ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-107/2023 от 04.04.2023 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-107/2023

УИД 39RS0010-01-2022-002792-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2023 г. г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Чулковой И.В.,

при помощнике судьи Александровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов Гурьевского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области Зазулина М.В., судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов Гурьевского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области Мукинова Т.В., отделению судебных приставов Гурьевского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, выразившихся в не направлении постановления об окончании исполнительного производства и в не принятии постановления об отмене мер по обращению взыскания на пенсию и иные доходы должника, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, с участием заинтересованного лица: Гончарова И.М.,

У С Т А Н О В И Л:

Гончаров А.А. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением к административным ответчикам судебным приставам-исполнителям отделения судебных приставов Гурьевского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области Зазулиной М.В. и Мукиновой Т.В., отделению судебных приставов Гурьевского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее – ОСП Гурьевского района УФССП РФ по Калининградской области) и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, указав в его обоснование следующее.

На основании судебного приказа мирового судьи 1-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда от ДД.ММ.ГГ по делу с Гончарова А.А. в пользу Гончаровой И.М. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери Гончарова К., ДД.ММ.ГГ года рождения, и дочери Гончарова А., ДД.ММ.ГГ года рождения, в размере 1/3 заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГ и до совершеннолетия ФИО10ФИО6, а затем ? части заработка и (или) иного дохода ежемесячно до совершеннолетия ФИО10ФИО13.

В целях исполнения требований указанного исполнительного документа на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинградского района г. Калининграда УФССП РФ по Калининградской области Корнаковой Ж.И. от ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, с ДД.ММ.ГГ с пенсионного счета должника производилось удержание алиментов в пользу Гончарова И.М.. Поскольку административный истец, являясь пенсионером, был трудоустроен и имел доход в ООО «Мираторг-Запад», постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинградского района г. Калининграда УФССП РФ по Калининградской области Корнаковой Ж.И. от ДД.ММ.ГГ была определена задолженность по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГ от заработка в ООО «Мираторг-Запад» в размере 939 761 рубль 46 копеек. Ежемесячные выплаты по алиментным обязательствам были прекращены Гончаровым А.А. ДД.ММ.ГГ в связи с совершеннолетием обоих детей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинградского района г. Калининграда УФССП РФ по Калининградской области Корнаковой Ж.И. от ДД.ММ.ГГ о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника предписано удерживать задолженность по алиментам в сумме 939 761 рубль 58 копеек в размере 70 % с пенсии должника. Решением мирового судьи 3-го судебного участка Ленинградского района г. Калининграда от 08.06.2017 размер задолженности по алиментам, определенный на основании постановления постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинградского района г. Калининграда УФССП РФ по Калининградской области Корнаковой Ж.И. от 07.05.2015, был снижен и определен по состоянию на 31.12.2013 в размере 710 053 рубля 04 копейки.

На основании постановления судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Гурьевского района УФССП по Калининградской области Зазулиной М.В. от 16.05.2019 задолженность административного истца по алиментам по состоянию на 23.03.2019 составляла 539 900 рублей 17 копеек, при этом судебным приставом-исполнителем были учтены удержания, произведенные из пенсии Гончарова А.А. за период с февраля 2016 года по март 2019 года.

Указанная задолженность была погашена административным истцом, что подтверждается квитанцией на сумму 65 783,31 рублей (оплата задолженности по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГ), квитанцией на сумму 567 070,92 рублей (оплата задолженности по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГ) и квитанцией на сумму 6 669 рублей (оплата задолженности по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГ). Между тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГ постановление об отмене мер по обращению взыскания на пенсию и иные доходы должника судебным приставом-исполнителем не принято, в результате чего с пенсионного счета Гончарова А.А., открытого в ПАО Сбербанк, продолжали списываться денежные средства в пользу Гончарова И.М. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГ.

С учетом изложенного, административный истец Гончаров А.А. просил в судебном порядке признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Гурьевского района УФССП по Калининградской области, выразившееся в не направлении постановления об окончании исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГ должнику и в ПАО Сбербанк, а также в не принятии постановления об отмене мер по обращению взыскания на пенсию и иные доходы должника по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГ, возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя направить постановление об окончании исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГ должнику и в ПАО Сбербанк, а также вынести постановление об отмене мер по обращению взыскания на пенсию и иные доходы должника по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГ.

Административный истец Гончаров А.А., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Захарова К.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, указала, что алименты за период с 08.07.2020 по 01.09.2022 в сумме 124 114,30 рублей взысканы с Гончарова А.А. незаконно.

Административные ответчики и заинтересованное лицо Гончарова И.М., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 84 КАС РФ, обозрев материалы исполнительного производства -ИП, возбужденного в отношении Гончарова А.А., суд приходит к следующему.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

Из системного толкования положений части 1 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», статей 2, 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав-исполнитель обязан принять все необходимые и достаточные меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов, не допуская в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пункту 1 статьи 81 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

При исполнении судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей необходимо учитывать, с одной стороны, уровень защищенности прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке детей, а также необходимость максимального сохранения уровня их жизни, а с другой стороны, исключать чрезмерное обременение осуществляющих выплаты таких алиментов лиц.

В силу пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия.

В соответствии с частью 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Вместе с тем, ни достижение ребенком совершеннолетия, ни прекращение исполнительного производства о взыскании алиментов не изменяют природу ранее возникшего и неисполненного обязательства по уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, пока кредитором по этому обязательству является родитель, в пользу которого такие алименты взысканы.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам.

Таким образом, если исполнительный документ связывает прекращение алиментных обязательств с достижением ребенком совершеннолетия, то при наступлении 18-летнего возраста (или обретении ребенком полной дееспособности до этого возраста) судебный пристав-исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства на основании пункта 9 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено (часть 1).

Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 - 12 части 2 статьи 43 указанного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам (часть 2).

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства (часть 4).

В силу статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»