Дело № 2а-107/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Красный 20 марта 2018 года
Краснинский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перовой Е.В.,
при секретаре Мазуровой О.А.,
с участием прокурора Чукляевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснинского района Смоленской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившиеся в непринятии мер, предусмотренных федеральным законодательством по прекращению права собственности иностранных граждан на земельные участки и обязании принять меры, предусмотренные федеральным законодательством по прекращению прав собственности иностранных граждан на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснинского района Смоленской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившиеся в непринятии мер, предусмотренных федеральным законодательством по прекращению права собственности иностранных граждан на земельные участки и обязании принять меры, предусмотренные федеральным законодательством по прекращению прав собственности иностранных граждан на земельные участка.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Краснинского района Смоленской области в рамках осуществления контроля за исполнением представления прокуратуры района № от ДД.ММ.ГГГГ, внесенного по результатам проверки информации Управления Росреестра по Смоленской области о нарушениях земельного законодательства при использовании земельных участков на приграничных территориях, установлено, что гражданка Армении ФИО1 является собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную долю у ФИО1 зарегистрировано 10.12.2015. Гражданин Узбекистана ФИО10 также является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Право собственности на указанный земельный участок у ФИО11. зарегистрировано 21.07.2015. В нарушение земельного законодательства Российской Федерации, учитывая, что в установленные законом сроки указанные земельные участки собственниками – гражданами иностранных государств отчуждены не были, при этом законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности иностранных граждан, где инициатором такой процедуры является государственный орган или орган местного самоуправления, несмотря на то, что в адрес и.п. главы муниципального района в ноябре 2017 года направлялось представление с требованием устранить нарушения земельного законодательства в части усиления деятельности органа муниципального земельного контроля, проведения дополнительной проверки на предмет выявления фактов владения земельными участками иностранными гражданами, органом муниципального контроля реальные меры по устранению выявленных нарушений предприняты не были, просит суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных федеральным законодательством по прекращению права собственности иностранных граждан ФИО1 и ФИО12 на земельные участки, с кадастровыми номерами № расположенные на территории муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области; обязать Администрацию муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области принять меры, предусмотренные федеральным законодательством по прекращению права собственности иностранных граждан на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные на территории муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, и в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокуратуру Краснинского района Смоленской области.
В судебном заседании помощник прокурора Чукляева К.С. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области ФИО2 в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями согласился, однако просил увеличить срок сообщения об исполнении решения по административному делу в суд и прокуратуру Краснинского района Смоленской области до двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного производства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В силу требований Гражданского Кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п.1 ст.2).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, а согласно ч. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, из указанного выше вытекает приоритет права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Также в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку прокурор в своем административном иске указывает на нарушение требований земельного законодательства, затрагивающие интересы и права российских граждан, суд приходит к выводу о его правомерности обращения за судебной защитой.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Таким образом, реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях Российской Федерации. Таким образом, нахождение земельного участка в собственности иностранного гражданина нарушает права и законные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 339 Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 муниципальное образование "Краснинский район" Смоленской области является приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательством порядке.
В силу п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
По смыслу положений п. 2 ст. 238 ГК РФ в случаях, когда имущество не отчужден собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Таким образом, если земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входят в утвержденный Перечень, относятся и находятся на праве общей долевой собственности у иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, то они должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам. Поскольку указанные земельные участки могут быть предоставлены иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам на праве аренды.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращение права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.
Статьей 52 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отчуждение земельного участка его собственником другими лицами осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.
Абзацем 6 статьи 37 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" установлено, что уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Постановлением Администрации Краснинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ принят Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Краснинского района Смоленской области. Регламент устанавливает сроки и последовательность действий органов местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Краснинского района Смоленской области. Осуществление муниципального земельного контроля на территории Краснинского района Смоленской области производится Администрацией муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области (далее - Администрация) в лице структурного подразделения Администрации - отдела экономики, комплексного развития и муниципального имущества Администрации муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области (далее - Отдел).
Также, в соответствии с положениями Регламента результатом осуществления муниципального земельного контроля является выявление факта нарушения земельного законодательства (или его отсутствия), составление акта проверки и направление материалов проверки в территориальный орган, осуществляющий государственный земельный надзор.
Из материалов дела усматривается, что гражданка Армении ФИО1 является собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную долю у ФИО1 зарегистрировано 10.12.2015.
Гражданин Узбекистана ФИО13 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный земельный участок у ФИО14 зарегистрировано 21.07.2015.
В адрес прокуратуры Смоленской области Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) ДД.ММ.ГГГГ направлены сведения о земельных участках, расположенных в приграничных районах, права на которые зарегистрированы более одного года за иностранными гражданами.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные законодателем, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращение права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности иностранных граждан. Инициатором такой процедуры является государственный орган или орган местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Краснинского района Смоленской области в адрес и.п. Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области было направлено представление с требованием устранить нарушения земельного законодательства, в части усиления деятельности органа муниципального земельного контроля, проведения дополнительной проверки на предмет выявления фактов владения земельными участками иностранными гражданами. Однако органом муниципального контроля реальные меры по устранению выявленных нарушений предприняты не были.
Кроме того, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что информацией о нарушении земельного законодательства в части получения прав собственности иностранными гражданами на земельные участки на приграничных территориях иностранными гражданами, администрация района располагала еще в июне 2017 года. Однако, конкретные меры в отношении прав собственности гражданки Армении ФИО1II. ? долю земельного участка с кадастровым номером № и гражданина Узбекистана ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером №, приняты не были.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области умышленно допускает злоупотребление своим правом на инициирование процедуры принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности иностранных граждан. Данное бездействие со стороны администрации создает угрозу экономическому суверенитету Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Наличие в собственности иностранного гражданина земельного участка на приграничной территории нарушает закрепленный Конституцией Российской Федерации приоритет права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану.
Указанные обстоятельства при рассмотрении дела административным ответчиком опровергнуты не были, тем самым не выполнены требования ст. 226 КАС РФ.
Невыполнением Администрацией муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области вышеприведенных требований закона нарушаются права и законные интересы граждан Российской Федерации.
В связи с чем, требования прокурора о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, предусмотренных федеральным законодательством по прекращению права собственности иностранных граждан на земельные участки, расположенные на приграничной территории, подлежат удовлетворению.
Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом конкретных обстоятельств дела, необходимости при исполнении решения суда установления местонахождения иностранных граждан, суд полагает необходимым указать Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области на необходимость направить информацию об исполнении судебного решения в Краснинский районный суд Смоленской области и прокуратуру Краснинского района Смоленской области в течение двух месяцев со дня исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Краснинского района Смоленской области удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер, предусмотренных федеральным законодательством по прекращению права собственности иностранных граждан ФИО1 и ФИО15 на земельные участки с кадастровыми номерами № соответственно, расположенные на территории муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области принять меры, предусмотренные федеральным законодательством по прекращению права собственности иностранных граждан ФИО1 и ФИО16. на земельные участки с кадастровыми номерами № соответственно, расположенные на территории муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, и в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокуратуру Краснинского района Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Перова