Дело № 2а-107/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым – Холодной Е.И.,
при секретаре – Медведевой А.М.,
с участием прокурора – Бухштаб Д.С.,
представителя административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика – ФИО2,
представителя заинтересованного лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, заинтересованное лицо на стороне административного ответчика - Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, о признании недействительным приказа от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы»,
установил:
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее – Приказ № 48/27) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно в соответствии с Приложением № 1 к настоящему приказу. Установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в соответствии с Приложением № 2 к настоящему приказу. Признан утратившим силу с 01 января 2021г. приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07 ноября 2019г. №50/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2020 год». Пунктом 4 вышеуказанного приказа установлено, что при изменении системы налогообложения Предприятию надлежит уведомить Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым в течение 3 рабочих дней. Пунктом 5 Приказ № 48/27 установлено, что настоящий приказ вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.
Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействительным полностью приказ от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы», принятый Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.
Административный иск мотивирован тем, что в силу приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 года № 75 «О введении в действие «Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» квартирно-эксплуатационная служба Советской Армии и Военно-Морского Флота ведает обеспечением воинских частей казарменно-жилищным фондом и коммунальными сооружениями. К «коммунальным сооружениям» относятся, в том числе, электростанции, трансформаторные подстанции, котельные установки. К коммунально-эксплуатационным органам (организациям) относятся, в том числе квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, его структурные подразделения (далее – ФГБУ «ЦЖКУ»). ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет технологическое присоединение (подключение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативным правовыми актами в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как следует из пункта 69 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30.12.2017 № 860 (далее – Руководство). При этом, в Положении о ФКУ «Управление Черноморского флота» отсутствует раздел о возможности административного истца осуществлять технологическое присоединение (подключение) сторонних потребителей к инженерным сетям (системам коммунальной инфраструктуры). В соответствии с пунктом 21 Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Положением. У административного истца отсутствуют договоры теплоснабжения, поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, технологического присоединения (подключении) сторонних потребителей к инженерным сетям. Административный истец указывает, что использует котельные, находящиеся в его ведении, только для выработки и передачи тепловой энергии для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения потребителей тепла и горячей воды (субабонентам, являющимся нанимателями жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны). Котельные вырабатывают и передают тепловую энергию для отопления «сторонним» потребителям (военнослужащим, проживающим в казармах, общежитиях) по договорам возмещения затрат. Приобретение угля и дров для выработки тепловой энергии происходит в Учреждении на основании заключенных государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с приказом командующего Черноморским флотом от 22.04.2019 № 711 дсп «О расквартировании управлений, соединений, служб, воинских частей, предприятий, организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Республики Крым и города Севастополя и закреплении за ними военных городков» котельные закреплены за военными городками, а ФКУ «Управление Черноморского флота» осуществляет техническое обслуживание котельных. Квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота (далее – КЭУ ЧФ) письмом от 22.10.2020 № 94/1/4404 обращалось в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым с просьбой оставить без рассмотрения заявления ФКУ «Управление Черноморского флота» об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2021-2023 годы и о выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию, на что ответчик направил письмо от 26.11.2020 № 1474/05-13, в котором настаивал на необходимости установления тарифа на тепловую энергию, отпускаемую Учреждением. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 года № 2580-р создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее – ФГКУ «КТУИО»), основными целями деятельности которого являются выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Котельные, как имущество Минобороны России, от ФГКУ «КТУИО» Минобороны России не передавались Учреждению по договору безмездного пользования, не закреплены на праве оперативного управления. Тот факт, что административный истец не осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения подтверждается выпиской из протокола заседания Правления при Департаменте городского хозяйства города Севастополя от 18.12.2020, в соответствии с которой, тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы не был установлен, ввиду отсутствия правового статуса источника теплоснабжения. Указывает, что при издании приказа от 17.12.2020 года № 48/27 ответчик нарушил нормы материального права, поскольку административный ответчик не осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенную или приобретенную тепловую энергию (мощности) в том смысле, в каком это определено в Законе о теплоснабжении.
В процессе рассмотрения дела представителем истца подано заявление от 27.07.2021г. (т.6 л.д.65-75), в котором дополнительно, как на основание для удовлетворения иска административный истец указывает, что установление тарифа на тепловую энергию на 2019 год послужило выданное КЭЧ (Евпаторийского района) военной прокуратурой представления о необходимости утверждения тарифа для ФКУ «Управление Черноморского флота». Однако, ввиду ненадлежащего исполнения Комитетом своих обязанностей (принятия заявления от лица, не имеющего на это полномочий от ФКУ «Управление Черноморского флота»), был установлен тариф на 20192020 года. В связи с чем, после получения от командующего Черноморским флотом доверенности от 01.09.2020г. №45/645/Д на право подачи заявления от Учреждения об отмене приказов Комитета об утверждении тарифа на 2019 и 2020года в федеральную антимонопольную службу были поданы заявления об обжаловании, которые не были рассмотрены ввиду пропуска срока на обжалование приказов. 04.12.2019г. командующим Черноморским флотом принято решение о приостановлении применении тарифа до определения себестоимости затрат для каждой котельной на 2019г. и о признании выставленных счетов недействительными, а поступившие по ним денежные средства, после заключения договоров возмещения, зачесть как авансирование. Денежные средства, которые были оплачены потребителями, были администрированы по соответствующим ФЭСам, как компенсация расходов по возмещению затрат на выработку тепла котельными. В итоге за период с 01.01.2020г. по настоящее время котельные подают тепло, но договора на возмещение затрат с физическими лицами не заключают, денежные средства не взыскивают, так как до настоящего времени отсутствует расчет себестоимости по каждой котельной (с 2018г. котельные находятся на финансовом обеспечении ФЭС 1). Административный истец полагает, что заявление о начислении тарифа на 2021год было подано лицом, у которого также отсутствовала доверенность на право совершения данных действий (к заявлению была приложена доверенность от 28.01.2020г. №45/74), так как в доверенности указано, что начальник КЭУ ЧФ за счет бюджетных средств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств представляет интересы Учреждения по вопросам заключения договоров на возмещение затрат на топливно-энергетические ресурсы со сторонними потребителями; определения в установленном порядке расходов на производство, распределение и отпуск тепловой энергии (т.е. заключение государственных контрактов от имени Учреждения). Учитывая вышеизложенное административный истец считает, что заявление об установлении тарифов на 2021год подано не уполномоченным лицом, что является нарушением п.17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075 и п.7 Регламента открытия дел об установлении тарифов в сфере теплоснабжения от 07.06.2013г. №163, утверждённого приказом Федеральной службы по тарифам.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Управление Черноморского флота» - ФИО1 административный иск поддержала, просила удовлетворить, дополнительно пояснила, что административный истец не оспаривает сам размер установленных оспариваемым приказом тарифов. Считает оспариваемый нормативный правовой акт недействительным, так как административный истец не является теплоснабжающей организацией, а само заявление об установлении тарифов на 2021г. подано не уполномоченным лицом.
Представитель административного ответчика Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - ФИО2 административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, по мотивам, изложенным в возражениях на иск. Пояснила, что из материалов тарифного дела усматривается, что административный истец на законном основании владеет источником тепловой энергии которую продает, а значит является теплоснабжающей организацией.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что именно административный истец является теплоснабжающей организацией, так как фактически владеет и эксплуатирует, технически обслуживает котельные, расположенные в военных городках, получает денежные средства от потребителей, однако отказывается принимать имущество на оперативное управление, несмотря на то, что ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России принимает активные действия по передаче объектов инженерной инфраструктуры (в том числе котельных, обслуживающих военные городки) в оперативное управление административному истцу.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бухштаб Д.С., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец ФКУ «Управление Черноморского флота» обратился с настоящим административным иском в суд 05 февраля 2021 года, то есть, в период действия оспариваемого в части приказа № 48/27 от 17 декабря 2020 года.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Аналогичные требования закреплены в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Государственное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) и основывается, в том числе, на принципе соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (статья 3 Закона о теплоснабжении).
Частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе, в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; ) осуществление федерального и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе за установлением и изменением в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Согласно статье 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию подлежат регулированию.
Пунктом 2 части 1 статьи 12.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется посредством, в том числе, регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №166 (далее - Положение о Комитете), Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1.1).
Пунктом 3.4.2 Положения о Комитете предусмотрено, что к полномочиям Комитета относится установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности).
Согласно пункту 4.1 Положения, Комитет с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.
В соответствии с пунктом 28 раздела III Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённого приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 июля 2014 года №1/1 (далее – Регламент Комитета), решение об установлении тарифов (далее - решение) принимается в форме приказа Правлением Комитета на заседании. Установление тарифов производится Комитетом путем рассмотрения соответствующих дел.
Рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по представленным в Комитет обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе Комитета.
К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, выполненное уполномоченным по делу или штатными экспертами, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями, являются дополнительными материалами.
Пунктом 5.4.1 Положения о Комитете регламентировано, что в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).
Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункт 5.4.4).
Процедура и сроки рассмотрения вопросов по установлению тарифов в сфере теплоснабжения предусмотрены Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования).
Разделом IV Правил регулирования предусмотрено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами, а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Судом установлено, что 30 апреля 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступило заявление ФКУ «Управление Черноморского флота» об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на 2021 и последующие годы за подписью начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО5 (вх. № 1701/05) (т. 2 л.д.18).
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
07 мая 2020 года Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым было вынесено решение об открытии дела об установлении тарифов № 54 (т. 2 л.д.19-20).
Извещение об открытии дела об установлении тарифов от 07 мая 2020 года № 480/05-16 с копией решения было направлено в адрес ФКУ «Управление Черноморского флота» (т. 2 л.д.21).
Из тарифного дела усматривается, что письмом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 июня 2020 года № 663/05-16 ФКУ «Управление Черноморского флота» сообщено о необходимости предоставления дополнительных сведений (т.5 л.д.1-2).
06 июля 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от административного истца поступили дополнительные материалы для установления тарифов на тепловую энергию во исполнение запроса Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 июня 2020 года № 663/05-16 ФКУ (т.5 л.д. 3-42).
06 июля 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от начальника Евпаторийской КЭЧ района ФИО10 поступил дополнительный пакет документов к тарифному делу на установление тарифов в сфере теплоснабжения для ФКУ «Управление Черноморского флота» (квартирно-эксплуатационная часть (Евпаторийского района) на 2021 год (т. 5 л.д.43-65).
27 октября 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступило письмо начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО11 от 22 октября 2020г. (вх. № 4293/05), в котором он просит оставить без рассмотрения заявление об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2021 год и о выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию. В обоснование заявления указано, что котельные, как имущество Минобороны России ФКУ «Управление Черноморского флота» от Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее – ФГКУ «КТУИО») не передавались, котельные закреплены за военными городками (т. 5 л.д. 66-67).
Государственный комитет по ценам и тарифам письмом от 26.11.2020 года исх. № 1474/05-13 в ответ на письмо ФКУ «Управление Черноморского флота» от 27.10.2020 года № 4293/05 сообщает, что на основании поступившего заявления об установлении тарифов на тепловую энергию от 30.04.2020г. открыто дело №54 от 07 мая 2020г. об установлении тарифов на тепловую энергию для ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021-2023год. В постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу №А83-14759/2018, о взыскании с ТСН «Звездный 1П» в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» задолженности за потребленную тепловую энергию, установлено и отражено что потребителями тепловой энергии являются граждане, котором на праве собственности принадлежат 47 квартир, 38 квартир находится в коммунальной собственности и 30 квартир – служебные (для проживания военнослужащих). Кроме того, расчетные материалы. Представленные ФКУ «Управление черноморского флота» в составе тарифного предложения на 2021 - 2023 год, содержат информацию об объемах полезного отпуска тепловой энергии необходимой для обеспечения нужд потребителей тепловой энергии категории «населения». Учитывая изложенное, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ФКУ «Управление Черноморского флота» потребителям, подлежат государственному регулированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (т. 5 л.д. 68-70).
Из материалов тарифного дела усматривается, что в рамках подготовки принятия нормативного правового документа – приказа об установлении тарифа, отделом правового и кадрового обеспечения Комитета на основании Указа Главы Республики Крым от 02.03.2016 № 76-У проведена первичная антикоррупционная экспертиза проекта приказа, по результатам которого подготовлено экспертное заключение № 257 от 19.11.2020.
Во исполнение Распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 июня 2017 г. № 720-р «О вопросах взаимодействия с прокуратурой Республики Крым», проект приказа направлен в электронном виде в прокуратуру Республики Крым в день получения экспертного заключения. По результатам рассмотрения проекта приказа прокуратурой Республики Крым письмом от 16.12.2020 № Исорг-7/1-20743-20/35244-20350001 дано заключение об отсутствии нарушений законодательства. Проект приказа также был размещен для публичного обсуждения на сайте Комитета в подразделе «антикорупционная экспертиза» раздела «противодействие коррупции», что подтверждается распечаткой из сайта, приобщенной к материалам дела.
17 декабря 2020 года состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно выписке из протокола заседания № 48 от 17 декабря 2020 года, при рассмотрении вопроса № 27 – об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 года» присутствовали 8 членов правления, включая председателя и представителя антимонопольного органа, что является достаточным для признания правления правомочным (т.2 л.д.1-13).
По результатам рассмотрения вышеуказанного вопроса присутствующие члены правления единогласно проголосовали за установление тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 года», на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно, в соответствии с предложениями экспертов.
Согласно пункту 28 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и отражает ее результаты в своем экспертном заключении, которое приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
По результатам проведения экспертизы специалистами Комитета составлено экспертное заключение от 02.12.2020 № 89/Т-2021-2023.
Пунктом 30 Правил регулирования предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).
Решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» принято по результатам заседания правления 17.12.2020 № 48, на основании чего был издан оспариваемый приказ.
Судом установлено, что Приказ № 48/27 опубликован 17 декабря 2020 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (https://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/4623. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации под номером RU93000202001806).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт - приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» был принят в рамках полномочий Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, Комитетом была соблюдена процедура принятия Приказа № 48/27, а также срок, установленный законодательством для принятия решения об установлении тарифов – 20 декабря.
Суд обращает внимание на то, что административным истцом не оспаривается форма и вид оспариваемого нормативного правового акта, введение его в действие и опубликование и сам размер тарифа.
Оценивая собранные по административному делу доказательства в их совокупности, судом также установлено следующее.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования, в соответствующей редакции).
При этом, данным Постановлением одновременно утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен).
Исходя из требований пункта 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования) применение метода экономически обоснованных расходов (затрат) возможно только лишь в случаях если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов); ранее не осуществлялось регулирование в отношении отдельных регулируемых видов деятельности, если у организации договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а равно и иные договоры, подтверждающие право временного владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, за исключением концессионных соглашений, заключены до 1 января 2014 года и срок действия таких договоров на день подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет; если организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам) в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5(2) Основ ценообразования.
Пунктом 5 Основ ценообразования предусмотрено, что Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения
Пунктами 16-18 Основ ценообразования установлено, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; в) метод индексации установленных тарифов; г) метод сравнения аналогов.
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в одном из следующих случаев: а) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов); б) в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов; в) в случае если у регулируемой организации отсутствуют договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные с 1 января 2014 г., и оставшийся срок действия всех договоров аренды, заключенных регулируемой организацией до 1 января 2014 г., иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, за исключением концессионных соглашений, на день подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет; г) в случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), и указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам) в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5(2) настоящего документа, то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции на расчетный период регулирования определяется в соответствии с пунктом 22 настоящего документа.
Срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года.
Долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов.
Пунктами 71-72 Основ ценообразования установлено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
В соответствии с пунктом 59 Регламента Комитета, для установления тарифов организация, осуществляющая регулируемую деятельность, направляет на имя Председателя Комитета письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов, подписанное руководителем и заверенное печатью, с приложением материалов (в подлиннике или заверенных заявителем копиях) согласно перечню, установленному Правилами государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ.
В заявлении обязательно указываются следующие сведения о регулируемой организации, направившей заявление:
- наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адреса, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации;
- предложения, с которыми регулируемая организация обратилась в Комитет для установления тарифов.
К заявлению прилагаются надлежаще оформленные необходимые материалы в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ, и дополнительные материалы по усмотрению регулируемой организации. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык. Документы и заявления, содержащие коммерческую и служебную тайну, должны иметь соответствующую отметку.
В случае если в ходе анализа представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним.
Пунктом 13 Правил регулирования цен регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
Как установлено судом, во исполнение пункта 13 Правил регулирования тарифов от ФКУ «Управление Черноморского флота» в адрес Комитета поступило заявление об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на 2021 и последующие годы 30 апреля 2020 года от (вх. № 1701/05) с обосновывающими документами (материалами тарифного дела) в разрезе структурных подразделений учреждения: квартирно-эксплуатационная часть г. Симферополя (далее – Симферопольская КЭЧ) (приложение № 13), квартирно-эксплуатационная часть г. Евпатории (далее – Евпаторийская КЭЧ) (приложение № 14), квартирно-эксплуатационная управление Черноморского флота г. Феодосия (далее – КЭУ ЧФ г. Феодосия) (приложение № 15). В соответствии с поступившим заявлением об установлении тарифов ФКУ «Управление Черноморского флота» заявляло в качестве метода регулирования – метод экономически обоснованных расходов.
Учитывая, что в отношении ФКУ «Управление Черноморского флота» ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 и 2020 годы (приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 21.03.2019 № 12/5 и приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07.11.2019 № 50/6), метод экономически обоснованных расходов не подлежит применению при утверждении тарифов для ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021 – 2023 годы.
Таким образом, специалистами Комитета принято решение о применении при установлении тарифов на тепловую энергию ФКУ «Управлению Черноморского флота» метода индексации установленных тарифов, решение об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 -2023 годы от 07.05.2020 № 54 с указанием применяемого метода регулирования направленно в адрес учреждения (пункт 26 Правил регулирования).
Согласно приложению №1 к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам республики Крым от 17.12.2020г. №48/27 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1605,85; население (тарифы указываются с учетом НДС) -1927,02.
Согласно приложению №2 к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам республики Крым от 17.12.2020г. №48/27 установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода установленных тарифов (базовый уровень операционных расходов 15275,25).
Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих правильность расчетов, проведённых административным ответчиком при установлении тарифов обжалуемым приказом. Как уже отмечалось судом, административный истец не оспаривает расчет тарифов. Каких-либо несоответствий в расчетах ответчика действующему законодательству судом не выявлено.
Что касается доводов административного истца о том, что ФКУ «Управление Черноморского флота» не является теплоснабжающей организацией, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия обжалуемого приказа, суд считает данные доводы несостоятельными ввиду следующего.
Статьёй 2 Закона о теплоснабжении определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В пункте 1 и подпунктах 15 и 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11.11.1998 № 1357 в ред. от 19,11,2003) указано, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одними из функций которого являются обеспечение в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами; осуществление расквартирования войск (сил), управление жилищным фондом, закрепляемым за Министерством обороны, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах. В соответствии с подпунктами 36 и 37 пункта 11 Положения Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях совместно с другими федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение, а также издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» зарегистрировано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014 № 902.
Из Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 902 следует, что ФКУ «Управление Черноморского флота» является некоммерческой организацией, юридическим лицом, в цели и задачи которого входит, в том числе обеспечение функционирования закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы (т. 1 л.д.27-39).
Согласно Положению ФКУ «Управление Черноморского флота» входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, является администратором доходов бюджетных средств, создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении.
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что имущество Учреждения формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или предоставленного ему в безвозмездное пользование собственником имущества.
В соответствии с пунктом 25 Положения, имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества. Право оперативного управления отношении федерального имущества, закрепленного за Учреждением, возникает у Учреждения с момента передачи и приобретении имущества, сели иное не установлено законами и иными правовыми актами или решением собственника имущества. Право владения и пользования на безвозмездной основе в отношении федерального имущества, переданного Учреждению, возникает у Учреждения с момента подписания акта приема-передачи имущества, если иное не установлено законами и иными правовыми актами или решением собственника имущества (т. 1 л.д.32).
Судом установлено, что 05.03.2015 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 2580-р создано федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - Учреждение), которое является территориальным подразделением Департамента военного имущества Минобороны России (до 01.09.2020 - Департамента имущественных отношений Минобороны России) по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
В соответствии с п. 26 Устава учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В компетенцию Учреждения не входят функции эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России, установление тарифов потребления тепловой энергии, водоснабжения и т.п.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, распоряжением Совета Министров Республики Крым № 397-р/7ДСП от 29.04.2015 «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 №336-р/бдсп» и согласно уточненному акту приема-передачи недвижимого имущества военных городков, утвержденному 19.05.2015 министром имущественных и земельных отношений Республики Крым, в федеральную собственность и оперативное управление ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России переданы:
- <адрес>, нежилое здание (котельная) площадью 357 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 22.11.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 22.11.2017. Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части №;
- <адрес>, нежилое здание (котельная с внутренними и внешними сетями) площадью 992 кв. м КВД - 1, право собственности зарегистрировано 16.10.2017, право оперативного правления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 16.10.2017.Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части №;
- <адрес>, нежилое здание (банно-прачечный комбинат) площадью 753 кв.м, право федеральной собственности зарегистрировано 13.07.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 13.07.2017.Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части №;
- <адрес>, нежилое здание (баня-котельная) площадью 364 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 05.07.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 05.07.2017.Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части №;
- <адрес>, банно- прачечный комбинат, объект незавершенного строительства по ГП № 4н, степень готовности ОНС 15% (площадь застройки 250 кв. м), право федеральной собственности зарегистрировано 23.08.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 23.08.2017 Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313- дсп должностным лицом, ответственным за здание ГП № 4н в/городка 51, назначен начальник Феодосийской КЭЧрайона Черноморского флота;
- <адрес>: нежилое здание по ГП №34 (котельная - теплопункт) площадью 179 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 15.12.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 15.12.2017; нежилое здание по ГП № 41 (диспетчерская - котельная) площадью 113 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 15.12.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 15.12.2017.Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части №;
- <адрес>, нежилое здание по ГП № 2 (МТЗ) площадью 251 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 25.09.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 25.09.2017.Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части №.
Собственником объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям Минобороны России, является Российская Федерация в лице Минобороны России.
При этом, в структуре Минобороны России полномочия и обязанности собственника, помимо Департамента военного имущества и территориальных травлений имущественных отношений, возложены также на иные органы военного управления в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Минобороны России.
В силу Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75 «О введении в действие «Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и подчиняется квартирно-эксплуатационному управлению Черноморского флота, которое является структурным подразделением управления Черноморского флота и предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота.
Положением о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22.04.2013 № 305 определено, что Департамент предназначен для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и Военно-морского флота, утвержденному приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75, КЭУ (КЭО) военного округа осуществляет руководство квартирно-эксплуатационной службой военного округа и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, дслоцированных на территории военного округа и состоящих у него на квартирном довольствии (п. 18).
Согласно п. 8 Положения о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22.04.2013 № 305, указанный Департамент осуществляет подготовку конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок цен для размещения государственного заказа на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказанных услуг) по закрепленной за Департаментом номенклатуре для нужд Вооруженных Сил, а также заключения и контроля исполнения ресурсных и эксплуатационных государственных контрактов, государственных контрактов на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) по закрепленной номенклатуре в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п.п. 2, 8 Положения о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 № 5526дсп, квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота является структурным подразделением Управления Черноморского флота, предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота. Управление осуществляет деятельность по техническому содержанию, обслуживанию МТБ и контролю по оптимизации расходов на ее содержание, в том числе организации обеспечения органов военного управления, воинских частей и организаций флота материальными средствами по закрепленной за КЭУ флота номенклатуре по подготовке конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок цен для размещения государственного заказа на поставку материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) по закрепленной за КЭУ флота номенклатуре для нужд флота, а также заключение и контроль за исполнением ресурсных и эксплуатационных государственных контрактов, государственных контрактов на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) по закрепленной номенклатуре в пределах лимитов бюджетных средств.
Приказом Командующего Черноморским флотом от 04.02.2019г. №140 внесены изменения в приказ командующего Черноморским флотом от 31.12.2016г. №5526 дсп, согласно прилагаемому Перечню (Положение об квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота дополнено словами «производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям».
На основании пункта 6 Положения о Квартирноэксплуатационном управлении Черноморского флота в его состав входит Евпаторийская квартирно-эксплуатационная часть района, которая на основании Положения о квартирно-эксплуатационных частях (г. Севастополь, г. Симферополь), Евпаторийского и Феодосийского районов, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 15.03.2018 № 810дсп является организацией, предназначенной для эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами, всеми видами квартирного довольствия, текущего ремонта и оперативного учета казарменно-жилищного фонда воинских частей и организаций, приписанных к КЭЧ.
Из материалов дела усматривается, что приказом командующего Черноморским флотом от 05.05.2015г. №2058, согласованным с ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России военные городки, в которых находятся котельные, указанные в приложении №1 к оспариваемому приказу, были закреплены за воинскими частями и районами представителями государственного заказчика (п.п.№ (КЭЧ г. Севастополь), № приложения к приказу).
В соответствии с приказами командующего Черноморским флотом от 07.09.2015 № 4323дсп, от 14.08.2017 № 2885дсп, от 26.03.2018 № 965/дсп «О расквартировании войсковых частей, управлений, служб, отделов, предприятий, организаций и учреждений Черноморского флота на территории Республики Крым и города Севастополь и закреплении за ними 8 военных городков» военный городок № войсковой части №, в том числе здание ГП № 90, закреплен на техническое обслуживание и обеспечение коммунальными услугами за Евпаторийской КЭЧ район.
Нежилое здание (котельная с внутренними и внешними сетями) площадью 992,0 кв.м. КВД-1 (военный городок № №, здание по ГП № № передано по акту приема-передачи от 19.05.2015 в федеральную собственность Министерства обороны Российской Федерации и в оперативное управление ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений», право собственности зарегистрировано 16.10.2017 за номером №, право оперативного управления зарегистрировано 16.10.2017 за номером №.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с актом приемки (передачи) зданий, сооружений и территорий военных городков № № (Евпатория), № (с. Уютное) войсковой части №, во исполнение приказа Командующего ЧФ № 4635 от 11.10.14 166 отдел МИС передал, а Евпаторийская КЭЧ района (структурное подразделение ФКУ «Управление черноморского флота») приняла ряд имущества в соответствии с прилагаемыми описями, в том числе и котельную, числящуюся под № № по генплану (пункт 11 описи № 3) и сети теплоснабжения (пункт 44 описи № 3) (т.5 л.д.71).
Из материалов дела усматривается, что приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313- дсп на территории Республики Крым и г. Севастополя назначены должностные лица, ответственные за закрепленные фонды военных городков, в том числе зданий котельных, в местах фактической дислокации структурных подразделений Черноморского флота.
Суд считает необходимы отметить, что административным истцом в материалы тарифного дела было предоставлено письмо филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - 6 ФЭС от 18.09.2017 № 2426/4, начальнику Евпаторийской КЭЧ района, которым сообщается, что газовая котельная военного городка № войсковой части № состоит на бюджетном учете в филиале ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 ФЭС» ( т.5 л.д.82).
В письме филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - 6 ФЭС от 28.04.2016 № 1145/5, адресованному начальнику Евпаторийской КЭЧ района, сообщаются фактические затраты на содержание газовой котельной.
Согласно пояснительной записке о результатах работы котельной войсковой части №, военный городок № № за период работы с 01.01.2016 по 31.12.2016 года по выработке и отпуску тепловой энергии за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, газовая котельная войсковой части № находится в зоне ответственности Евпаторийской КЭС района, которая производит выработку тепловой энергии для обеспечения объектов войсковой части (бюджет), и сторонних потребителей (жилой фонд): ТСН «Звёздный 1П», общежития – 3, 4, 5.
В расчёте (калькуляции) расходов, связанных с производством тепловой энергии котельной войсковой части №, военный городок № за 2016 год за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, указываются площади отопления сторонних потребителей.
В материалы тарифного дела административным истцом предоставлены пояснительные записки структурных подразделений ФКУ «Управление Черноморского флота» - Симферопольской КЭЧ, Евпаторийской КЭЧ, КЭУ ЧФ г. Феодосия, в которых указано, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ФКУ «Управление Черноморского флота» является теплоснабжающей организацией, для которой регулирующие органы субъектов Российской Федерации должны устанавливать тарифы на производство тепловой энергии, а также указано, что котельные находятся в зоне их ответственности.
Государственным контрактом на поставку и транспортировку газа для нужд ФКУ «Управление Черноморского флота», заказчик – ФКУ «Управление Черноморского флота» подтверждается, что поставка газа осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее на ФКУ «Управление Черноморского флота» на законном основании, перечень газоиспользующего оборудования (газовых котлов) приведен в приложении № 1 к Контракту.
Согласно письму Евпаторийской квартирно – эксплуатационной части района от 06.10.2016 № 9/1907, адресованному Комитету, Евпаторийская КЭЧ района подтверждает факт владения газовой котельной и оказания услуг отопления дома <адрес> (т.5 л.д.90). Из содержания вышеуказанного письма усматривается, что в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом №4635 от 13.09.2014г. и актом приемки (передачи) зданий, сооружений и территории военного городка №№ войсковой части № 166 отделом морской инженерной службы передано недвижимое имущество в/г а№№ в/ч № на учет и обслуживание в Евпаторийскую КЭЧ района. В данном письме начальник Евпаторийского КЭЧ района просит оказать содействие в установлении тарифа на тепловую энергию, поступающую от газовой котельной военный городок № войсковая часть № для отопления дома <адрес><адрес>.
Из представления заместителя военного прокурора от 06.04.2018 № 1911, усматривается, что проверкой установлено, что в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом № 4635 от 13.09.2014 и актом приемки (передачи) зданий, сооружений, военные городки №№ № (<адрес>) переданы на учет и обслуживание Евпаторийской КЭЧ района. На территории данных военных городков размещается котельная и иные объекты инженерной инфраструктуры, посредством которых производится поставка услуг по теплоснабжению.
Изучив материалы тарифного дела, суд приходит к выводу, что вышеуказанными документами, предоставленными истцом в материалы тарифного дела, подтверждается факт владения ФКУ «Управление Черноморского флота» источниками тепловой энергии.
Из материалов тарифного дела также усматривается, что ФКУ «Управление Черноморского флота» несет затраты по содержанию газовых котельных.
Переписка структурных подразделений ФКУ «Управление Черноморского флота» 6 ФЭС и Евпаторийской КЭЧ района (исх. № 2426/4 от 18.09.2017) подтверждает, что газовая котельная военного городка № войсковой части № состоит на бюджетном учете в филиале ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 ФЭС».
Решением Арбитражного суда Республики Крым 30 марта 2021 года по делу № А83-11378/2020, оставленным Двадцать первым арбитражным апелляционным судом без изменения, с ТСН «Звездный 1П» в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 1280596, 60 рублей. Данным решением установлено, что сложившиеся между сторонами в период с мая 2015 года по настоящее время отношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя на объекты ответчика, расположенные в <адрес>, по своей правовой природе являются отношениями, возникающими из договора энергоснабжения. Нежилое здание (котельная с внутренними и внешними сетями) площадью 992,0 кв.м. (здание по ГП №), закреплено на техническом обслуживании за Евпаторийской КЭЧ района, которая юридическим лицом не является, а входит в состав ФКУ «Управление ЧФ». Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, указанное здание котельная ГП № эксплуатируется Евпаторийской КЭЧ района для теплоснабжения военного городка №, на территории которого расположен только один многоквартирный жилой дом – это <адрес> в <адрес> Республики Крым. Владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения в силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжения является условием наличия у организации статуса теплоснабжающей организации. (т. 5 л.д.141-157).
Из материалов тарифного дела усматривается, что письмом Комитета от 17.06.2020 №663/05-16 у ФКУ «Управление Черноморского флота» были запрошены дополнительные сведения в рамках рассмотрения тарифной заявки, в том числе Реестры заключенных договоров с потребителями тепловой энергии.
В ответ на вышеуказанный запрос Евпаторийской квартирно-эксплуатационной частью района, письмом от 03.07.2020 № 6/1870, представлены документы, свидетельствующие о наличии сторонних потребителей тепловой энергии которые относятся к категории потребителей - «население» (т. 5 л.д.43-65).
В состав дополнительных материалов к тарифному делу на установление тарифов в сфере теплоснабжения для ФКУ «Управление Черноморского флота» (Евпаторийская КЭЧ) входит реестр договоров с потребителями тепловой энергии от котельных Минобороны России в зоне ответственности Евпаторийской КЭЧ, заключенных в 2019 году, в соответствии с которым ФКУ «Управлением Черноморского флота» заключены договоры по меньшей мере с 154 потребителями, преимущественно физическими лицами, с указанием адресов и фамилий (наименований) потребителей тепловой энергии.
Также представлена справка о начислениях и оплатах за потребленную тепловую энергию за 2019 год за подписью начальника Евпаторийского КЭЧ района, в соответствии с которой в 2019 году производились начисления и оплата по 4 объектам жилищного фонда:
- общежитие, расположенное по адресу: <адрес> – начислено 419 523,03 руб., оплачено – 337 037,45 руб.;
- общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, в/ч №, в/г № – начислено 406 514,84 руб., оплачено – 319 530,62 руб.;
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, в/ч №, в/г № – начислено 218 139,55 руб., оплачено 215 009,79 руб.;
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. – начислено 151 372,10 руб., оплачено 80 748,20 руб.
Аналогичные документы представлены Симферопольской КЭЧ – реестр договоров с 69 потребителями коммунальной услуги (тепловой энергии) с указанием адресов и фамилий и справка по заключенным договорам, в соответствии с которой за 2019 год произведено начисление за тепловую энергию на сумму 154 544,50 руб., оплачено потребителями – 160 618,15 руб. (т. 2 л.д.31-140).
Всего за 2019 год, в соответствии с представленными справками за 2019 год за потребленную тепловую энергию ФКУ «Управлением Черноморского флота» начислено 1 350 094,02 руб., оплачено потребителями 1 112 944,21 руб.
Таким образом, исходя из представленных материалов тарифного дела усматривается, что ФКУ «Управление Черноморского флота» осуществляет продажу тепловой энергии потребителям.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) относится к коммунальным ресурсам.
Согласно указанному пункту Правил № 354 коммунальными услугами является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
При этом исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющее потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, ФКУ «Управление Черноморского флота», осуществляя поставку тепловой энергии в общежития и жилые дома, является исполнителем коммунальных услуг.
Пунктом 6 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, при этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил. В случае несоответствия указанного договора положениям настоящих Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами.
Таким образом, договор о предоставлении коммунальных услуг – теплоснабжения между ФКУ «Управление Черноморского флота» и собственниками, нанимателями жилых помещений заключен путем совершения конклюдентных действий – фактическое потребление услуг теплоснабжения.
Факт заключения между ФКУ «Управление Черноморского флота» и потребителями тепловой энергии договоров возмещения затрат не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся между указанными контрагентами правоотношений по продаже тепловой энергии.
Так, в соответствии с условиями указанных договоров одна сторона поставляет тепловую энергию, а другая перечисляет первой денежные средства, что является по своей природе договором теплоснабжения. Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 7 Правил № 354 в случае несоответствия договора теплоснабжения положениям законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.
Отсутствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, о ФКУ «Управление Черноморского флота», относительно присвоенного кода ОКВЭД, указывающего на осуществление вида деятельности в сфере теплоснабжения не исключает возможности оказания ФКУ «Управление Черноморского флота» услуг теплоснабжения, поскольку во введении к ОК029-2014 – Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, указано, что присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Следовательно, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает её права на осуществление иных видов деятельности.
Судом при принятии решения по делу учтено, приказом командующего Черноморским флотом № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ командующего Черноморским флотом № дсп от 31.12.2016», к Основным функциям КЭУ флота отнесено производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям» (т. 5 л.д.38-39).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что именно административный истец в силу Закона о теплоснабжении является теплоснабжающей организацией, так как именно истец на законных основаниях фактически владеет котельными, посредствам которых осуществляются теплоснабжение потребителей и осуществляет продажу потребителям тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования открытие дела об установлении цен (тарифов) осуществляется как по предложению регулируемой организации, так и по инициативе органа регулирования, в случае непредставления регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами регулирования. Таким образом, открытие дела об установлении цен (тарифов) в отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения является не правом органа регулирования, а его обязанностью.
Доводы представителя административного истца о том, что истец не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Положением, как и доводы об отсутствии договоров теплоснабжения, поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, технологического присоединения (подключении) сторонних потребителей к инженерным сетям, и использование котельных, только для выработки и передачи тепловой энергии для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения потребителей тепла и горячей воды (субабонентам, являющимся нанимателями жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны) сочтены судом несостоятельными, так как не опровергают сам факт фактического владения истцом котельными, посредствам которых осуществляются платное теплоснабжение потребителей.
Доводы административного истца о том, что заявление в Государственный комитет по ценам и тарифам подано неуполномоченным лицом, являются несостоятельными, исходя из следующего.
Пунктом 17 Правил регулирования предусмотрено, что заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации (при ее наличии) и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов. Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение.
Из анализа положений пунктов 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация должна представить в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами.
Согласно пункту 7 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года N 163, заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.
Из материалов тарифного дела усматривается, что вместе с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов), подписанным начальником квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО11, была подана доверенность №45/74 от 28.01.2020г., согласно которой, командующий Черноморским флотом, руководитель ФКУ «Управление Черноморского флота», вице – адмирал ФИО3, действующий от имени ФКУ «Управление Черноморского флота» уполномочил начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО11 представлять интересы ФКУ «Управление Черноморского флота». Согласно данной доверенности должностное лицо ФИО11, в пределах занимаемой должности, уполномочен представлять интересы ФКУ «Управление Черноморского флота» во всех учреждениях, организациях, в том числе с правом определения в установленном порядке расходов на производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям, а также совершать иные законные действия, связанные с выполнением настоящего поручения.
Из письменных пояснений ФИО11 усматривается, что ранее начальником КЭУ ЧФ от имени ФКУ «Управление Черноморского флота» дважды были поданы заявления в Государственный комитет по ценам и тарифам. В судебном заседании и представитель истца, и представитель ответчика подтвердили вышеуказанную информацию.
Учитывая, что согласно Положению, к основным функциям КЭУ ЧФ отнесено производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям, а вышеуказанной доверенностью начальнику КЭУ ЧФ ФИО11 дано право действовать от имени ФКУ «Управление Черноморского флота» в пределах полномочий, и выполнять действия связанные, в том числе с определением в установленном порядке расходов на производство, распределением и отпуском тепловой энергии, а также иные действия, связанные с выполнением настоящего поручения, суд приходит к выводу, что доверенность от 28.01.2020г. №45/74 наделяла начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО11 правом на подписание и подачу заявления об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов.
Суд обращает внимание на то, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о теплоснабжении, не предусматривает обязанности доверителя отдельно оговаривать право на подписание и подачу заявления об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов.
Суд также обращает внимание на то, что материалами тарифного дела подтверждается, что и решение об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию, и извещение об открытии дела об установлении тарифов были направлены на юридический адрес ФКУ «Управление Черноморского флота» и получены административным ответчиком.
Материалы дела не содержат сведений об отмене вышеуказанной доверенности, как и доказательств того, что истец известил ответчика об отсутствии у начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО11 полномочий по подаче заявления о начислении тарифов.
На ФКУ «Управление Черноморского флота» законодательством возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Пояснения истца, данные при рассмотрении настоящего дела, со ссылками на дополнительные доказательства (существование иных доверенностей), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку при принятии оспариваемого Приказа № 48/27 административный ответчик исходил из представленных в материалы тарифного дела документов.
Таким образом, нарушения оспариваемым приказом прав административного истца также не установлено.
С учётом изложенного, проверив оспариваемый приказ на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, его фактическую обоснованность, обстоятельства наличия нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
В удовлетворении административного иска Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействительным приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Е.И. Холодная
Решение суда составлено в окончательной форме 24 августа 2021 года.