ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1076/2021130011-01-2021-001883-24 от 21.12.2021 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-1076/2021 13RS0011-01-2021-001883-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Зубова Поляна 21 декабря 2021 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,

при секретаре Былкиной Н.А.,

с участием в деле:

административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия, его представителя ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по земельному налогу,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России №6 по Республике Мордовия обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО2 задолженности по земельному налогу в размере 1283 руб. 18 коп. и пени 57 руб. 18 коп., мотивируя свои требования тем, что ФИО2 с период с 27.07.2012 г. по 04.06.2020 г. являлся собственником земельного участка, с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства. Доля в праве собственности 1/2, ставка по объекту собственности 0,3%, адрес места нахождения земельного участка: 140477<Адрес>. В соответствии с положениями ст. 388 Налогового кодекса РФ ФИО2 исчислен земельный налог за 2017 г. в сумме 1226 руб.; за 2018 г. в сумме 715 руб. Уплата данного налога в установленные законом сроки ФИО2 не производилась, что является нарушением ст.23 НК РФ. На основании ст.75 НК РФ на неуплаченную сумму налога должнику начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа в общей сумме 27,18 руб. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Московской области требованиями об уплате налога и пени налогоплательщику было предложено произвести уплату указанных налогов и пени. Однако соответствующие платежи административным ответчиком произведены не были.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представлены квитанции, подтверждающие уплату земельного налога за 2016-2018 г.г.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьёй 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что ФИО2. с период с 27.07.2012 г. по 04.06.2020 г. являлся собственником земельного участка, с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства. Доля в праве собственности 1/2, ставка по объекту собственности 0,3%, адрес места нахождения земельного участка: <Адрес>.

На основании уведомления №61359926 от 20.09.2017 г. ответчику рассчитан земельный налог за 2016 г. в размере 1 226 руб. Срок исполнения обязанности по уплате налога установлен «не позднее 01.12.2017 г.».

Уведомлением №42902721 от 28.08.2018 г. ответчику рассчитан земельный налог за 2017 г. в размере 1 226 руб. Срок исполнения обязанности по уплате налога установлен «не позднее 03.12.2018 г.».

Уведомлением №18425501 от 15.08.2019 г. ответчику рассчитан земельный налог за 2018 г. в размере 715 руб. Срок исполнения обязанности по уплате налога установлен «не позднее 02.12.2019 г.»

В соответствии с требованием №10300 по состоянию на 26.02.2018 г. налоговым органом установлено наличие у ответчика задолженности по земельному налогу и пени в общей сумме 2349,24 руб. Срок исполнения обязанности по уплате налога установлен «до 17.04.2018 г.».

Требованием №14535 по состоянию на 07.02.2019 г. налоговым органом установлено наличие у ответчика задолженности по земельному налогу и пени в общей сумме 2498,45 руб. Срок исполнения обязанности по уплате налога установлен «до 19.03.2019 г.». сведения о направлении указанного требования в материалах дела отсутствуют.

Исходя из требования №12213 по состоянию на 03.02.2020 г. налоговым органом установлено наличие у ответчика задолженности по земельному налогу и пени в общей сумме 2455,90 руб. Срок исполнения обязанности по уплате налога установлен «до 30.03.2020 г.».

02.08.2021 г. мировым судьей судебного участка №1 Зубово-Полянского района Республики Мордовия отменен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу за 2016-2018 г.г. в размере 1796 руб. и пени - 57,18 руб.

В рамках судебного разбирательства по делу ответчиком представлены платежные документы, а именно:

- чек-ордер Мордовского ВВБ филиал от __.__.____ о налоговом платеже в сумме 1 226 руб., в котором указаны: назначение платежа «налоговый платеж», УИН документа , КБК , которые совпадают с соответствующими данными, отраженными в корешке квитанции об уплате налога, имеющемся в материалах дела;

- чек-ордер от __.__.____ о налоговом платеже в сумме 1226 руб. в котором указаны: наименование платежа «налоговый платеж», УИН документа , КБК , которые совпадают с соответствующими данными, отраженными в корешке квитанции об уплате налога, имеющемся в материалах дела;

- чек-ордер от 08.11.2018 г. о налоговом платеже в сумме 1226 руб. с прикрепленным корешком квитанции об уплате налога в срок до 03.12.2018 г., УИД .

Согласно представленной истцом карточке расчетов с бюджетом «земельный налог» в отношении ФИО2 все вышеуказанные платежи ответчика подтверждены.

Как было указано представителем истца ФИО1, внесенный ответчиком платеж от 18.10.2016 г. в сумме 1226 руб., от 30.11.2017 г. в сумме 1226 руб.; от 20.11.2018 г. в сумме 1226 руб., от 04.12.2019 г. в сумме 715 руб. были зачтены налоговым органом за предыдущие периоды, поскольку соответствующий порядок зачета платежей установлен Приказом налогового органа. Так, уплата налога от 18.10.2016 в сумме 1226 руб. была зачтена в сет уплаты земельного налога за 2014 г.; уплата от 30.11.2017 г. в сумме 1226 руб. – с чет уплаты земельного налога за 2015 г.; уплата от 20.11.2018 г. в сумме 1226 руб. – в счет уплаты земельного налога за 2016 г.; уплата от 04.12.2019 г. в сумме 715 руб. – в счет уплаты земельного налога за 2017 г.

Однако суд не может согласиться с правомерностью такого зачета, поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 45 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Как следует из Приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», а также разъяснений ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации» налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и приложенного к нему платежного документа (извещения) по форме № ПД (налог).

При этом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Физическое лицо самостоятельно может оформить платежный документ на уплату налогов.

Платежный документ может быть сформирован с помощью электронного сервиса на сайте ФНС России. В этом случае индекс (УИН) документа присваивается автоматически.

Из вышеизложенного следует, что при наличии сформированного налоговым органом платежного документа, в том числе с помощью электронного сервиса на сайте ФНС России в личном кабинете налогоплательщика, то индекс (УИН) документа присваивается автоматически. В таком случае налогоплательщик, указав УИН, может произвести индивидуально-определенный платеж. При отсутствии такого документа налогоплательщики самостоятельно указывают свои данные, необходимые для уплаты налога, а также наименование налога и период задолженности.

В данном конкретном случае у МИФНС №7 по Московской области не имелось оснований для зачисления внесенных налогоплательщиком денежных средств по земельному налогу за 2016-2019 г.г. в счет задолженности за иные налоговые периоды (предыдущие), т.к. указание в каждой квитанции административным ответчиком уникального идентификатора начисления (УИН), делает отсылку к периоду задолженности по земельному налогу именно за 2016-2018 г.г.

Несовершенство программного обеспечения налогового органа в части неправильной идентификации платежа по УИН с периодом задолженности на лицевом счете налогоплательщика не может вменяться в вину последнему. Оплата задолженности по квитанции с УИН, свидетельствует о надлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей.

Согласно пункту 7 статьи 3 НК Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Принимая во внимание неверное отнесение налоговым органом произведенных ФИО2 налоговых платежей за периоды с 2016 по 2019 г.г. в счет погашения задолженности за предыдущие периоды, а также то, что налогоплательщик, исходя из исследованных материалов дела, надлежащим образом исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2017-2018 г.г. с учетом пени, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 219, 290, 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по земельному налогу оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Зубово-Полянского

районного суда Республики Мордовия Е.А. Пивкина

Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2021 г.

Председательствующий Е.А.Пивкина

1версия для печатиДело № 2а-1076/2021 ~ М-1157/2021 (Решение)