ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-107/19 от 03.04.2019 Мирнинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-107/2019

УИД 29RS0028-01-2019-000093-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Мирный 03 апреля 2019 года

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Липкина Ю.Г.,

при секретаре Кочергиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирный административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени,

у с т а н о в и л:

МИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту – МИФНС №6) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, обосновав требования тем, что за 2014-2016 годы за налогоплательщиком ФИО1 числились объекты налогообложения: квартира, находящаяся по адресу ***, с кадастровым номером *** и строение (здание магазина с гаражом), расположенное по адресу: ***, с кадастровым номером ***, в связи с чем налоговым органом начислен налог на имущество за 2014 год исходя из инвентаризационной стоимости имущества в размере 6 944 рубля, а за 2015 год исходя из кадастровой стоимости имущества в размере 1687 рублей, в связи с изменениями в законодательстве. Выставленные налоговым органом суммы налогов ФИО1 были уплачены. Налоговым органом был произведен перерасчет за три налоговых периода, в результате которого, налогоплательщику был доначислен налог за 9 месяцев 2014 года по объекту налогообложения магазин с гаражом и доплате в бюджет подлежало - 4 187 рублей, а за 2015 год в размере 580 рублей за тот же объект. В ходе рассмотрения дела административный истец административные исковые требования уменьшил и в окончательной редакции просит взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 580 рублей и пени за период с 14 декабря 2017 года по 14 января 2018 года в размере 4 рубля 84 копейки.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении дела.

При подготовке дела к судебному разбирательству административным ответчиком ФИО1 в суд был представлены возражения, в соответствии с которыми, налог им уплачены в соответствии с выставленными налоговым органом требованием, освобожден от уплаты налогов на имущество физических лиц, поскольку является индивидуальным предпринимателем уплачивающим ЕНВД, полагает, что незаконным перерасчет налога в сторону увеличения.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно положениям ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенные в пределах муниципального образования жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.

Налоговая база согласно ст. 402 НК РФ в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение о применении на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (на территории Архангельской области в отношении налоговых периодов, начиная с налога за 2015 год).

В случае утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).

Законом Архангельской области от 24.10.2014 N 199-11-03 «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что применение на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения начинается с 1 января 2015 года.

До 01.01.2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулировался Законом РСФСР от 09.12.1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон №2003-1 от 09.12.1991 г.).

Указанный закон утратил силу с 01.01.2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 284-ФЗ) и введением в действие с 01.01.2015 г. главы 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц».

Согласно ч. 1 ст. 5 Закон № 284-ФЗ он вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

На основании п.п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

В силу п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц предусмотрено ст. 407 НК РФ, а также п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.11, п. 10 ст. 346.43 НК РФ.

Согласно положениям абз. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в т.ч. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному в п. 6 ст. 407 НК РФ.

Как установлено п. 6 ст. 407 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018 года), лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

В связи с принятием Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с 01.01.2018 предоставление документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, не обязательно и относится к праву налогоплательщика.

Таким образом, предоставление налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц при налогообложении имущества индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, носит заявительный характер и предусматривает представление заинтересованным лицом заявления о предоставлении налоговой льготы, а также до 01.01.2018 года документов, ее подтверждающих.

ФИО1 в 2014-2016 годах принадлежали следующее объекты налогообложения: квартира, находящаяся по адресу ***, с кадастровым номером ***; а также строение (здание магазина с гаражом), расположенное по адресу: ***, с кадастровым номером ***

Как следует из материалов дела, МИФНС № 6 ФИО1 был произведен расчет налога за 2015 год по сроку уплаты до 01.12.2016 года в общей сумме 1 687 руб., из них 146 руб. – налог за квартиру, 1 541 руб. – налог за здание магазина с гаражом.

31 октября 2016 года налог уплачен ФИО1

В связи с тем, что сумма налога за 2014 год исчислена из инвентаризационной стоимости объекта, ответчику в пределах установленного срока был произведен перерасчет налога за 2015 год (изменилась сумма налога за здание магазина с гаражом исходя из кадастровой стоимости стала равна - 2 121 руб., налог за квартиру не изменился - 146 руб.) и направлено налоговое уведомление № *** от 20 сентября 2017 года.

Таким образом, общая сумма налога за 2015 год равна 2 267 руб. (налог за квартиру 146 руб. + налог за здание магазина с гаражом 2 121.00 руб.).

В связи с тем, что ФИО1 31 октября 2016 года произведена оплата налога по первоначальному расчету в размер 1 687 руб., то доплате в бюджет подлежало 580 руб. (2 267 руб. – 1 687 руб.).

Сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год по сроку уплаты не позднее 01 декабря 2017 года по налоговому уведомлению № *** от 20.09.2017 года в размере 2 267 руб. уплачена ФИО1 своевременно 22.11.2017 года.

Таким образом, административным ответчиком с учетом перерасчета налога в соответствии со ст. 52 и ст. 409 НК РФ в пределах установленного трехгодичного срока и произведенных уплат подлежал уплате в бюджет по сроку не позднее 01 декабря 2017 года налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 580.00 руб.

Согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя уплачивающего ЕНВД.

15 июня 2015 года ФИО1 в МИФНС № 6 было представлено заявление, в котором налогоплательщик сообщал, что не согласен с суммой налога за 2014 год, т.к. нежилое помещение магазина с гаражом, находящееся по адресу: ***», используется им в предпринимательской деятельности в качестве склада. К заявлению были приложены соответствующие подтверждающие данное обстоятельство документы.

На основании представленного налогоплательщиком заявления и подтверждающих льготу документов налоговым органом ФИО1 на основании аб. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ была предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц за 2014 год по объекту строению (магазин с гаражом по адресу: г. ***) в виде освобождения от уплаты налога за период 9 месяцев 2014 года.

В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № *** от 23 июня 2015 года, согласно которому налог был исчислен только за 3 месяца 2014 года (за период, когда ответчик не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя) в размере 1 396 руб. (размер налога уменьшен на 4 187 руб. - сумма за 9 месяцев 2014 года по объекту магазин с гаражом).

Между тем, согласно представленных документов, ФИО1 с заявлениями о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц за 2015 год по настоящее время, в налоговый орган не обращался.

В силу вышеприведенных норм перерасчет налога на имущество физических лиц в связи с предоставлением льготы за 2015 год в настоящее время невозможен, в связи с истечением установленного трехлетнего срока.

В связи с отсутствием заявления о предоставлении льготы и документов, ее подтверждающих, административному ответчику в пределах установленного ст. 52 и ст. 409 НК РФ трехгодичного срока был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год, согласно которому налогоплательщику был доначислен налог по объекту налогообложения «магазин с гаражом» и доплате в бюджет подлежал налог в размере 580 руб. по сроку уплаты не позднее 01 декабря 2017 года.

В соответствии с ч.1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст. 75 НК РФ).

В связи с неуплатой налога в установленный срок на указанную сумму недоимки в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени за период с 14 декабря 2017 года по 14 января 2018 года в размере 4 руб. 84 коп. Расчет пени является арифметически правильным и соответствует требованиям закона.

27 июля 2018 года мировым судьей судебного участка № 1 Мирнинского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество за 2014-2016 год в размере 4 767 руб., пени с 2 декабря 2017 года по 14 января 2018 года в размере 40 руб. 40 коп., а также госпошлина в сумме 200 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Мирнинского судебного района Архангельской области от 16 августа 2018 года судебный приказ от 27 июля 2018 года о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество с ФИО1 был отменен в связи с поступившими возражениями.

Таким образом, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением в установленные законом сроки.

До настоящего времени недоимка по налогу за 2015 год и начисленные на нее пени ответчиком не погашены.

Поскольку, доказательств уплаты недоимки по налогу и пени ФИО1 в суд не представлено, требования налогового органа о взыскании с него недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 580 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4 руб. 84 коп., начисленных за период с 14 декабря 2017 года по 14 января 2018 года на сумму недоимки за 2015 год, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в размере 400 руб., от уплаты которой при подаче иска был освобожден истец.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, место жительства: *** задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 580 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за период с 14 декабря 2017 года по 14 января 2018 года в размере 4 руб. 84 коп., всего взыскать 584 (пятьсот восемьдесят четыре) рубля 84 копейки.

Взыскание недоимки и пени производить по следующим реквизитам: получатель: ИНН <***> КПП 292001001, УФК по Архангельской области (Межрайонная ИФНС России №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) Банк получателя: отделение Архангельск, г. Архангельск БИК 041117001, счет: 40101810500000010003, ОКТМО: 11725000,

(по налогу на имущество КБК 18210601020041000110;

по пени КБК 18210601020042100110).

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Мирный» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца с даты принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд.

Председательствующий Ю.Г. Липкин