Дело № 2а-107/2021 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермского края 8 апреля 2021 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Тутыниной Т.Н
при секретаре судебного заседания Ч
с участием прокурора Первушина А.С.,
представителей административного истца администрации Ординского муниципального округа Пермского края ФИО1, ФИО2,
представителя отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Ординского муниципального округа Пермского края к отделу судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № возбужденному ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация Ординского муниципального округа обратился в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указывает, что решением Ординского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ординского муниципального района возложена обязанность выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Ашапская средняя общеобразовательная школа» денежные средства для оборудования здания учреждения системой оповещения.
На основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации Ординского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Ординского муниципального округа поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника администрации Ординского муниципального округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, вынесенное в рамках указанного исполнительного производства.
Администрацией Ординского муниципального округа в целях исполнения решения суда в ДД.ММ.ГГГГ году МАОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» из местного бюджета были выделены денежные средства на систему оповещения в сумме <данные изъяты> рублей. Решение Ординского районного суда в данной части было исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ окончено.
В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивал по изложенным в заявлении доводам, поскольку решение суда было исполнено фактически до возбуждения исполнительного производства. Администрацией выделялись денежные средства образовательному учреждению на систему оповещения в ДД.ММ.ГГГГ. Затем в ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых были установлены звонки в соответствии с рекомендациями Министерства территориальной безопасности, а также в ДД.ММ.ГГГГ, когда в образовательном учреждении была установлена дополнительная система оповещения по требованию надзорных органов. Обе системы оповещения в рабочем состоянии, со звуковыми и речевыми оповещателями. Система, установленная ранее, соответствует действующим требованиям законодательства. На их обслуживание администрацией ежемесячно выделяются денежные средства. Исполнительное производство не было окончено ранее ввиду несогласия взыскателя.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании показал, что в МБАО «Ашапская средняя общеобразовательная школа» была установлена система оповещения. В ДД.ММ.ГГГГ установили дополнительную систему оповещения, на которую администрацией округа выделялись денежные средства. После предоставления подтверждающих данный факт документов, исполнительное производство было окончено. Имевшаяся в школе первоначально система оповещения соответствовала установленным требованиям.
Прокурор с иском не согласился, показал, что решение суда было исполнено административным истцом только в ДД.ММ.ГГГГ после установки новой системы оповещения, соответственно судебным приставом-исполнителем обосновано вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Ординского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ординского муниципального района возложена обязанность выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Ашапская средняя общеобразовательная школа» денежные средства для оборудования здания учреждения системой оповещения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-10).
ДД.ММ.ГГГГ года на основании выданного в соответствии с указанным решением суда исполнительного листа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам Управления ФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации Ординского муниципального района, предметом исполнения которого является: выделить МАОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» денежные средства для оборудования здания учреждения системой оповещения (л.д. 11).
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела старшим судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю ФИО3 в рамках исполнительного производства № вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации Ординского муниципального округа Пермского края в размере <данные изъяты> рублей (л.д.12).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Пунктом 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях, и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Часть 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в рамках подпрограммы 5 «Приведение в нормативное состояние учреждений образования» муниципальной программы «Развитие системы образования» администрацией Ординского муниципального района в соответствии с постановлением администрации Ординского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ г., решением Земского Собрания Ординского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ г., распоряжением администрации Ординского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ г. МАОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» выделены денежные средства, в том числе на ремонт системы оповещения, что подтверждается представленными копиями указанных актов, а также: выпиской из бюджетной росписи, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на ДД.ММ.ГГГГ, соглашением между учредителем, управлением финансов и образовательным учреждением о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ г., договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ г. между МАОУ «Ашапская СОШ» и ООО «Пожарный гарнизон» на ремонт системы оповещения и управления эвакуацией, стоимость работ составляет <данные изъяты> рублей, актом приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями о перечислении денежных средств в ООО «Пожарный гарнизон» (л.д. 60-65, 66, 67, 68, 49, 144-147, 14-17, 18-23, 24-27, 28-30, 50-57).
В ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ординского муниципального округа образовательному учреждению МАОУ «Ашапская СОШ» выделена субсидия на выполнение муниципального задания на оказание муниципальной услуги (выполнение работ). Из объяснений представителя административного истца, представленных документов следует, что на средства субсидии в помещении школы установлен звонок для подачи звукового сигнала по оповещению о чрезвычайной ситуации, что подтверждается соглашением между учредителем и образовательным учреждением № от ДД.ММ.ГГГГ г., выпиской из сводной бюджетной росписи, платежными поручениями о перечислении средств субсидии, счетами на оплату, товарными накладными о приобретении звонка электрического, кнопки звонка, кабеля и пр. (л.д. 120-124, 119, 125-128, 148-158).
Приказом директора школы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Инструкция о подаче звукового сигнала (звонка) в случае чрезвычайной ситуации, Положение о системе оповещения и порядке реагирования людей в случае чрезвычайной ситуации в МБОУ «Ашапская СОШ» (л.д. 133-136).
В рамках муниципальной программы «Развитие системы образования», утвержденной постановлением администрации Ординского района от ДД.ММ.ГГГГ г. № были выделены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на монтаж системы экстренного оповещения при чрезвычайных ситуациях в МБОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа», что подтверждается постановлением администрации Ординского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ г. № о внесении изменений в муниципальную программу, распоряжением администрации Ординского муниципального округа о предоставлении субсидии № от ДД.ММ.ГГГГ г., соглашением между учредителем и образовательным учреждением о предоставлении субсидии на монтаж системы оповещения №ДД.ММ.ГГГГ г., выпиской из бюджетной росписи, контрактом между МБОУ «Ашапская СОШ» и ООО «Пожарный гарнизон» от ДД.ММ.ГГГГ г. на выполнение работ по монтажу системы оповещения, контрактом от ДД.ММ.ГГГГ г. на техническое обслуживание системы оповещения, локально-сметным расчетом на выполнение работ, актом приемки-сдачи работ от ДД.ММ.ГГГГ г., платежным поручением о перечислении денежных средств исполнителю по договору (л.д. 69-74, 143, 129-132, 160-166, 167, 168-177, 159).
В МБОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» разработано положение о порядке оповещения и информирования, утвержденное приказом директора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 137-142).
В ДД.ММ.ГГГГ подписан, согласован и утвержден паспорт безопасности МБОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа». Учреждение обследовано, объекту присвоена III категория опасности (л.д. 96-118).
Приказом директора МБОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» № от ДД.ММ.ГГГГ г. утверждены инструкции руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной деятельности, при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций, дежурного администратора о первоочередных действиях при угрозе террористического акта, по противодействию терроризму для педагогов, персонала и обучающихся, при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, при поступлении угрозы террористического акта по телефону (л.д. 75-87).
Из акта совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что в МБОУ «Ашапская СОШ» установлена система оповещения с речевыми оповещателями (л.д. 58).
На основании анализа совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что должником по исполнительному производству – администрацией Ординского муниципального округа во исполнение решения Ординского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно выделялись денежные средства МБОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» на ремонт имеющейся в помещении школы системы оповещения и управления эвакуацией, установку дополнительной системы оповещения.
Обе системы оповещения как пояснили в судебном заседании представители администрации Ординского муниципального округа и подтвердил судебный пристав-исполнитель, находятся в рабочем состоянии, являются автономными, с речевыми и звуковыми оповещателями.
Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ года было принято на основании Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», согласно п. 23 которого все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта (п. 31).
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей (п. 32).
2 августа 2019 года Правительством РФ принято Постановление № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в соответствии с пунктами 24, 25 которого в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации (п. 31).
Таким образом, правовое регулирование по предъявляемым к системам оповещения объектов (помещений) образовательных учреждений после принятия судом решения от ДД.ММ.ГГГГ изменилось. Установленная в образовательном учреждении МАОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» система оповещения и управления эвакуацией, на ремонт которой выделялись административным истцом денежные средства, соответствует предъявляемым к ней требованиям в соответствии с вновь принятым постановлением Правительства РФ № 1006. МАОУ «Ашапская средняя общеобразовательная школа» согласован и утвержден паспорт безопасности по форме, утвержденной постановлением № №.
Таким образом, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого было возбуждено исполнительное производство №, исполнено должником фактически до вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ
Фактов уклонения администрации Ординского муниципального округа от исполнения судебного решения судом не установлено, должником в установленном законом порядке принимались все зависящие от него меры для выполнения требований исполнительного документа.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить администрацию Ординского муниципального округа Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года в рамках исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Т.Н. Тутынина
.
.