ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10761/2023 от 30.11.2023 Красногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-10761/2023

УИД 50RS0021-01-2023-010558-27

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2023 года г. Красногорск

Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и отмене решения, обязании снять с кадастрового учета объект,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее также - Управление) с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС Российской Федерации, о признании незаконным и отмене решения, обязании снять с кадастрового учета объект. Просит суд признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № КУВД- от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его. Обязать Управление снять с кадастрового учета объекта с номером .

Административный иск мотивирован тем, что ФИО2 является собственником объекта с кадастровым номером - подъездные пути, который располагается по адресу: <адрес>. ФИО2, будучи собственником данного имущества, является плательщиком налогов на имущество, согласно главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость зданий и сооружений и составляет 15113192 рублей. Истец указывает, что данный объект не может являться объектом недвижимости и регистрация в Росреестре противозаконно, с нарушением ст. 130 ГК РФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о снятии данного объекта с кадастрового учета на основании ст. 130 ГКРФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в праве снять данный объект с кадастрового учета.

Поскольку спорный объект, право на который в ЕГРН зарегистрировано, как недвижимость, не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи, поэтому сам факт государственной регистрации права собственности на такое имущество, нарушает право собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможности реализации последнего, имеющего (ст. 133 ГКРФ) у него полномочий.

Подъездные пути (дорожки) являются составной частью земельного участка, заборы, дороги к зданиям являются вспомогательными по отношению к земельному участку и не могут являться отдельными объектами недвижимости требующих регистрацию в Росреестре. Технический паспорт, инвентарный номер которого свидетельствует о том, что данное сооружение, которое называется подъездные пути, представляет из себя подстилающий слой песка - гравийной смеси, что в свою очередь указывает на отсутствие какого-либо фундамента.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 65,66 ЗК Российской Федерации, ст. 22 Закона «О государственной оценке», ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости», административный истец просит суд иск удовлетворить.

Административный истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом не явился, обеспечил явку представителя ФИО5, поддержавшего в судебном заседании исковые требования доверителя.

Суд с учетом положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу пункта 7 части 4 статьи 8 данного Закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Часть 3 статьи 14 указанного Закона устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в частности, в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН (пункт 3).

При этом одним из оснований для осуществления такой регистрации являются акты обследования недвижимости (пункты 7, 8 части 2 статьи 14).

В соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке.

В части 1 статьи 23 Закона о регистрации указано, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит объект – подъездные пути, с кадастровым номером , площадью 6583 кв. метров, назначением – сооружение транспорта, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 12), указанный объект поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет инвентарный , условный , находится в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером .

Как следует из технического паспорта ГУП <адрес> «МОБТИ» Луховицкого филиала ГУП <адрес> «МОБТИ» составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подъездные пути с инвентарным номером (л.д. 54-55) имеют описание: подъездные пути бетонные.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером , площадью 6583 кв. метров, назначением – сооружение транспорта, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> (л.д. 44).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление с заявлением о принятии дополнительных документов в виде заявления о снятии с кадастрового учета сооружения с кадастровым номером , ввиду его ошибочной постановки на кадастровый учет.

По результатам обращения Управлением Россреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение в виде уведомления № КУВД- (КУВД-) о приостановлении государственного кадастрового учета сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении указано, что в соответствии с ч. 3 п. 3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ (далее-Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Представлено заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, права на который отсутствуют в ЕГРН. По сведениям ЕГРН право собственности на сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный . Снятие с кадастрового учета осуществляется на основании акта обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется кадастровым инженером по результатам осмотра места, где находился объект недвижимости.

Заявителю рекомендовано представить заявление о снятии с кадастрового учета сооружения и прекращении права собственности на сооружение с приложением Акта обследования, подготовленного кадастровым инженером.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление с заявлением о принятии дополнительных документов в виде заявления о снятии с кадастрового учета сооружения с кадастровым номером , как поставленный ранее ошибочно, а также копии технического паспорта.

По результатам обращения Управлением Россреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение в виде уведомления № КУВД- о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав; рекомендовано представить заявление о снятии с кадастрового учета сооружения и прекращении права собственности на сооружение с приложением Акта обследования, подготовленного кадастровым инженером.

Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД- заявителю отказано в регистрации в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ КУВД- причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.

В судебном заседании установлено, что административным истцом в отношении объекта с кадастровым номером подано заявления о снятии с государственного кадастрового учета в связи с тем, что объект не являются объектом капитального строительства.

В связи с изменениями, внесенными вступлением в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ, статьи Закона о регистрации дополнены новыми нормами.

В соответствии с ч. 20 ст. 70 Закона о регистрации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учету в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом (до ДД.ММ.ГГГГ не подлежали государственному учету в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), записи о таких объектах и правах на них исключаются из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению лица, указанного в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в Едином государственном реестре недвижимости права на указанный объект не зарегистрированы. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из Единого государственного реестра недвижимости таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, указанных в части 2.1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 3 статьи 45 указанного Федерального закона.

Таким образом, в силу внесенных изменений в Закон о регистрации, объекты, которые не являются объектами недвижимого имущества, могут быть сняты с государственного кадастрового учета, если отсутствуют документы о техническом учете таких объектов.

В случае, если такие документы имеются, то снять данные объекты с кадастрового учета возможно только на основании решения суда, вынесенного в порядке гражданского судопроизводства.

В силу ч. 8 ст. 58 Закона о регистрации, в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется.

Согласно части 1 статьи 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого закона.

Фактическим основанием для принятия оспариваемого административным ответчиком решения является не предоставление документов, необходимых для осуществления действий по государственному кадастровому учету.

С учетом установленных обстоятельств, поскольку при обращении с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта с кадастровым номером решение о признании объекта, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не является недвижимостью, заявление о снятии с кадастрового учета сооружения и прекращении права собственности на сооружение с приложением Акта обследования, подготовленного кадастровым инженером, представлены не были, государственный регистратор обоснованно принял решения об отказе в государственной регистрации права.

Доводы стороны административного истца, что в связи с незаконной постановкой объекта с кадастровым номером , Управление обязано было снять данный объект с кадастрового учета, суд находит несостоятельными.

Установив, что оспариваемое решения принято уполномоченным должностным лицом в полном соответствии с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 177 - 179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и отмене решения № КУВД- от ДД.ММ.ГГГГ, обязании снять с кадастрового учета объект с кадастровым номером , как поставленный ранее незаконно, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р.Н. Харитонова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>