результаты проведенных на территории Марксовского муниципального района выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, Энгельсскому одномандатному избирательному округу , в Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва и выборов в органы местного самоуправления Марксовского муниципального района третьего созыва были опубликованы в районной газете «Воложка» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61,62).

В соответствии с п.1.2. ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

По смыслу статей 46 - 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при проведении выборов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что основаниями для удовлетворения требований административного истца могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

В силу пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Следовательно, нарушение отдельных избирательных процедур само по себе не может повлечь отмену решения избирательной комиссии, если оно не повлекло серьезных неустранимых последствий.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что процедура подсчета голосов и определение итогов голосования на избирательном участке были проведены с нарушениями, а именно: во время подсчета итогов голосования, в 22часа 30 минут в помещение УИК вошел кандидат в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу Покровский В.В. в сопровождении главы Совета депутатов города Маркс ФИО6, который начал участвовать в подведении итогов голосования вместе с председателем УИК Клюшиной В. В. Они перенесли избирательные бюллетени в подсобное помещение и не давали допуск туда посторонних лиц, тем самым выяснились другие результаты по всем итоговым протоколам.

Как пояснил в судебном заседании административный истец Ломидзе В.Г. о нарушениях указанных им в иске ему стало известно со слов наблюдателя ФИО7 В подтверждение своих доводов о допущенных при подсчете голосов нарушениях административным истцом представлены видеозаписи, на которых по его мнению, зафиксированы данные факты.

В судебном заседании был осуществлен просмотр представленных истцом на диске видеозаписей, однако изложенные им доводы о наличии нарушений процедуры подсчета голосов и определение итогов голосования на избирательном участке по результатам просмотра этих материалов не подтверждаются. На видеозаписях содержатся кадры нахождения на участке кандидата в депутаты Покровского В.В., членов комиссии УИК, на одной из видеозаписи отражена беседа председателя УИК Клюшиной В.В. с членом ТИК Марксовского муниципального района ФИО11, также зафиксировано, что постороннее лицо появилось в фойе помещения УИК и тут же был удален сотрудником полиции, находившимся у входа в помещение избирательного участка.

На основании исследованных данных доказательств нельзя сделать вывод о том, что имелись какие - либо факты нарушений порядка подсчета голосов и определении итогов голосования.

Допрошенные по делу свидетели, входившие в состав участковой избирательной комиссии и присутствовавшие при голосовании и подсчете голосов, не указали на обстоятельства, изложенные административным истцом пояснив, что нареканий к работе комиссии при голосовании и подсчете голосов не было.

Довод административного истца, о том, что в помещение УИК в период подсчета голосов избирателей находился кандидат в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу Покровский В.В. в сопровождении главы Совета депутатов города Маркс ФИО6, который начал участвовать в подведении итогов голосования вместе с председателем УИК Клюшиной В. В., суд находит необоснованным, поскольку он опровергается совокупностью исследованных доказательств по делу.

В силу действующего избирательного законодательства кандидат в депутаты Покровский В.В. был вправе присутствовать на избирательном участке в день выборов.

Также судом не установлено, что после 20 часов 00 минут в помещении для голосования на участке находилось постороннее лицо, которое присутствовало во время подсчета голосов либо вмешивалось в процесс или руководило им. Как не было установлено, что и кандидат Покровский В.В. вмешивался в работу УИК и принимал непосредственное участие в подсчете голосов избирателей.

Суд считает, что факт нарушения УИК порядка подсчета голосов избирателей и итогов голосования в ходе рассмотрения дела установлен не был; представленная видеозапись не является достаточным и бесспорным доказательством данного факта.

В силу ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч. 2 ст. 244 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о том, что участковой избирательной комиссией при проведении подсчета голосов и установлении итогов голосования были допущены нарушения избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей на выборах депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу , административным истцом не представлено, в связи с чем в удовлетворении заявленных административным истцом требованиях об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования, признании недействительными итогов голосования, результатов выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска кандидата в депутаты Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва Ломидзе В.Г. к участковой избирательной комиссии избирательного участка , Территориальной избирательной комиссии Марксовского муниципального района <адрес> об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования, признании недействительными итогов голосования, результатов выборов депутатов Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , заинтересованные лица: избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Саратовской области», Покровский В.В., Плющев А.Н. - отказать.

В течение пяти дней со дня принятия мотивированного решения на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Марксовский городской суд Саратовской области.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 ноября 2016года.

Судья: Н.П. Фролова