ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1075/2021 от 08.04.2021 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 08 апреля 2021 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

с участием представителя административного истца Семеновой А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Цирулеве С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области к Пугачевой Элине Альбертовне о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г.,

установил:

В обоснование иска указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, т.к. имеет в собственности транспортные средства. В адрес ответчика были направлены налоговое уведомление и требование об уплате налогов, однако, в установленный срок ответчик налоги добровольно не оплатил, в связи с чем были начислены пени.

ДД.ММ.ГГГГ от представителя административного истца ФИО4 поступило уточненное административное исковое заявление об изменении предмета иска,указанного в исковом заявлении отДД.ММ.ГГГГ, в связи с определением мирового судьи <адрес> на судебном участке от ДД.ММ.ГГГГ по делу об исправлении описки в судебном приказе и в определении об отмене судебного приказа в части периода взыскания и суммы налога, в связи с чем задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. отсутствует, сумма задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. и пени составляет: налог – 9450 руб. 00 коп., пени – 34 руб. 50 коп., а всего 9484 руб. 50 коп.

Представитель административного истцаСеменова А.А.поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Административный ответчик Пугачева Э.А., в судебном заседании требования искане признала, представила письменные возражения (л.д. ), где указала, что после добровольного исполнения решения Гатчинского городского суда ЛО от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному иску МИФНС России № 7 по ЛО к Пугачевой Элине Альбертовне о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> коп. (ОКТМО - за транспортное средство <данные изъяты>, государственный номер , что подтверждается копиями квитанций, с ее счета судебный пристав-исполнитель Гатчинского РОСП УФССП России по ЛО повторно взыскал данную задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается справкой о детализации списаний по взысканиям. Фактически данная сумма является переплатой, не была учтена МИФНС России № 7 по ЛО при расчете налога за ДД.ММ.ГГГГ г.ДД.ММ.ГГГГ по требованию инспекции ею был оплачен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. за транспортное средство <данные изъяты>,государственный номер , что также подтверждается копиями квитанций. Таким образом, переплата по налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. за транспортное средство <данные изъяты><данные изъяты>,государственный номер , составляет <данные изъяты> коп., также не учтена инспекцией.Требование об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> коп (ОКТМО - ) за транспортное средство <данные изъяты>, государственный номер , полагает необоснованным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ с личного счета ее матери ФИО6 через ее личный налоговый кабинет посредством онлайн перевода были оплачены: транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. за транспортное средство <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. за транспортное средство <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> коп., что подтверждается историей операций из личного кабинета налогоплательщика и справкой ПАО «<данные изъяты>». Из чего следует, что сумма переплаты по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. составила <данные изъяты> коп., а требования об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. за транспортное средство <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. ею исполнены в полном объеме. Полагает, что данная ситуация сложилась в результате введения ее в заблуждение налоговым органом. Также полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, так как исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, а также материалы административного дела , приходит к следующему:

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 358 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. На основании ч. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Как установлено на имя ответчика зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>, государственный номер ; <данные изъяты>, государственный номер (л.д. ).

Общая сумма задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. составила 9450 руб. 00 коп.

Судом при изучении материалов дела а-721/2020 о вынесении судебного приказа по заявлению МИФНС России № 7 по ЛО о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам с Пугачевой Элины Альбертовны было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был выдан судебный приказ о взыскании с Пугачевой Элины Альбертовны недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 9450 руб. 00 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 руб. 50 коп. (ОКТМО - ); недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1656 руб. 00 коп., а всего 11170 руб. 69 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 руб. 19 коп. (ОКТМО - ).

ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в связи с поступившими от Пугачевой Э.А. возражениями.

Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исправлены описки в судебном приказе по административному делу от ДД.ММ.ГГГГ и в определении об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. На первой странице судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в третьем абзаце резолютивной его части после фразы «недоимку по транспортному налогу за» читать «ДД.ММ.ГГГГ» вместо неправильного «ДД.ММ.ГГГГ». В определении об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ первый абзац после слова «УСТАНОВИЛ:» изложить в следующей редакции «ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес>ФИО7 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России по <адрес> недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 9450,00 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34.50 руб. ОКТМО: ».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подана частная жалоба на определение об исправлении описки в судебном приказе и в определении об отмене судебного приказа по делу

Апелляционным определением Гатчинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ определение мирового судьи судебного участка № <адрес>ФИО7об исправлении описки в судебном приказе и в определении об отмене судебного приказа по делу оставлено без изменения, частная жалоба Пугачевой Э.А. без удовлетворения.

По имеющемуся в распоряжении налогового органа адресу административного ответчика было направлено: налоговое уведомление на уплату налогов от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), налоговое уведомление на уплату налогов от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ),а также требование со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), требование со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ),которые до настоящего времени не исполнены в полном объеме.

Направление, как налоговых уведомлений, так и требований подтверждается скриншотами страниц с сайта интернет «Личный кабинет налогоплательщика», имеющимися в материалах дела (л.д. ).

В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных данным Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены этим Кодексом на иной федеральный орган исполнительный власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо непредусмотрен данным Кодексом. Лицам, на которых данным Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Аналогичным образом ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ определяет, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Статьей 11.2 НК РФ установлено, что личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке (пункт 1).

Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено данным пунктом (пункт 2).

Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017г. № ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка он разработан в целях реализации налогоплательщиками – физическими лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных налоговым Кодексом Российской Федерации, и определяет среди прочего перечень документов (информации), сведений, размещаемых налоговыми органами в личном кабинете налогоплательщика.

Согласно п. 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика размещаются документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных налоговым Кодексом РФ (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).

Пунктом 20 Порядка установлено, что в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе.

После получения от физического лица уведомления, указанного выше, документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, направляются налоговыми органами физическому лицу на бумажном носителе по истечении 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.

В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно п. 23 Порядка датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику направлены налоговое уведомление и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

Уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе Пугачевой Э.А. не подавалось.

Таким образом, истец воспользовался предоставленной ему законом альтернативой и направил налоговое уведомление и требование через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном действовавшим законодательством, Пугачевой Э.А. они получены, а потому административном истцом досудебный порядок урегулирования административного спора соблюден.

В установленный законом шестимесячный срок истец обратился за вынесением судебного приказа о взыскании недоимки.

Определениями мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени (л.д. ).

Настоящий иск поступил в приемную Гатчинского городского суда Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ). Таким образом, в рамках настоящего дела названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа административным истцом не пропущен.

Системный анализ положений ст.ст. 44, 357, 358, Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что предъявление требований об уплате транспортного налога за автомобили к ответчику, как к лицу, на которое зарегистрированы транспортные средства, является правомерным.

При этом, согласно п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Аналогичная норма предусмотрена в п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001.

Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ г. Пугачева Э. А. являлась собственником вышеуказанного транспортного средства. Обязанность по уплате транспортного налога ответчик не выполнила, поэтому оснований сомневаться в правильности произведенного налоговым органом расчета в отношении транспортного налога в исковом заявлении не имеется.

Следовательно, предъявление требований об уплате транспортного налога за 2016 год к административному ответчику, как к лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство, является правомерным.

Возражения ответчика,направленные на то, что иск, по его мнению, назаконен, т.к. пропущен срок обращения в суд с настоящим иском, суд полагает несостоятельным по вышеизложенным мотивам, а также не являющимися основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что порядок начисления и расчет размера произведены правильно, задолженность по транспортному налогу подлежит взысканию в судебном порядке согласно требованиям ст. 48 и ст. 75 НК РФ в размере 9484 руб. 50 коп.

От уплаты судебных издержек по делу административный истец освобожден, в связи с чем, с ответчика в пользу бюджета Гатчинского муниципального района ЛО на основании ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

взыскать с Пугачевой Элины Альбертовны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 9484 руб. 50 коп.

Взыскать с Пугачевой Элины Альбертовны в доход бюджета Гатчинского муниципального района Ленинградской области госпошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинный документ находится в материалах

дела

УИД

Гатчинского городского суда Ленинградской области