ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-107/2016 от 17.03.2016 Кашинского городского суда (Тверская область)

дело №2а-107/2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2016 года г.Кашин

Кашинский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Мариной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Культяковой Е.И.,

с участием административного истца заместителя Кашинского межрайонного прокурора Фомина А.А.,

представителя административного ответчика администрации МО «Кашинский район» Тверской области по доверенности Латипова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кашинский район» Тверской области о возложении обязанности объявить и провести конкурс по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома,

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кашинский район» Тверской области с требованиями о возложении на администрацию муниципального образования «Кашинский район» обязанности по объявлению и проведению конкурса по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: [данные удалены], в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что по коллективному обращению жителей дома [номер обезличен], расположенного по адресу: [данные удалены] была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации МО «Кашинский район» Тверской области. Решением Кашинского городского суда Тверской области от [дата обезличена] были удовлетворены исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, выступившего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Городского поселения - город Кашин Тверской области о возложении на неё обязанности обратиться с заявлением в регистрирующий орган о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - многоквартирного дома [номер обезличен], расположенного по [данные удалены]. В решении указано, что отсутствие собственника жилого дома нарушает и делает невозможным осуществление прав граждан, в нем проживающих, не обеспечивается зашита прав граждан, пользующихся коммунальными услугами, эксплуатационные службы не определены, создаются препятствия к надлежащему техническому обслуживанию дома, состояние дома не проверяется, повышается риск возникновения чрезвычайных ситуаций. В рамках исполнения указанного судебного решения Администрация Городского поселения - город Кашин Тверской области [дата обезличена] обратилась с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - многоквартирного дома [номер обезличен], расположенного по [данные удалены] - в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, что подтверждается соответствующей распиской. Таким образом решение Кашинского городского суда Тверской области от [дата обезличена] администрацией было исполнено. Правом обращения вышеуказанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества многоквартирного дома в муниципальную собственность Городского поселения - город Кашин Тверской области, администрация Кашинского района по истечении 1 года нахождения такого имущества в реестре бесхозяйных объектов, ведение которого осуществляется органами Росреестра, не воспользовалась.

Вместе с тем, обслуживание указанного многоквартирного дома какой-либо специализированной организацией не осуществляется. Общие собрания собственников многоквартирного жилого дома [номер обезличен], расположенного по адресу: [данные удалены], по вопросу выбора способа управления данным многоквартирным домом не проводились, способ управления не избран, представителями администрации МО «Городское поселение - город Кашин» (до передачи полномочий в МО «Кашинский район») и администрации МО «Кашинский район» Тверской области (после принятия полномочий от органов местного самоуправления «Городское поселение - город Кашин») собрания с жителями данного многоквартирного дома по вопросам выбора способа управления не проводились, уведомления администрацией МО «Городское поселение - город Кашин» Тверской области (до передачи полномочий в МО «Кашинский район») и администрацией МО «Кашинский район» Тверской области (после принятия полномочий от органов местного самоуправления «Городское поселение - город Кашин») о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации собственникам указанного многоквартирного дома не направлялись. Указанный многоквартирный дом какой-либо специализированной организацией никогда не обслуживался. Таким образом, в вышеуказанном многоквартирном жилом доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом собственниками помещений не проводилось, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, предусмотренного статьей 161 Жилищного кодекса РФ, собственниками не принималось; то есть собственники жилых помещений указанного многоквартирного дома своё право на выбор способа управления домом не реализовали.

Несмотря на это, органами местного самоуправления - администрацией МО «Городское поселение - город Кашин» Тверской области (до передачи полномочий в МО «Кашинский район») и администрацией МО «Кашинский район» Тверской области (после принятия полномочий от органов местного самоуправления «Городское поселение - город Кашин») в нарушение действующего законодательства меры по объявлению и проведению конкурса по выбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома [номер обезличен] по [данные удалены] не предпринимались, собственники указанного многоквартирного дома продолжают осуществлять эксплуатацию общедомового имущества без выбора способа управления в порядке, установленном федеральным жилищным законодательством. Непринятие административным ответчиком мер по объявлению к проведению конкурса по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: [данные удалены], приводит к нарушению прав граждан, проживающих в этом доме.

В судебном заседании заместитель Кашинского межрайонного прокурора Фомин А.А. поддержал исковые требования в полном объеме, дополнительно просил возложить на администрацию Кашинского района обязанность сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца после исполнения решения суда ответчиком.

Представитель административного ответчика администрации МО «Кашинский район» Тверской области Латипов А.М. в судебном заседании административные исковые требования Кашинского межрайонного прокурора не признал, привёл доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что для объявления и проведения конкурса по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома, необходимо обращение собственника (собственников) помещения в данном доме в администрацию Кашинского района, однако от собственников указанного многоквартирного дома таких заявлений в администрацию Кашинского района не поступало. В силу части 7 статьи 161 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 данной статьи, однако собственники указанного дома с таки заявлением в суд не обращались. Многоквартирный дом в муниципальной собственности не находится, следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Тверской области № 121-30 от 20 декабря 2012 г. «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Тверской области» в объект муниципального жилищного контроля не входит. В действующем правовом регулировании в области жилищных отношений отсутствуют нормативные положения, предусматривающие проведение конкурса по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома по обращению собственника (собственников) помещения в данном доме. Как видно из заявления жителей многоквартирного дома, обращённого Кашинскому межрайонному прокурору, заявители не просят объявить и провести конкурс по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома, в котором они проживают, а просят принять меры реагирования, связанные с исполнением решения Кашинского городского суда Тверской области от [дата обезличена]. Таким образом, Кашинским межрайонным прокурором предъявлены исковые требования к администрации Кашинского района, не относящиеся к предмету прокурорской проверки.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив их в совокупности с требованиями статьи 59-62 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Как следует из статьи 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, по поводу управления многоквартирными домами, контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменён в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с п.п. 4, 6 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Решением Кашинского городского суда Тверской области от [дата обезличена], вступившего в законную силу [дата обезличена], на администрацию Городского поселения – город Кашин Тверской области возложена обязанность обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости – многоквартирного жилого дома [номер обезличен], расположенного по адресу: [данные удалены], в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно в Кашинский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в течение 10 дней с момента вступления данного решения суда в законную силу.

[дата обезличена] в Кашинский отдел Управления Росреестра по Тверской области администрацией Городского поселения – город Кашин Тверской области подано заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества по адресу: [данные удалены].

Согласно п.п. 7, 9 п. 4 статьи 37 Устава МО «Кашинский район» Тверской области администрация Кашинского района осуществляет полномочия администрации Городского поселения – город Кашин Тверской области в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, Уставом муниципального образования городское поселение – город Кашин: организует в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Как следует из указанных выше норм, с учётом требований ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: [данные удалены], законом возложена на администрацию МО «Кашинский район» Тверской области как на орган местного самоуправления.

Пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ №75 от 06 февраля 2006 года, установлено, что конкурс проводится, в частности, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст.164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В ходе судебного заседания установлено, что в бесхозяйственном объекте - многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: [данные удалены], общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось, решение о выборе способа управления многоквартирным домом, предусмотренное ст. 161 ЖК РФ не принималось.

Несмотря на это, органом местного самоуправления - администрацией МО «Кашинский район» Тверской области в нарушение действующего законодательства меры по объявлению и проведению конкурса по выбору управляющей организации не предпринимались, лица, проживающие в указанном доме [данные удалены], продолжают осуществлять эксплуатацию общедомового имущества без выбора способа управления в порядке, установленном федеральным жилищным законодательством, что не отрицалось представителем административного ответчика Латиповым А.М. в судебном заседании.

Обязанность ответчика провести мероприятия по проведению конкурса по выбору управляющей организации отнесена к безусловной компетенции соответствующего муниципального образования.

При этом, довод представителя ответчика Латипова А.М. о том, что отсутствие указанного жилого дома как бесхозяйного объекта в Реестре муниципальной собственности освобождает администрацию от обязанности по объявлению и проведения конкурса по выбору управляющей организации по данному дому лишен правовых оснований и основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Утверждение представителя ответчика Латипова А.М. о том, что прокурор не мог обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку жители указанного дома обратились в прокуратуру по вопросу не исполнения решения Кашинского городского суда от [дата обезличена] является не состоятельным, так как не лишает прокурора в целях обеспечения контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий органом местного самоуправления обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением. Предъявление искового заявления прокурором в суд в защиту неопределенного круга лиц обосновывается невозможностью определить данный круг лиц ввиду его многочисленности, постоянной сменяемости жителей в многоквартирном доме и невозможностью определения временно находящихся по каким-либо причинам граждан в данном доме.

В целях защиты жилищных прав неопределенного круга лиц, учитывая положения статьи 1 Жилищного кодекса РФ, суд полагает, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку непринятие администрацией мер по объявлению и проведению конкурса по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного жилого дома приводит к нарушению прав граждан в части соблюдения требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома, на безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, муниципального имущества, на доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, в том числе на постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

При этом суд считает необходимым установить трёхмесячный срок, в который ответчику следует предпринять необходимые меры по объявлению и проведению конкурса по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: [данные удалены], и полагает его разумным и достаточным для организации всех необходимых работ.

В соответствии с частью 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения суда по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая, что на администрацию МО «Кашинский район» Тверской области возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, то суд полагает возможным административному ответчику установить срок для сообщения об исполнении решения суда в течение 1 месяца после исполнения административным ответчиком решения суда.

Руководствуясь статьями 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Кашинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Кашинский район» Тверской области объявить и провести конкурс по выбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: [данные удалены], в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Кашинский район» Тверской области сообщить суду и Кашинскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца после исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Кашинский городской суд Тверской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 марта 2016 года.

Председательствующий: