Дело № 2а-107/2022
УИД: 58RS0008-01-2021-002170-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 4 марта 2022 года
Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Сергеевой М.А.,
при секретаре Тюгаевой А.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе административное дело по административному иску ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском к ФИО1, указав, что согласно сведениям, представленным из ГИБДД по Пензенской области. ФИО1 принадлежат (принадлежали) транспортные средства: легковой автомобиль RENAUET LOGAN (мощность двигателя 82 л.с., peг. № №, год выпуска: 2018, дата регистрации владения - 25.12.2018, дата прекращения владения – отсутствует); легковой автомобиль PEUGEOT EXPERT (мощность двигателя 120 л.с., per. № №, год выпуска: 2014, дата регистрации владения - 30.10.2018, дата прекращения владения – отсутствует); легковой автомобиль CHEVROLET NIVA 212300-55 (мощность двигателя 90 л.с.. peг. № №, год выпуска: 2011, дата регистрации владения - 22.05.2013. дата прекращения владения - 27.06.2015); легковой автомобиль SKODA OCTAVIA (мощность двигателя 102 л.с.. peг. №. год выпуска: 2013, дата регистрации владения - 14.08.2013. дата прекращения владения – отсутствует). В адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление № 134603598 от 17.09.2016 на уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 3060.00 руб. (102 л.с. * 30 руб.) со сроком уплаты не позднее 01.12.2016. В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога за 2015 год в адрес ФИО1 направлялось требование № 12085 по состоянию на 22.06.2020 об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 3060.00 руб. и пеней в сумме 1023.78.00 руб., начисленных с 02.12.2016 по 21.06.2016, со сроком исполнения до 31.07.2020. Требование налогоплательщиком не исполнено. В адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление № 43950257 от 25.07.2019 на уплату транспортного налога за 2018 год в сумме 3660.00 руб. ((102 л.с. * 30 руб.) + (120 л.с. * 30 руб. * 2/12)) со сроком уплаты- не позднее 02.12.2019. В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога за 2018 год в адрес ФИО1 направлялось требование № 2641 по состоянию на 12.02.2020 об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 3660.00 руб. и пеней в сумме 54.47 руб., начисленных с 03.12.2019 по 11.02.2020, со сроком исполнения до 07.04.2020. Требование налогоплательщиком не исполнено. Также, ранее в адрес ФИО1 направлялось требование № 28277 по состоянию на 11.07.2019 об уплате пеней в сумме 81.95 руб., начисленных за неуплату транспортного налога за 2014 год (ранее взысканного в порядке приказного судопроизводства) с 01.12.2015 по 22.12.2015, со сроком исполнения - до 01.11.2019. Транспортный налог за 2018 год уплачен, в оставшейся сумме задолженность не погашена. 23.10.2020 мировым судьёй судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Пензы вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу в соответствующей сумме. Определением мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Пензы о 27.11.2020 судебный приказ от 23.10.2020 отменен в связи с поступлением заявления ответчика. Срок для обращения в суд с иском – не позднее 27.05.2021. Просила взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу в общей сумме 4220.20 руб., в том числе: по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3060.00 руб., по пеням за неуплату транспортного налога в сумме 1160.20 руб.
В ходе рассмотрения дела ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на принудительное взыскание суммы задолженности с ФИО1
Решением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 12.08.2021 удовлетворен административный иск ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г.Саратова, проживающей по адресу: <адрес>, ИНН №, в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы взыскана задолженность по налогам и пеням в общей сумме 4220,20 рублей, из которой: задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 3060,00 руб., пени, начисленные за неуплату транспортного налога, в сумме 1160,20 руб., государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 02.12.2021 решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 12.08.2021 отменено, дело направлено на рассмотрение в тот же районный суд.
Определением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 04.03.2022 принят отказ административного истца от административного иска в части заявленных требований по транспортному налогу за шесть месяцев 2015 года в сумме 1530 рублей и пени в размере 9,18 рублей, производство по делу в указанной части прекращено.
Далее, административным истцом были уточнены исковые требования, окончательно административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность в обшей сумме 2681, 02 руб., в том числе: по транспортному налогу за шесть месяцев 2015 года в сумме 1530 рублей, пени в сумме 1151,02 руб., в том числе: за неуплату транспортного налога за 2015 год в сумме 1014,6 рублей, начисленные за период с 20.12.2016 по 21.06.2020, пени за неуплату транспортного налога за 2014 год в сумме 81,95 руб., начисленные за период с 20.10.2015 по 22.12.2015, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в сумме 54,47 руб., начисленные за период с 03.12.2019 по 11.02.2020.
Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования, а также ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске, заявлении о восстановлении пропущенного срока, а также в дополнительных пояснениях.
Административный ответчик ФИО1, будучи извещенной в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, приходит к следующему.
В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (положения ст. 45 НК РФ).
На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают РФ в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 359 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 2 Закона Пензенской области № 397-ЗПО от 18.09.2002 «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» установлены ставки транспортного налога.
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена пунктом 1 ст. 362 НК РФ, где указано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами…
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждено материалами дела, ФИО1 принадлежат (либо принадлежали) транспортные средства: легковой автомобиль RENAUET LOGAN (мощность двигателя 82 л.с., peг. № №, год выпуска: 2018, дата регистрации владения - 25.12.2018, дата прекращения владения – отсутствует); легковой автомобиль PEUGEOT EXPERT (мощность двигателя 120 л.с., per. № №, год выпуска: 2014, дата регистрации владения - 30.10.2018, дата прекращения владения – отсутствует); легковой автомобиль CHEVROLET NIVA 212300-55 (мощность двигателя 90 л.с.. peг. № №, год выпуска: 2011, дата регистрации владения - 22.05.2013. дата прекращения владения - 27.06.2015); легковой автомобиль SKODA OCTAVIA (мощность двигателя 102 л.с.. peг. №. год выпуска: 2013, дата регистрации владения - 14.08.2013. дата прекращения владения – отсутствует).
В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области от 18 сентября 2002 года №397- ЗПО (в ред. Закона Пензенской обл. от 16.10.2014 № 2632-ЗПО) ставки по транспортному налогу установлены в следующих размерах: для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно) - 21 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 30 руб.
В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год.
В силу п.7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, транспортный налог за 2014 год подлежал уплате не позднее 01.12.2015, за 2015 - не позднее 01.12.2016, за 2018 год - не позднее 02.12.2019.
Согласно и. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).
В судебном заседании также установлено, что с 15.08.2001 ФИО1, ИНН №, состояла на учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области по своему месту жительства: <адрес>, с 24.01.2012 состоит на учете в ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы по месту жительства: <адрес>.
15.08.2001 ФИО1 был присвоен дубль ИНН №, признанный недействительным налоговым органом, регистрационная запись от 11.12.2018.
Согласно сообщению ФНС России от 28.02.2019 №14-4-07/0152, адресованному, в том числе ФИО1, по состоянию на 28.02.2019 в Едином государственном реестре налогоплательщиков содержатся сведения о постановке ФИО1 на учет с ИНН №, ошибочно присвоенный ИНН № признан недействительным, УФНС России по Пензенской области поручено обеспечить применение ИНН № в целях налогового администрирования в отношении заявителя и обеспечить корректное начисление налога на объекты недвижимости.
Вместе с тем, на момент начисления транспортного налога за 2015 год в связи с наличием дубля ИНН налогоплательщику ФИО1 было сформировано два налоговых уведомления:
- №134603598 от 17.09.2016 на ИНН №, согласно которому транспортный налог за 2015 г. начислен за транспортное средство SKODA OCTAVIA 2013 г. с мощностью двигателя 102 л.с., peг. № №, год выпуска: 2013, дата регистрации владения - 14.08.2013, дата прекращения владения - отсутствует, в сумме 3060 руб. (102 л.с*30*5/12)+(102 л.с.*30*7/12), где 102 л.с. налоговая база, 30.00 налоговая ставка, 5/12 и 7/12 - количество месяцев владения;
- №96372962 от 17.09.2016 на ИНН №, согласно которому транспортный налог за 2015 г. начислен, в том числе, за транспортное средство SKODA OCTAVIA с мощностью двигателя 102 л.с., peг. № №, год выпуска: 2013, дата регистрации владения - 14.08.2013, дата прекращения владения - отсутствует, в сумме 1 530 руб. (102 л.с*30*6/12) + 1275 руб. (102 л.с.*25*6/12), где 102 л.с. налоговая база, 25.00 налоговая ставка, 6/12 - количество месяцев владения.
При этом начисления транспортного налога в сумме 1 275 руб. являются некорректными ввиду начисления их неуполномоченным налоговым органом - ИФНС 7704, с применением неверной налоговой ставки.
29.06.2018 ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы обратилось к мировому судье судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы с заявлением о вынесении судебного приказа, в котором, в том числе, просило взыскать транспортный налог в размере 4590 рублей, складывающийся из транспортного налога за транспортное средство SKODA OCTAVIA 2013 г. за 6 месяцев 2015 года по налоговому уведомлению №96372962 от 17.09.2016 в размере 1530 рублей (при этом некорректная сумма 1275 рублей не учитывалась Инспекцией) и транспортного налога за транспортное средство SKODA OCTAVIA 2013 г. за 2016 год по налоговому уведомлению №15841112 от 21.09.2017 в размере 3060 рублей, а также пени.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы №2а-1863 СП/18 от 29.06.2018 с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 4590 рублей (1530 рублей по налоговому уведомлению №96372962 от 17.09.2016 +3060).
Указанный судебный приказ до настоящего времени не отменен, вследствие чего, как указывалось выше, административное дело в части взыскания с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 6 месяцев 2015 года прекращено в связи с отказом административного истца от иска в этой части.
При этом и налоговое уведомление №96372962 от 17.09.2016, и налоговое уведомление №134603598 от 17.09.2016 были направлены 04.10.2016 Инспекцией по адресу регистрации ФИО1: <адрес>.
Вместе с тем, уплата транспортного налога по налоговому уведомлению №134603598 от 17.09.2016 ФИО1 не производилась ни в каком размере.
Суд, внимательно изучив довод ФИО1 о присвоении ей двух ИНН, приходит к заключению, что данное обстоятельство закон не связывает с освобождением от уплаты налога и взыскания пени. ФИО1 документы, подтверждающие уплату транспортного налога за шесть месяцев 2015 года, не представлены ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель административного истца пояснял, что переплата по недействительному ИНН у налогоплательщика ФИО1 отсутствовала, что подтверждается также представленными суду выписками из лицевого счета ФИО1 в налоговом органе по ИНН № (дубль ИНН) и по ИНН №, скриншотами карточки «Расчеты с бюджетом», согласно которым сведения о начислении налогов по ИНН № были сторнированы (отменены) как ошибочные, сведения об уплате ФИО1 транспортного налога за 2015 год, а также пеней за неуплату транспортного налога за 2014, 2015 и 2018 годы отсутствуют как по ИНН №, так и по ИНН №.
Согласно сообщению Межрайонной ИФНС России №3 по Пензенской области от 28.02.2022 №07-12/01550 в отношении ФИО1 направлялось сводное налоговое уведомление от 17.09.2016 №1340603598 по сроку уплаты 01.12.2016 по адресу: <адрес>, требование об уплате налога за 2015 год Инспекцией не выставлялось.
Из сообщения мирового судьи судебного участка №1 Пензенского района от 24.02.2022 №319/22 усматривается, что гражданские дела о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени с 01.12.2016 по настоящее время не рассматривались.
Кроме того, в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление №43950257 от 25.07.2019 на уплату транспортного налога за 2018 год в сумме 3660 руб., исчисленного следующим образом: 3060 руб. (автомобиль SKODA OCTAVIA;102 л.с.*30 руб.*12/12), где 102 л.с. - налоговая база, 30 руб. - ставка налога, 12/12 - количество месяцев владения транспортным средством; 600 руб. (автомобиль PEUGEOT EXPERT; 120 л.с.*30 руб.*2/12), где 120 л.с. - налоговая база, 30 руб. - ставка налога, 2/12 - количество месяцев владения транспортным средством. Срок уплаты определен не позднее 02.12.2019.
По сроку уплаты, указанному в уведомлении, должником налог не уплачен.
Транспортный налог за 2014 год уплачен 23.12.2015, за 2018 год – 16.02.2020, то есть с нарушением установленного законом срока.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (и. 1 ст. 45, п. 2 ст. 58 НК РФ).
При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п.2 ст. 57 НК РФ).
Так, согласно ч.1 ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах срок.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст.75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5 ст. 75 НК РФ).
За несвоевременную уплату налогов ФИО1, с учетом уточнения исковых требований, начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год за период с 20.10.2015 по 22.12.2015 в размере 81,95 руб., за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год за период с 20.12.2016 по 21.06.2020 в размере 1014,6 руб. (с учетом уточнения исковых требований), за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год за период с 03.12.2019 по 11.02.2020 в размере 54,47 руб.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ ФИО1 направлялись требования: №12085 об уплате налога за 2015 год в сумме 3060 руб. и пеней в сумме 1023,78 руб.; №28277 об уплате пеней в сумме 81,95 руб., начисленных за неуплату транспортного налога за 2014, ранее взысканного в порядке приказного производства; №2641 об уплате налога пеней в сумме 54,47 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу за транспортное средство SKODA OCTAVIA 2013 г. за шесть месяцев 2015 года, а также пеням, которая до настоящего времени не оплачена налогоплательщиком.
В соответствии с п.п. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
С представленным налоговым органом расчетом налогов и пеней, предъявленных к взысканию, суд соглашается, поскольку период просрочки определен правильно, методика расчета пени, приведенная в расчете, также является правильной, арифметических ошибок не допущено.
Ответчик доказательства уплаты задолженности по налогу и пени, свой расчет, надлежащие доказательства, подтверждающие, что размер налога и пени исчислен налоговым органом неправильно, не представил.
Согласно п.1 ст.48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
23.10.2020 мировым судьей судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Пензы был вынесен судебный приказ №2а-4541 о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 3060 рублей и пени в размере 1160,20 рублей.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на принудительное взыскание задолженности, суд приходит к следующему.
Налог, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
По настоящему административному делу судебный приказ был вынесен мировым судьей, который в соответствии с положениями статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
При этом суд принимает во внимание, что материалы дела о выдаче судебного приказа сведений об отказе в выдаче судебного приказа в связи с пропуском срока обращения не содержат, в связи с чем у суда отсутствуют основания для проверки обоснованности восстановления срока в указанной части.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Установлено, что определением мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного района г.Пензы от 27 ноября 2020 года в связи с поступившими письменными возражениями ФИО1 отменен ранее вынесенный судебный приказ от 23 октября 2021 года.
Началом течения срока обращения в суд с административным исковым заявлением являлось 27 ноября 2020 года, в соответствии с положениями п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законом шестимесячный срок для такого обращения истекал 27 мая 2021 года.
Административный иск подан налоговым органом в суд 26 мая 2021 года, то есть в пределах установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока обращения в суд.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд с заявленными требованиями в пределах установленного срока, согласно возложенным на налоговый орган полномочиям, вследствие чего ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежит оставлению без удовлетворения.
Разрешая иск, основываясь на указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 в установленный законом срок требования налогового органа об уплате налогов и пени не исполнила, в связи с чем, подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании с нее задолженности в обшей сумме 2681, 02 руб., в том числе по транспортному налогу за шесть месяцев 2015 года в сумме 1530 рублей, пени в сумме 1151,02 руб., в том числе: за неуплату транспортного налога за 2015 год в сумме 1014,6 рублей, начисленных за период с 20.12.2016 по 21.06.2020, пени за неуплату транспортного налога за 2014 год в сумме 81,95 руб., начисленных за период с 20.10.2015 по 22.12.2015, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в сумме 54,47 руб., начисленных за период с 03.12.2019 по 11.02.2020.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб., от уплаты которой истец при подаче административного иска был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, ИНН №, в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы задолженность в обшей сумме 2681, 02 руб., в том числе: по транспортному налогу за шесть месяцев 2015 года в сумме 1530 рублей, пени в сумме 1151,02 руб., в том числе: за неуплату транспортного налога за 2015 год в сумме 1014,6 рублей, начисленные за период с 20.12.2016 по 21.06.2020, пени за неуплату транспортного налога за 2014 год в сумме 81,95 руб., начисленные за период с 20.10.2015 по 22.12.2015, пени за неуплату транспортного налога за 2018 год в сумме 54,47 руб., начисленные за период с 03.12.2019 по 11.02.2020.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Сергеева М.А.
Мотивированное решение составлено 14 марта 2022 года.